Проповедь De tempore на сухие дни* Перегрина Опольского.
Sit autem omnis homo velox ad audiendum (Иак 1,19)
Святой Иаков учит нас, какова должна быть позиция человека: во-первых, по отношению к Богу, когда говорит: Всякий человек да будет скор на слышание, (добавь: того, что говорит Бог); во-вторых, по отношению к самому себе, когда говорит: медлен на слова (Иак 1,19), ибо в болтливости не отвергается грех; в-третьих, по отношению к ближнему, когда говорит: медлен на гнев. Ибо гнев человека - как утверждает, - не творит правды Божией (Иак 1,19-20).
Тело и душа, сердце и язык, очи и уши разнятся друг от друга. (Можно тут привести нечто подобное).
Жил один король, у которого была одна, любимая дочь. Он построил для нее прекрасный замок, где она поселилась с одной служанкой, то есть с няней. Очевидно, что няня вместе с принцессой всегда перебывали в доме, как это принято у девиц, особенно у происходящих из знатных родов, которым не пристало крутиться там и сям. Были, однако, у них посланники, которые кружили по городу и передавали своим хозяйкам все, что узнавали о событиях вне замка. Был, однако, и неверный посланец, который раскрывал их тайны, по коей причине и принцесса и ее няня часто подвергались недовольству как короля, так и иных людей.
Милейшие, этот король – это Царь Небесный. Его дочь – верная душа, названная в «Песни песней» дочерью именитой: О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! (Песнь 7,2). Замок – это тело, няня – это сердце. Если няня добра, то и дитя доброе. Посему, если сердце доброе, то и душа добра. Очи и уши – два посланника. Ибо все, что уши услышат и очи увидят, о том тотчас же рассказывают. Двое неверных посланников – это сердце и язык. Когда сердце гневается, язык говорит и раскрывает тайны сердца. А поскольку так обстоят дела, святой Иаков учит нас, каким образом мы должны владеть ушами, как обуздывать язык, и каким образом успокаивать сердце. Уши он устанавливает, как бы быстрым посланником, в вопросе же языка возникает вопрос, должны ли мы молчать. Воистину нет! Соломон говорит, что есть время молчать и время говорить (Экк 3,7). Время молчания наступит в судный день, когда грешник замолкнет, ибо тогда говорить будет совесть, будут взывать стихии. Крест Христов будет громогласно взывать, а Господь будет показывать свои раны, тогда же замолчит и эта Славная Дева, которая сейчас заступается за нас.
Но сейчас – время говорить. Заметь, что Соломон пишет о трех периодах: плаче, радости и разговора. Первый период припадает на Великий Пост. Чтобы мы в это время как следует оплакивали наши грехи и страсти Господни! Период радости припадает на Пасху. Теперь же – период говорения. Задумаемся, однако, что мы должны говорить. Ибо речь двояка: добрая и злая. Добрая сводится к двум словам, а именно к исповеди и молитве. Человече, ты должен произносить эти два слова, которые настолько сильны, что можешь ними победить двух царей. Ибо одним словом победишь дьявола, вторым – свяжешь Бога. Посему одно из этих слов хочу сравнить с одной царицей, второе же с одним царем.
То слово, которым ты должен победить дьявола, звучит исповедь, и можем его сравнить с этой чистой царицей Юдифью, имя которой означает «доверяющая». Перебывала она в городе, который осаждал Олоферн, которого она потом убила. Юдифь символизирует душу, а город – тело, в котором душа пребывает, которое имеет пять врат, то есть чувств. Олоферн символизирует дьявола, который неустанно нападает на этот город, будь то обещаниями, будь то угрозами. Душа тогда убивает дьявола, когда исповедует свои грехи.
Вторым словом, которым ты должен победить Бога, является молитва, которую можно сравнить с молитвой царя Ездры в Ветхом Завете (1Эзд 10,1).
Читаем, что трем мудрецам был задан вопрос, что является наиболее сильным. Один ответил: вино, второй: женщина, третий сказал: царь. И каждый из них сказал правду. (ср. 2Эзд 3,10-12). Вином является Святой Дух, который так подкрепил апостолов, что завоевали они весь мир. Женщина – это Пресвятая Дева Мария, из-за которой Царь позволил ударять себя по щеке, ибо если бы не принял от Нее тело, не мог бы страдать. Царем же является молитва, ибо подобно как царь, который в своем царстве всевластно делает то, что хочет, и молитва повсюду делает то, что хочет. Ибо она сильна как в небе, так и у самого Бога, поскольку связывает Его и ведет куда хочет.
В «Житиях Отцов» читаем, что в одном доме жило четверо святых отшельников. Однажды, ведя благочестивую дискуссию, они спрашивали друг друга, что каждый из них считает своей добродетелью, в практике которой видит себя лучшим, чем другие. Первый сказал, что никто на этом свете не является худшим, чем он. Второй сказал, что быть может он был более других терпеливым. Третий заявил, что он охотно слушает о Боге. Четвертый, что охотно молится. И согласно помолились, чтобы Бог открыл им, кто из них Ему милее. И услышали голос, который изрек: «Первый меня хватает, второй удерживает, третий связывает, четвертый ведет куда хочет».
Молитва столь сильна, что прогоняет злых духов. Читаем об одном порочном, смертельно больном монахе. Григорий рассказывает о нем, что видел он дьявола в образе дракона, который усевшись на его груди, сильно давил на него и, раскрывая пасть, хотел проглотить его голову. Тогда монах неустанно взывал к братии: «Уходите, пусть проглотит меня этот дракон!» А они еще более горячее молились и этой ревностной молитвой они вынудили дракона отступить.
Молитва столь сильна, что открывает человеку небо, как это видно на примере святого Стефана, который своими молитвами разверз небо (Деян 7,56). Она столь сильна, что Моисей своими молениями осушил море. Ибо когда сыны Израиля, выходя из Египта, прибыли к Красному Морю, Моисей ударил посохом по водам морским и расступилось море на двенадцать путей, и посуху перешли они на другой берег (Исх 14,21).
Молитва продлила жизнь Езекии. Ибо когда посланный к нему по распоряжению Господа пророк возвестил ему, что должен умереть, Езекия, повернувшись к стене, горько плакал и молился. И тотчас по распоряжению Господа вернулся к нему пророк с известием, что проживет он еще пятнадцать лет (Ис 38,1-5).
От молитвы зависит также отпущение грехов. Во Второй Царской Книге читаем, что, когда Давид помолился, услышал: Господь снял с тебя грех твой (2Сам 12,13). А Матфей говорит: злой раб! весь долг тот, то есть грех, я простил тебе, потому что ты упросил меня (Мф 18,32).
Молитва также отдаляет искушения. Было это представлено в Первой Маккавейской Книге. Воззвали сыны Израиля к Господу и убежали войска Тимофея (1Макк 5,33-34). Сыны Израиля означают нас, христиан, окруженных войсками Тимофея, то есть искушениями дьявола. Но эта угроза проходит, когда, молясь, мы взываем к Господу. Исидор говорит: «Молитва – это лекарство для того, кто горит пламенем грешных искушений, чтобы сколько бы не пятнал его грех, он полностью предавался молитве, ибо частая молитва полностью разрушает греховные искушения».
Молитва также имеет силу умножать плоды земли. Иаков говорит: Илия опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой (ср. Иак 5,18).
Молитва – это нечто драгоценное, поскольку пост и милостыня, кажется, являются слугами молитвы. Ибо являются как бы двумя крыльями, о которых говорит Исидор: «Тот, кто хочет, чтобы его молитва вознеслась к Господу, пусть даст ей два крыла, то есть пост и милостыню». Примем же и мы это поучение!
* Дни поста и воздержания в намерении благодарения за плоды земли.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий