Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, II. Нищенствующее проповедничество в 1215 году, 1.
Еще до 25 мая 1215 года Доминик основал дом Проповедников епархии в Тулузе, приняв первые обеты от двух братьев. Животворил его всегда тот сам идеал: странствующее и нищенствующее проповедничество, которое с этого времени имело опору в центре, который должен был стать монашеской общиной. В акте от июня 1215 года, в котором епископ вверил Проповедникам власть проповедования Слова в своей епархии и утвердил формулу их жизни, он выразил также замыслы Доминика и его братьев в следующих словах: qui in paupertate evangelica pedites, religiose, proposuerunt incedere et avangelicae veritatis verbum praedicare. «Имея монашеское постановление путешествовать пешком, в евангельской бедности, раздавая слово евангельской истины». Выражение in paupertate evangelica является конечно не совсем точным, но практика св. Доминика, который с 1206 года до самой своей смерти не переставал практиковать нищенствующую бедность в проповедничестве указывает то, что для него означала эта «евангельская бедность». «Пешком», pedites – это слово столь же знаменно, как и до этого ostiatim. Необходимо было путешествовать «в бедности». Таким образом, речь шла не только о практике бедности в лоне общины, но и бедности проповедника, который неустанно находится в пути. Таким был дух и практика 1206 года. Призыв Диего заключал в себе именно эти термины: humilitas и pedites. Для нас было бы весьма ценным узнать, не происходил ли 31 параграф второй части Первых Конституций ордена, повествующий о том, как братья должны себя вести, когда отправляются проповедовать, со времен основания, с 1215 или 1216 года. Отец Томас, который провел точное и научное исследование Первых Конституций считает, что этот документ является частью того, что он называет Speculum praedicatorum, текста с 1216 года, который был принят генеральным капитулом в Болонье в 1220 году и включен в Первые Конституции, которые были отредактированы на этом заседании. А вот и этот параграф: «Когда способные к этому братья должны будут покинуть монастырь, чтобы идти читать проповеди, приор выделит каждому соция, соответствующего нравам и достоинству. Получив благословение, они отправятся, и повсюду будут вести себя с достоинством и духом ордена, как мужи, которые ищут спасения своего и ближних. Как евангельские мужи, будут следовать за Спасителем, разговаривая с Богом или о Боге, между собой или с ближними. Будут избегать сближения с подозрительными людьми. Странствуя, таким образом, с целью исполнения проповеднического служения (Мф 10,7) или путешествия по иным причинам, они не должны получать или носить с собой ни золота, ни серебра, ни денег (Мф 10,9), ни каких бы то ни было иных даров, за исключением пищи, одеяний и других, необходимых для жизни вещей, а также книг».
И далее в этом духе предложениях чреватых значением, как например таких: «Никто из тех, кто предназначен для проповедничества или для обучения, не должен получать обязанности или задания связанные с делами преходящими, чтобы все в чем большей свободе могли подготовиться к лучшему исполнению духовной миссии, которая была им вверена, разве что случай так распорядится, что не найдется другая особа, которая могла бы заняться этими нуждами. Ибо не является чем-то плохим временное занятие делами необходимыми для жизни в сегодняшний день».
Обратите внимание, что этот «сегодняшний день» - эхо евангельских слов «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф 6,34). Далее текст Конституций поучает, каким образом следует принимать служение в епархии: нужно «начать с посещения епископа»; а каким образом следует относиться к духовным, когда возникнет необходимость их порицания: следует это делать наедине, со всем смирением, как братьев.
Так выглядит этот текст. Даже если нельзя отнести его к самым началам, а только к 1220 году, то развивает он все, что о евангельской бедности говорил акт епископа и что Доминик и его братья практиковали с лета 1215 года.
Отправить комментарий