Доныне вы ничего не просили во имя Мое

5/22/2022, No Comment

Проповедь De tempore в пятое Воскресенье после Пасхи Перегрина Опольского.

Usque modo non petistis quidquam in nomine meo (Ин 16,24)

По той причине, что Христос вскоре должен отправиться к небесному двору, мы должны подготовить прошения, чтобы Он от нашего имени представил их Богу Отцу. Ибо молитва – это наш посланник, который исполняет поручение там, куда тело не может войти. В словах сегодняшней евангелии мы можем выделить три вопроса. Во-первых, щедрость Бога, который побуждает нас к подавать прошения, говоря: просите и получите (Ин 16,24). Во-вторых, наша медлительность, что было выражено словами: доныне вы ничего не просили во имя Мое. В-третьих, поучение о цели наших просьб: чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16,24).

Посему, щедрость Божья выражается в том, что Бог побуждает нас, чтобы мы просили. Князья, когда получают свои земли, обычно оказывают щедрость и одаривают своих рыцарей большими дарами. Посему, в день Вознесения, согласно учению Церкви, Царь Царей снова принимает свое царство и проявляет щедрость, выслушивая молящихся. Бог побуждает нас также, чтобы после Вознесения на молитве ожидать Святого Духа, так как это делали апостолы вместе с Марией и женами в горнице. Деяния Апостолов повествуют: все они единодушно пребывали в молитве и молении с женами и Мариею… (Деян 1,14).

Поскольку Господь взошел на небеса, должен увеличиться число послов, отправляющихся туда и возвращающихся. Было это представлено в Книге Бытия, когда Иаков… увидел лестницу… и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по ней (Быт 28,12). Ангелы, то есть посланцы, восходящие вверх – это молитвы верных, ангелы, сходящие вниз – это вдохновения Божьи. Бог не только побуждает нас к просьбам, но хочет дать нам больше, чем мы осмеливаемся просить. И в этом также проявляется Его великая щедрость. Пример тому находим у Луки (Лк 1). Когда Захария молился за народ, Бог дополнительно возвестил ему рождение вожделенного сына. Услышал он тогда слова: услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына (Лк 1,13). Также Соломон просил мудрости, а Бог дал ему и богатство, и славу (1Цар 3). Именно так проявляется Божья щедрость.

Во-вторых, эта евангелия говорит о нашей медлительности в молитве: доныне вы ничего не просили. Много таких, кто довольствуется преходящими радостями, и были осуждены Господом. Лука говорит: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк 6,24). Не заботятся они о вечной радости, а это упущение заслуживает сурового порицания, ибо пренебрегают они великим милосердием, которое в это время оказывает нам Бог. О, как бы радовался тот богач, который более тысячи лет тому назад просил покрытого струпьями Лазаря о капле воды, поданной на пальце, но не был выслушан (Лк 16,19-25), если бы он услышал: просите! Посему не будем же медлительными в просьбах, ибо эта медлительность – преграда в получении плода молитвы.

В «Житиях Отцов» читаем, что некоего брата упорно мучил злой дух. Посему он часто ходил к приору, прося его молиться за него. Но частая молитва старца не помогала. Ночью Господь открыл приору, что причина, почему он не бывает выслушан, лежит в поведении брата. Ибо приор узрел монаха, сидящего и наслаждающегося видом дьявола, который приобретал разнообразные образы женщин. Узрел он также ангела Господнего, весьма разгневанного на монаха, поскольку тот не оторвался, не пал на колени, чтобы молиться Богу, но наслаждался своими мыслями. Посему приор узнал, что по вине брата не был выслушан и сказал ему: «Невозможно, чтобы дьявол отступил, хотя другие молятся за тебя, если ты сам не возьмешься за труд ревностной молитвы к Господу». И так был выяснен второй вопрос.

В-третьих, евангелия поучает нас, о чем мы должны просить, когда говорит: просите… чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16,24). Посему следует просить о чем-то постоянном, что остается, а не о преходящих благах, каковыми являются богатства, удовольствия и почет, не о радости мира сего, которая как одна капля в сравнении с радостями будущей жизни. Неразумно было бы просить Господа Всего о радости этого мира, так как не уместно было бы просить короля Франции об одной капле воды или вина.

Посему должны мы просить об отпущении грехов. Было это представлено в Книге Товита. Сара, у которой умерло семеро мужей, поскольку овладел ими злой дух, молилась такими словами: Прошу, Господи, чтобы Ты меня от оков этой укоризны избавил (ср. Тов 3,15). Сара означает каждую верную душу, которая должна просить об освобождении от оков греха, чтобы в судный день не испытала порицания, то есть стыда перед всем миром.

Должны мы также просить пищу для подкрепления тела и души. Было это представлено в Книге Бытия: народ вопиял к фараону о хлебе (Быт 41,55). Этот люд означает христиан, которые должны приблизиться к фараону, то есть ко Христу голосом молитвы и просить пищу для души, то есть Тело Христово и Слово Божье. Тело для поддержания жизни и Слово для просвещения души.

Должны мы также просить царства небесного. Было это представлено в Книге Бытия. Сыны Иакова сказали фараону: позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем (Быт 47,4). Ибо в земле ханаанской, в результате усиливающегося голода, не было травы для стад. Земля ханаанская была сухой, а земля Гесем плодородна, поскольку орошалась Нилом, райской рекой. Земля ханаанская означает этот мир, который неурожаен, сух. Сыны Иакова, пришедшие к фараону, это христиане, приближающиеся ко Христу в молитве и просящие, чтобы дана им была богатая всяческими благами земля Гесем, то есть царство небесное. Ибо Гесем означает «земля, изобилующая дождем» и это верно, ибо подобно как никто не может сосчитать тут капель дождя, так никто не может сосчитать тех радостей, которые в небе. Поэтому, когда одного злого духа спросили, сколь огромная радость царит в небе, он ответил: «Разве можно сосчитать пылинки в солнечном свете»? Подобно и радостей неба никто сосчитать не может.

Должны мы также просить, чтобы радость наша была полной (ср. Ин 16,24). В Книге Бытия читаем, что Иосиф, отдалив египтян, устроил в полдень пир со своими братьями (Быт 43,32). Иосиф символизирует Христа, Его братья – это все избранные, с которыми Он будет пировать, которые будут сидеть пред Ним, каждый на месте согласно своим заслугам. Все воссядут за одним столом, ибо будет там в различной славе одна радость для всех. Пир этот состоится в полдень, когда солнце в зените, воздух теплее, день яснее, то есть, когда будет наибольшая радость, наитеплейшая любовь и истина наиболее видима. Попросим же об этом, поскольку Он обещал нас выслушать.

Читаем об Александре, что, когда он достиг Каспийских Гор, сыны неволи послали к нему по десять из колен Израиля и их не задерживали, чтобы они прибыли к нему. А когда Александр понял через переводчиков, что они поклоняются истуканам, решил пленить их среди скал, зная, однако, что это усилие превышает человеческие возможности, и что не сможет перекрыть горные перевалы, просил Господа, чтобы совершил это. И скальные обрывы сошлись друг с другом, и место стало непроходимым. Но в конце мира они покинут это место. Иосиф говорит: «Что же Бог сотворит для верных, если сотворил такое для язычника!»

Посему задумаемся, каким образом мы должны просить. Было это сказано словами: Во имя мое! (Ин 16,24). Беспечным и радостным приближается к величию царя тот, кто просит, ссылаясь на его возлюбленного сына. В Его имя святые творили чудеса и потому не является чем-то необычным, если во Имя Его и мы будем выслушаны.

Просить мы должны покорно, не уповая на свои заслуги, как это делал фарисей (Лк 18,9). Молитва смиренного проникнет сквозь облака (Сир 35,17). Именно так та Сонамитянка просила о пробуждении сына: пришла на гору и ухватилась за ноги Елисея (2Цар 4,27).

Просить мы должны стойко. Претерпевший же до конца спасется (Мф 24,13). Амвросий говорит: «Если кренится корабль, на котором плывешь, ты взываешь помощи». А ты, постоянно подверженный опасностям, который должен безустанно сражаться с невидимыми, жаждущими крови врагами твоей души, молчишь. В молитве взывай же к Господу, и получишь помощь!

Просите…

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий