Возрадуемся, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя

2/05/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святой Агаты, мученицы Перегрина Опольского.

Gaudeamus, quia venerunt nuptiae Agni, et uxor ejus praeparavit se (ср. Откр 19,7).

В этих словах говорится о духовном бракосочетании Христа и святой Агаты, и выражают они три вопроса. Во-первых, они призывают нас к радости: Возрадуемся! Во-вторых, описывают Жениха этой девы, говоря, что Он – Агнец: наступил брак Агнца. В-третьих, обращают внимание на прекрасное одеяние невесты: и жена Его приготовила себя.

Что касается первого, заметь, что должны мы радоваться по трем причинам. Во-первых, потому, что наша сестра была весьма возвышена, ибо была обручена небесному Властителю. Если бы какая-то девушка, происходящая из самого низкого рода, обручилась с князем или королем, весьма бы радовалась. Так и мы должны радоваться, поскольку наша сестра, святая Агата, от нашей плоти и наших костей – наша, говорю, а ведь мы – прах и пища для червей, была ныне обручена с Властителем неба, Христом.

Во-вторых, мы должны радоваться, ибо она горячо молит своего Жениха, чтобы смилосердился над нами – ее семьей. Ибо, согласно Августину, когда мученик страдает, страдает, чтобы получить награду для себя и милость для нас. Аллегорически это было представлено в Книге Эсфирь, когда Эсфирь пришла к царю Артаксерксу, чтобы просить его за свой народ. И своими просьбами отвела гнев царя (Есф 5,1-14).

В-третьих, должны мы веселиться по примеру ангелов, которые сегодня переживают огромную радость из-за пребывания вместе со святой Агатой. Поэтому сегодня мы поем: «Возрадуемся все в Господе, день…» и т.д.

Что касается второго, было показано, каков Жених. А именно – Он могуществен, мудр, благороден и является нашей помощью. Все эти черты находим у Агнца. Воспламенившись гневом, Агнец весьма твердо и необычайно сильно ударяет, всегда, когда грешник провоцирует Агнца против себя. Пока одним ударом или молнией и какой-иной карой не убивает его. И потому что он могуществен, мы должны Его страшиться. Бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф 10,28). Агнец также мудр, ибо знает все, даже тайны сердечные. Поэтому в Откровении сказано: никто не мог… раскрыть книгу (Откр 5,3), конечно – книгу совести, как только Агнец, закланный (Откр 5,12). Поэтому также мы должны стыдиться делать зло на Его очах. Он также благороден. Об этом свидетельствует то, что всех, кто будет приглашен на Его свадьбу, сделает князьями и королями. Даже служить Ему на этом свете значит тоже, что царствовать. А поскольку он столь благороден, мы должны Его весьма почитать. Он также является нашей помощью и поддержкой, ибо свою невесту и нас всех Он кормит своим Телом, поит своей Кровью, одевает в свою волну, а своим ликом – увеселяет. Блаженна невеста, которая была обручена с таким Женихом.

Что касается третьего, было показано, как эта невеста была облачена, а именно – тройной ризой: зеленой, белой и красной. Зеленая риза – символ ее мудрости, которую она явила в борьбе с Квинтианом. Ее мудрость была столь огромной, что смогла она не только защитить свою веру, но также опровергнуть ложное учение неверных.

Белая риза символизирует ее чистейшее девство, которое тем более было достойно славы, что соединялось с ее телесной красой. Отличалась она красой и духа, и тела. Для многих краса была причиной испорченности и часто те, кто имеет прекрасное тело, духовно уродливы. Те, кого Бог удостоил большей, чем у других, красой, чаще выступают против Бога, согрешая.

Девство святой Агаты, в котором она непоколебимо пребывала, было также достойно похвалы, поскольку она не совершила греха. Поэтому читаем, что когда наместник провинции, Квинтиан, восхотел взять ее в жены, на что она не согласилась, отдал ее некой блуднице по имени Евфродизия и девяти ее девицам, занимающимся блудом, чтобы в течение тридцати дней уговорами совратили Агату с пути добродетели. Но святая Агата, уже долго ними склоняемая, сказал им: «Мой дух зиждется на скале и основание имеет во Христе. Ваши слова – как ветер, ваши обещания – как дождь, ваши угрозы – как молнии, которые хоть и нацелены в основание моего дома, но не могут ему грозить». А Евфродизия, видя, что Агата непоколебима, сказала Квинтиану: «Легче можно сокрушить скалы и железо превратить в мягкий свинец, чем душу этой девы отвратить от веры христианской и целомудрия». Ее девство было также достойно похвалы, поскольку она сохранила целомудрие среди утех и богатств, среди которых оно бывает под угрозой.

Агата была также облачена в красную ризу, которая является символом стойкости в мученичестве. Ибо когда Квинтиан не мог склонить ее к принесению жертв идолам, приказал надавать ей пощечин и потом отвести в темницу, в которую она шла с огромной радостью, полная достоинства, как будто бы была приглашена на пир. На следующий день сказал ей Квинтиан: «Отрекись от Христа и принеси жертву богам!» Когда она отказалась, приказал привязать ее к столбу и мучать пытками. А Агата сказала: «Я радуюсь этим страданиям как тот, кто слышит благую весть, или как тот, кто видит то, что давно жаждал увидеть, или как тот, кто нашел огромное сокровище». Тогда разгневанный Квинтиан приказал выкручивать ее груди и после долгих пыток, приказал их отрезать. Агата же сказала ему: «Негодный тиран! Не стыдишься отрезать женщине то, что сам сосал у своей матери!» Тогда он приказал ввергнуть ее в темницу, запретить вход лекарям и не позволять давать ей ни хлеба, ни воды.

И вот, около полуночи пришел к Агате некий старец с различными снадобьями, а предварял его юноша со светильником. Этот старец сказал ей: «Хоть пытал тебя наместник провинции, теперь ты сможешь исцелиться». А Агата ответила: «Никогда я не применяла для своего тела лекарства, составленного из материальных компонентов». Старец же сказал ей: «Я – христианин, посему, дочерь, не стыдись!» Агата же ответила: «Как же я могу стыдиться, ведь ты старец, а я жестоко искалечена, так что никто не может чувствовать искушение из-за меня». Он же спросил: «Тогда почему ты не хочешь позволить, чтобы я тебе исцелил?» Она ответила: «Есть у меня Господь Иисус Христос, который словом лечит все. Он, если захочет, может меня исцелить». Тогда старец сказал ей: «А я – Его апостол, и знай, что в Его Имя ты была исцелена!» И тотчас Апостол Петр исчез. Агата, возблагодарив Бога, поняла, что полностью излечилась, что ее груди было исцелены.

Через четыре дня Квинтиан сказал ей, чтобы воздала честь идолам, если не хочет претерпеть еще более тяжкие мучения. А Агата сказала ему: «Несчастный, как же ты хочешь, чтобы я чтила камень, а отреклась от Бога, который меня исцелил?» А Квинтиан спросил: «А кто тебя излечил?» Агата же ответила: «Иисус Христос, мой Господь», на что Квинтиан сказал: «Слышу, что ты снова произносишь имя, которое я не желаю слышать». Агата же ответила: «Как долго буду жива, не отрекусь от Него». Тогда Квинтиан приказал рассыпать разбитую скорлупу, смешанную с раскаленными углями и протащить по ним обнаженную Агату. А она тогда так молилась: «Господи Иисусе Христе, сотворивший меня и хранивший с детства, сохранивший мое тело от нечистоты и отдаливший от меня любовь мира сего, сотворивший, что я преодолела страдание, прими мою душу и прикажи ей прийти к Твоему милосердию!» Когда так лежала, полностью измученная, облеченная в красную ризу мученичества, испустила дух.

Когда же верные похоронили тело святой Агаты, некий юноша, облаченный в шелковые одеяния, которого никогда в тех краях не видели, в обществе ста, облаченных в белые ризы, прекрасных юношей, приблизился к ее телу и положив мраморную табличку у ее головы, исчез вместе со своими товарищами на глазах у всех. На табличке же было написано: «Душа святая, добровольно страдающая, слава Бога и освобождение отчизны», что следует понимать следующим образом: «Имела она душу святую, пожертвовала себя добровольно, воздала славу Богу и спасла отчизну от огня».

Ибо когда некая гора, находящаяся недалеко от города, расселась и из нее вырвался огонь, который потоком стекая с горы сжигал находящиеся на ней скалы и стремительно приближался к городу, язычники, взяв плиту, которая находилась на могиле святой Агаты, поставили ее как заслон против огня. Огонь тотчас остановился и далее не продвинулся.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий