Подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя на поле своем

2/06/2022, No Comment

Проповедь De tempore в пятое воскресение после Богоявления Перегрина Опольского.

Simile factum est Regnum Cӕlorum homini qui seminavit bonum semen in agro suo (Мф 13,24)

В этой евангелии были подчеркнуты вещи: благость Бога и подлость дьявола. О благости Бога свидетельствует то, что посеял Он доброе семя, на тройном добром поле. Посему было сказано в Книге Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1,31).

Его благость открылась также в том, что не позволил Он выбрать плевелы из пшеницы, ожидая, не превратятся ли ненароком плевелы в пшеницу. Позволил таким образом пшенице и плевелам расти вместе до жнив. Пшеница означает людей добрых и святых, которые собираются в небесных житницах. Плевелы же означают грешников, которые бесполезны и годны только на сожжение в пламени адском, а благость Бога позволяет им существовать только по двум причинам.

Во-первых, ради возможности исправления. О, как много столь злых людей, что, если бы сейчас застала их смерть, наверняка были бы осуждены. Но они могут еще исправиться и быть спасенными. И терпит их Бог потому, что они могут исправиться, ибо те, кто недавно усох, не принеся никакого плода как сухие деревья, которые не дают никакого плода, вскоре потом приносят плоды добрых деяний. Прекрасно было это выражено у Луки, где сам Господь говорит: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу… и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13,6-9). Человек этот представляет Бога, у которого есть виноградник, то есть Церковь, и есть у Него в нем разные виноградари, то есть проповедники. А управляющим виноградника является сам Христос.

Дерево представляет человека, имеющего неурожайные уста, ибо никогда доброе слово не выходило из его уст. Он также неурожаен сердцем, ибо никогда добрая мысль не вышла из его сердца. Подобно неурожайны и другие члены его тела. Бог, видя это, распоряжается, чтобы его, как бесполезного, удалить с помощью смерти и ввергнуть в адский огонь. Тогда Христос говорит Отцу: оставь ее, пока я окопаю ее при помощи моих проповедников, которые своим учением выкопают злые деяния, то есть грех, из сердца человека. Также обложу навозом, то есть напомню ему, что он превратится в навоз, когда сгниет в могиле. И так он начнет приносить плоды. Посему тогда, когда перестанет плодоносить, поступим с ним так, как обычно поступают с неурожайными деревьями.

Во-вторых, Бог позволяет существовать грешникам ради их общения с праведниками, а именно добрые люди связаны с грешными. Посему, если бы кто-либо хотел поджечь какой-то дом, в котором живет много грабителей, но в нем также живет один человек благой и невинный, а заодно друг того поджигателя, то ради него одного пощадил бы и всех остальных. Так поступает Бог. Хотя не раз позволил бы уничтожить какую-нибудь деревню или город по причине грехов их жителей, то все-таки щадит их ради людей благих, которые находятся среди них и молятся за них.

И на это имеем пример в Ветхом Завете. Читаем в книге Бытия (18), что к Аврааму прибыли три ангела, которых он радушно принял. Один из них возвестил, что у Авраама родится сын. Двое других были посланы, чтобы уничтожить Содом. Когда Авраам их проводил, утром сказал ему Господь: вопль Содомский достиг Меня… сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (ср. Быт 18,20-21). И сказал ему, что хочет их уничтожить. Сказал Авраам Господу: Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? (ср. Быт 18,23). Ибо был у Авраама племянник в том городе, а именно Лот. А Господь ему ответил: «не погублю праведных с нечестивцами». Авраам же спросил: Если будет там пятьдесят праведников, погубишь ли всех? (ср. 18,24). Ответил ему Господь: Не погублю, если будет их сорок пять (ср. 18,28), не погублю, если будет их тридцать (18,31), не погублю, если будет их двадцать, и если будет их десять - не погублю (ср. 18,32). И спросил Авраам: «Пощадишь всех ради них?» А Господь ответил: Не погублю ради десяти (18,32). А поскольку не нашлось и десяти праведников среди них, потому были уничтожены. Это пример того, что Бог хранит в этом мире злых, ради добрых.

Этот человек имеет три поля. Одно положено высоко, второе посредине, а третье очень низко.

Первое поле – это царство небесное. О нем говорит Бог через Пророка: Краса полей со мною (Пс 49,11; Вульгата: pulchritudo agri mecum est). Это поле было искуплено кровью Христа как место похорон пилигримов, то есть нас – христиан, ибо мы пилигримы в этом мире. На этом благословенном поле посеял Бог ангельскую природу, ибо было это наилучшее семя, которое должно Его славить, а нам в вечности служить. Все, что мы сейчас посеем на этом поле, будем пожинать в будущем, ибо ничто у нас не пропадет.

Второе поле – поле, лежащее посредине, то есть рай. На этом блаженном поле посеял Господь семя человеческое, а именно род людской, который должен был жить веками без хворей, без страданий и без какого-либо недостатка, если бы остался в раю.

Третье поле – сердце человеческое, в котором Бог посеял святые желания, добрые намерения, благословенные мысли и другие подобные ценности. И в этом явилась великая благость Бога, что имеет Он добрые поля и сеет на них добрые семена.

Говорит об этом Лука: Семя упало на добрую землю (ср. Лк 8,8), то есть на святые желания.

Во-вторых, в этой евангелии была показана подлость дьявола, проявляющаяся в том, что на этих наилучших полях он подсеял плевелы. На первом поле досеял гордыню и из-за этого проклятого плевела испортил небесную пшеницу, а именно природу ангелов, которая была полностью уничтожена.

На втором поле посеял непослушание, из-за которого эта благородная пшеница была приговорена к изгнанию в этот мир. Непослушание было покарано, ибо плевел этот, то есть непослушание Богу весьма неприятно, послушание же Ему очень мило.

Некто, будучи в восхищении, узрел четыре шеренги пред Богом. Первую шеренгу составляли слабые и приносящие благодарения; вторую – гостеприимные; третью – живущие в одиночестве; четвертую – те, кто ради Бога послушно вверили себя своим настоятелям. Эта четвертая шеренга стояла выше и принимала большую славу чем остальные, получив золотой венец.

На третьем же поле, то есть в сердце человека, дьявол досеял крапиву, то есть полынь ненависти, гнева (…) и смрад разврата. Ибо это заслуживающие осуждения всходы, аллегорически представленные филистимлянами. Читаем об этом в Книге Судей (15,1-8). Самсон по причине оскорбления, которое встретил со стороны филистимлян, поймав триста лисиц… и привязав факелы к их хвостам, пустил их на посевы филистимлян. Все сгорело (ср. Суд 15,4-5). Самсон представляет каждого верного, который по его примеру должен взять горящие факелы, то есть мученичество святых и страсти Христа, чтобы приготовить из них огонь сокрушения и бросить его на посевы, то есть на грехи, которые посеяли филистимляне, то есть злые духи на поле его сердца. Таким образом одержите победу над грехами, подобно как сделала это Мария Магдалина и другие грешники, чего и нам соблаговолит уделить Благой Отец. Просим!

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий