Из статьи брата Марка Розплоховского ОР, Иоганн Фалькенберг ОР – трагическая особа*, 1.
Иоганн Фалькенберг – особа, несомненно, трагическая, и одновременно – выдающаяся. В наше время помнят о нем только то, что его работы вызывали огромные противоречия, однако забывают, что для того, чтобы написать эти работы, о которых будут так много говорить, независимо от того, хороши они или плохи, нужно было, чтобы их автор был очень хорошо осведомлен касательно предмета, за который он взялся. Несомненно, так было в его случае, поскольку он получил основательное образование. Поэтому в своей работе я сначала займусь темой его образования и занимаемых постов, и только в их контексте представлю споры, в которых он участвовал.
Особа доминиканца
Родился он в середине XIV века, правдоподобно в городке Фалькенбург (другое название Фалькенборг, Фалькенберг). Начальное образование получил в родном городе, в приходской школе, после чего отправился в университет в Праге. Там же он изучал свободные искусства, получил в 1384 году степень магистра. Однако по причине конфликта касательно влияния в университете между чешскими магистрами и магистрами иных национальностей, в 1385 году Иоанн переехал в Вену, где он записывается в университет и становится экзаменатором бакалавров. Что происходило в следующие десять лет его жизни, неизвестно. Известно же, что в этот период он стал братом Ордена Проповедников польской провинции. Поселился в каменском конвенте, где продолжал начатое, несомненно в Вене, теологическое образование. После завершения обучения, стал сначала лектором в краковском конвенте, а потом регентом образования. Это свидетельствует, что он был весьма одаренным теологом и несомненно одним из наиболее цененых во всей провинции, если ему вверили столь важный пост.
Иоганн Фалькенберг пребывал в Кракове до 1406 года, когда был изгнан из-за спора с епископом Вормсским, профессором теологии из Гейдельбергского университета, Матфеем Краковским, в который был втянут. После пребывания в Праге Иоганн Фалькенберг стал инквизитором в Магдебурге, где в 1411 году обвиняет в ереси иоаннита Иоганна Свейделера. Следующие три года жизни этого доминиканца остаются неизвестными, известно же, что примерно в 1414 году он появляется у Великого Магистра Ордена Госпитальеров Немецкого Дома Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме (Тевтонский Орден), по заказу которого пишет свое наиболее известное творение, то есть Сатиру на ереси и другие мерзости поляков и их короля Ягелло. Однако, как оказалось, сатира эта была слишком сильной, поэтому Тевтонцы решили, что не станут распространять этот пасквиль, и отдалили Фалькенберга. Когда доминиканец был отвергнут, он направился в Париж, чтобы там опубликовать свои нападки на Польшу и её короля. Он понимал, что для того, чтобы распространится, его работа должна быть поддержана определенным авторитетом, в связи с этим он решил добиться благосклонности профессоров Парижского Университета, в котором он вскоре получил степень магистра святой теологии. Оттуда в 1415 году он отправился на Констанцский Собор, на котором защищал свою сатиру, которую поляки назвали ересью.
Из биографии Иоганна Фалькенберга легко сделать вывод, что был он особой выдающейся. Был он знатоком теологии и канонического права, а также превосходным и упорным апологетом, из-за чего споры с ним были для его противников весьма нелегкими. Увы, монах был в спорах очень жестким и часто прибегал к очернению доброго имени лиц, которых признавал врагами своими и Церкви.
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий