Проповедь De tempore в воскресение Семидесятницы Перегрина Опольского.
Simile est enim regnum cӕlorum homini patri familias qui exit primo mane conducere operarios in vineam suam (Мф 20, 1)
В этой евангелии Церковь показывает нам, что труд был возложен на род людской в результате греха. И поэтому Церковь призывает нас в воскресенье Семидесятницы к скорби. Воскресенье это названо Семидесятницей в память того, что на протяжении 70 лет отцы наши перебывали в вавилонском плену (Иер 25,11). Они, придя в Вавилон, повесили на вербах арфы радости (Пс 136,2). Мы также оставляем «Аллилуйя» в священнические часы, «Слава во вышних» во время мессы, «Тебя Боже прославляем» в утренней, ибо это песни радости. Ибо род людской узрел, что впал в огромную опасность и несчастье. Этот род людской, который прежде был бессмертным, теперь подвержен смерти, который должен обрести небо, теперь боится быть погребенным в преисподней.
Одно из песнопений в сегодняшней мессе начинается словами: Объяли меня муки смертные… (Пс 17,5). И посему святая Матерь Церковь в сегодняшней евангелии призывает нас словами Господа к труду, чтобы мы благодаря нему получили деньги, позволяющие нам выкупить себя из рабства. Это рабство символизирует в Церкви семидесятница, которой сегодня инициируем девятинедельное время скорби, продолжающееся до самой Пасхи. А это потому, что девять хоров ангелов отпало от общины.
Хозяин (Отец семейства) из сегодняшней евангелии представляет Бога Отца, у которого есть две семьи: одна в небе, вторая в этом мире. Виноградник же представляет мир. Этот виноградник Он основал тогда, когда из ничего сотворил мир. То есть виноградник этот – это Церковь. А разделена она на три части. В одной части растут виноградные лозы, которые приносят Богу вино смешанное. Во второй части растут лозы, которые дают Богу мутное вино. В третей части растут лозы, которые приносят Богу вино благородное и чистое. Первые лозы – это живущие в супружестве, вторые – сохраняющие воздержание, а третьи – хранящие целомудрие. Ограда, которую Бог построил вокруг виноградника, весьма крепка. О, Господи, из камня ли она, или из хвороста? Наверняка не из хвороста. Но из чего же она сделана? Бала она сделана из огромных великанов, каждый из которых настолько силен, что своей силой мог бы уничтожить большую часть мира. Поэтому они названы Богом силами небесными. И являются ними, человече, святые ангелы, которые тебя хранят. Ибо сколько есть виноградных лоз в винограднике, столько людей в Церкви, столько же ангелов-хранителей и поэтому Господь говорит: На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей (Ис 62,6).
Эта стена защищает нас от лиса, который привык подкапывать виноградник. Лис – зверь весьма хитрый и коварный. Однако намного более коварен дьявол, который пытается подкопать этот виноградник, подшептывая зло. Препятствуют ему в этом ангелы. Поэтому Августин говорит: «Ибо если бы Бог в своем милосердии не защитил человека вскоре после того, как он смертельно согрешил, тогда дьявол свернул бы человеку шею». Благодари же Бога за такую стену.
В этом винограднике Бог возвел двоякую башню. Одна – светская власть, вторая – власть духовная. Послушай владетель, рыцарь или судья! Если увидишь, что Церкви наносят какую-то обиду, ты должен защищать ее. Вторая башня – власть духовная, то есть папа, кардиналы, епископы и остальные духовные лица. Они же должны защищать дела духовные. К труду в этом винограднике призывает Господь всех людей, то есть детей, юношей, взрослых, старших и совсем престарелых, и потому вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой.
Рано была призвана Блаженная Дева, которая в возрасте трех лет была определена для службы Божьей в храме и оставалась там до четырнадцати лет, когда был ей благовещен Сын, которого Она родила в пятнадцать лет. В третий час был призван святой Иоанн Креститель. В шестой – Иоанн Евангелист, который был весьма молод. В девятый – остальные апостолы, которые были уже немного старше, как Петр или Филипп, и которые имели уже детей. В одиннадцатый час был призван разбойник с креста. Он, призванный последним, первый получил плату. А поскольку все мы были призваны в этот виноградник, посему не будем же оставаться в ней праздными, но со рвением будем трудиться, чтобы не быть отвергнутыми как бесполезные слуги. Много же чего призывает нас к труду.
Первое – присутствие наблюдающего за работой, то есть Бога. Ибо Бог всегда близко к нам, когда мы трудимся. Человек же, когда видит, что его господин присматривается к нему, работает с особенным рвением. А Бог воистину видит не только наши действия, но также намерения и поэтому мы должны трудиться особенно усердно. В Книге Экклезиастика читаем: Все дела их — как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их (Сирах 17,16). Дивно то, что человек стыдится делать злое перед одним лишь ребенком, и не стыдится пред Богом.
Примером этому служит одна блудница, к которой пришел некий богобоязненный муж, делая вид, что хочет с нею согрешить. А когда она хотела привести его в свой дом, сказал ей: «Не хочу идти с тобой, но здесь на площади, на очах у людей согреши со мной!» А она сказала: «Как же я могу это желать, если тут столько людей?» На что тот муж ответил: «Если стыдишься плохо поступать пред людьми, то намного более должна ты стыдиться пред Богом, который все видит». И таким образом он обратил ее.
Второе, что побуждает нас к действию, это соответствующее время. Посему Апостол говорит: доколе есть время, будем делать добро (Гал 6,10). Ибо когда люди имеют нужное время, как в пору жатвы, тогда работают даже сверх своих сил. О, как же скорбно плачут те, кто в преисподней, взывая: кончилось лето, прошла жатва, а мы не спасены (ср. Иер 8,20). Воистину, жатва принадлежит святым и поэтому каждый должен усердно работать, чтобы потом собирать в жизни вечной и вкушать плоды дел своих рук.
Третье, что побуждает нас к усилиям, это отдохновение и успокоение после работы. Ибо люди привыкли работать усердней, когда приближается какой-то праздник, и воистину приближается для святых наибольший праздник в отчизне, в которой святые отдыхают после своих трудов. А будут они не только отдыхать во время этого праздника, но и сам Господь препояшется и будет служить им, как это сказано у Луки (12,37).
(Пример о мальчиках, которые упали, и которым было сказано: «Прыгал, так не плачь!»).
Во-вторых, следует задуматься, какие условия хорошей работы. Так как, во-первых, есть некие поступки, которые сами в себе являются злыми, как воровство, прелюбодеяние. Другие – добрые сами в себе, но злым является их результат, как милостыня ради тщеславия. Такой поступок плох и не является заслугой. И посему причиною наших действий должны быть чистые намерения. Вторым условием является праведность совершающего поступок. Ибо если бы даже поступок был благ, но был сделан в состоянии смертного греха, он ничего не стоит. Ибо не мило сокровище, в котором скрыт яд. Третьим условием является доброе намерение, а именно, чтобы поступок был совершаем ради Бога, а не тщеславия, и такой поступок Бог превосходно вознаграждает!
Аллегорически это было прекрасно представлено в Книге Эсфирь (6,1-11). Мардохей предостерег царя Артаксеркса, что двое его слуг хотят его убить. Когда царь осознал это спустя какое-то время, спросил своего слугу: Какую… награду за эту верность получил Мардохей? Тот же ответил: Никакую (ср. Эсф 6,3). Услышав это, царь приказал дать ему одеяние, которое сам носил, и посадить его на коня, а на голову его возложить венец. Герольду же приказал возглашать: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью! (ср. Эсф 6, 11).
Царь Артаксеркс представляет самого Бога, а Мардохей каждого кающегося, который в этой жизни не желает принять никакой похвалы, в качестве награды за совершенное благодеяние. И когда прибудет он к Артаксерксу, то есть к Богу, тогда Бог спросит своих слуг, то есть ангелов: Какую награду получил он за это поступок? Ответят ангелы: Никакой. И тогда даст ему одеяние мученичества, которые сам имел во время своих страстей, а именно багряные, и поместит его как бы на каком коне в небе огненном, в котором Он сам пребывает со своими ангелами. Возложит также венец вечной славы на его голову, а голос герольда, то есть ангела, возвестит: Так почитают того, которого Царь Небесный хочет отличить почестью.
К благому деянию должна нас склонять также щедрость платы. Сказал Господь Аврааму: Я твой щит; награда твоя будет весьма велика (Быт 15,1). Воистину, велика это будет награда, когда за один день трудов дано будет тысячу лет отдохновения; когда сам Бог скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира! (Мф 25, 34). Не скажет: одно наследство или деревню, но Царство. Поэтому говорит Отцу: «вот я, Отче, и мои дети. Хочу, чтобы там, где я и они были со мною». А когда Бог даст тебе вознаграждение? Верно, после окончания трудов, после смерти. Тогда Бог Отец скажет Сыну то, что Товит сказал своему сыну: кто бы ни работал у тебя, тотчас отдавай ему плату! (ср. Тов 4,14). И вознаграждение это будет весьма великим. Пусть же приведет нас к нему милосердье Божье! Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий