Баталии в Парижском Университете

2/11/2022, No Comment

Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава IV. Какие он написал книги. Как опровергал ошибки. Как он обратил двух иудеев, 20.

После этого Доктор занялся в Парижском университете опровержением другого недавно возникшего заблуждения, которое пошло не от измышлений иноверца, а было изобретено верными (впрочем, в этом они не верны) – Гильомом Сент-Амурским* и Сигером** и другими их последователями. Они ошибочно учили, что нищенствующие иноки, не работая руками, не способны и пребывать в уединённом созерцании, преуменьшали высоту их благоразумия и заслуги праведности; к этому они добавляли другие – как ошибочные, так и лживые – софизмы против иночества, нищеты и их спасительных установлений, желая подорвать основы нищенствующих орденов, которых терпеть не могли, уязвляемые одною лишь завистью. Это заблуждение приносило верным тем больше несчастий, чем больше ему верили власть предержащие.

Получив письменную отповедь, они осудили своё злоучение, но не поразмыслив над ним в достаточной мере, в дальнейших своих писаниях не отвратились от него. А не пожелав отвратиться, они из одной лишь зависти сурово ополчились против святых Божиих и написали, чтобы уничтожить их, книгу, исполненную проклятий и еретического нечестия***. И вот, чтобы донести своё мнение до слуха Вселенской Церкви и, обесславив нищенствующее иночество, повергнуть монашеский подвиг бедности в вечное забвение, они, изображая из себя ревнителей Церкви и поборников веры, представили свою книгу Святейшему отцу и Господину Папе Клименту IV. Верховный понтифик приказал ответить на неё досточтимому отцу и магистру Ордена брату Иоанну Верчелльскому, а он попросил Доктора прибыть на капитул в Ананьи, где и поручил ему это задание перед лицом братьев, воздыхавших и плакавших от тяжких сомнений в участи Ордена и исходе борьбы с противниками.

Брат Фома, взяв книгу и вверив себя молитвам братии, внимательно прочитал её, основательно понял и ответил, что не горячей любовью к истине были вдохновляемы сии учители и не ревность о спасении братьев воспламеняла их, но двигала ими поддельная любовь и враждебная милости зависть; что они уклонились от основ веры и дурно толковали учение Святых Отцов.

И вот, когда по приказу Магистра Ордена братья снова собрались на капитул, брат Фома, исполнившись Святого Духа, который во всём содействовал ему, сказал: «Братия, уповайте на Бога, призвавшего вас к Своему служению! Итак, прочёл я сей пасквиль воинствующего неверия и обнаружил, что он дурно обосновывается истинами веры и высказывания Святых отцов в качестве поддержки основных положений подобраны плохо. На этот нечестивый пасквиль, я, призвав Святого Духа, обнажающего ложь и открывающего сокровенное, отвечу книжкой, согласной с истиной». И в скором времени, в ответ на приказ Верховного понтифика, он представил ему книжку, в которой отвечал на доводы нечестивых, основываясь на началах веры. Папа принял её и признал чисто католической, а пасквиль противоположного содержания осудил как сомнительную в отношении веры.

Эту свою книжку об их злоучении и Божией справедливости он по просьбе Наместника Божия начал так: «Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову; против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою» (Пс. 82: 3-4). Очевидно, что таковую книгу Доктор создал не в силу человеческих способностей, но, скорее, приняв её в Духе из десницы Сидящего на престоле (Отк. 5:7). А поскольку в ней Доктор совершенно распутал все гнусные хитросплетения врага, то Верховный понтифик осудил оный пасквиль и нечестивые суждения, а самих учителей заблуждения вместе с их соучастниками сместил с кафедры и, изгнав из Парижского университета, лишил всех званий.

Однако Доктор после чудом одержанной победы не превознёсся, но, смирившись пред Богом, вернулся в Париж, где к посрамлению хулителей святости и утешению последователей истины обнародовал свою книжку по спорным вопросам. В ней он показал иночество зиждется на прочнейших основаниях, поскольку путь добровольной бедности предложен самим Господом, а упрямое злоучение преследователей монашества уклоняется от Господних советов и дерзко представляет, будто сей спасительный путь ведёт к гибели и является причиной упадка. И поскольку гремела молва, что сей непобедимый боец Церкви способствовал подъёму церковного учения и оживил науку, славный король св. Людовик**** в честь оного блистательного триумфа пожаловал Ордену проповедников две школы в составе теологического факультета Парижского университета, чтобы придать чести Ордену, член коего, Учитель Церкви победил врагов веры в учёном диспуте.

* 1202 – 1272 гг., крупный философ и богослов, один из основателей и первых ректоров Сорбонны, критик нищенствующих орденов.

** Сигер Брабантский, 1240-1284 гг., философ, профессор Факультета искусств Парижского университета, один из основателей латинского аверроизма.

*** вероятно, имеется в виду памфлет Гильома Сент-Амурского «Об опасностях новейших времен» – прим. пер.

**** Людовик IX Святой, 1214-1270 гг., король Франции.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий