Проповедь De sanctis в день святого Архангела Михаила Перегрина Опольского.
Michael, princeps magnus, qui stat pro filiis populi mei (ср. Дан 12,1).
Если речь идет об этом празднике, можем выделить два вопроса. Во-первых, можем подчеркнуть, откуда взялось название или откуда берет свое начало праздник, который именно сегодня отмечает Церковь. Первое название этого праздника: Явление Святого Михаила. Имеет он также другое название: Посвящение Церкви. И третье: Победа Святого Михаила. Посему займемся сперва этими тремя названиями. Бог хотел, чтобы мир имел свое войско, а именно ангелов, и чтобы воздавал им честь так как и другим святым. И поэтому призвал ангелов.
Есть в Апулии гора, называемая Гаргано, недалеко от города, который называется Сипонто. Так вот, в четырехсотом году жил в упомянутом городе некий муж, по имени Гарган. От его имени приняла свое имя и гора. Муж этот имел многочисленные стада овец и волов. Когда они однажды паслись недалеко от этой горы, случилось, что один вол вошел на вершину горы и не вернулся с другими в стойло. Тогда тот господин со своими слугами начал его искать. Нашел он его на вершине горы и выпустил в него отравленную стрелу, которая обернулась против того, кто ее пустил. Обеспокоенные этим жители города, пошли к епископу. Епископ приказал им поститься три дня и призвал молиться Богу. После исполнения этих приказов, епископу явился святой Михаил, говоря: «Знайте, что тот человек был поражен по моей воле, ибо я это место на небе и на земле избрал для себя». И распорядился, чтобы на этом месте построили церковь. Так и построили в этом месте церковь, посвященную святому Михаилу. Спустя какое-то время язычники начали сражаться с жителями того города. Жители, по совету епископа, остановили бой, чтобы испросить для себя помощь своего покровителя – Михаила. Ночью Михаил явился епископу и сказал, что его просьбы были услышаны. Он пообещал победу и приказал, чтобы на четвертый день со всех сторон напасть на врага. Когда они начали атаку, гора начала дымиться, ударили молнии, а гора задрожала так, что множество врагов погибло от огненных стрел. Остальные же отреклись от посрамленного ангелом ошибочного языческого учения и стали христианами. Вернувшись из боя с врагами, жители Сипонто начали размышлять над победой и думать, должны ли они взойти на упомянутое место, или устроить посвящение церкви. И так, постясь три дня, возносили свои моления к святому Михаилу.
Михаил же явился епископу, говоря: «Вы не должны освящать этот храм, поскольку я его уже освятил. И тот, кто его построил, также его освятил». И распорядился, чтобы на следующий день епископ с народом посетил это место, и чтобы ревностно молились ему и считали его особенным покровителем. И дал им знамения, свидетельствующие об этом освящении; а именно, чтобы они взошли на гору с восточной стороны, и обнаружат там следы человека, оттиснутые в мраморе. Так, утром епископ и весь народ пришли на это место. Вошли они в огромный грот и обнаружили там три алтаря, один из которых был накрыт красной тканью. Тогда епископ отслужил там торжественную службу и назначил духовных, чтобы они постоянно исполняли там богослужения. Тогда папа, узнав каким образом святой Михаил явился на горе Гаргано, а также как послал победу жителям Сипонта, и как сам освятил церковь, постановил, чтобы в этот день во всем мире должен торжественно отмечаться праздник в честь святого Михаила и всех ангелов. Посему сказано: Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа моего. В этих словах прославляется святой Михаил и все ангелы по трем причинам: из-за мужества, отсюда имя – Михаил, что переводится «Кто как Бог»; во-вторых, ради высокого положения, ибо князь великий; в-третьих, ради огромного доброжелательства и благих дел, которые он нам оказывает, ибо стоит за сынов народа моего.
Этими словами прославляется святой Михаил. И потому, что он мужествен, мы должны просить его и всех ангелов, чтобы защищали нас от врагов мысли, тела и души. А мужество его открывается в том, что он, сражаясь рядом с Христос, сверг с небес всесильного Люцифера. Во-вторых, в том, что Иоанн видел в Откровении: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе (Откр 12,7-8).
Он также победит – по приказу Господа – антихриста, который завоевал весь мир. На его воззвание восстанут все умершие. Ангелы имеют такую огромную силу, что один ангел в течение одного дня, хотя не имеет тела, может разрушить все города и все замки и перевернуть все горы. Так читаем, что один еврейский город был окружен врагами. Жители призывали Господа, и Он послал одного ангела, который в течение одной ночи уничтожил в одиннадцать раз превосходящую сто тысячную вооруженную армию захватчиков. Посему, ни одна сила мира не может ровняться с ними и потому Бог называет их силами небесными.
Во-вторых, ангелы занимают весьма высокое положение и поэтому мы должны воздавать им великую честь. А величайшую именно сейчас, когда отмечаем их праздник, чтобы не оказалось так, что мы не воздали им должного уважения, и чтобы ангелы не ответили нам так, как тому, который пренебрег торжественной мессой и пошел в лес. А когда вернулся домой, сразу искалечил себе один глаз. А второй сам вытек. И таким образом ангел его наказал. А как будут наказаны те, кто в день его праздника занимаются блудом или напиваются? А то, что ангелы наиболее достойные, видно в слове, когда говориться: Князь. Ибо во знаменование их величия они являются князьями небесными. Святой Михаил – знаменосец Христа. Он будет показывать крест, копье и терновый венец в судный день. Потому, что эти князья молятся о нас пред Богом, посему мы должны их почитать. Должны мы это делать ради огромных благ, которые мы от них получаем и ради услуг, которые они нам оказывают.
А служат они нам многими способами. Во-первых, поддерживают нас в невзгодах этого мира. Имеем тому пример в особе Даниила и его товарищей, которые потому, что не желали поклониться золотому идолу, которого воздвиг царь Навуходоносор (ср. Дан 3,6), были брошены в огненную печь (ср. Дан 3,49). Тотчас сошел к ним ангел (ср. Дан 3,49) и защитил их тогда, так что они ходили среди пламени как будто в прекрасном саду. Посему, когда человек полный тревоги находит какое-либо облегчение, которое смягчает эту тревогу, когда появляется рядом с ним какой-либо друг, или приходит какая-то отплата и он забывает об этой тревоге, все это происходит по распоряжению доброго ангела. Имеем пример того, что так происходит, когда Господь пред тем, как Его схватили, сказал: душа Моя скорбит смертельно (Мф 26,38; Мк 14,34). Тогда спустился к нему ангел и утешил Его (ср. Лк 22,43).
Ангелы также пробуждают человека из греховного сна. Пример тому имеем такой, что когда человек пребывает во множественных грехах и как бы уже уснул, скованный адскими узами, то есть смертными грехами, тогда приходит ангел и пробуждает его, говоря: «О несчастный грешник, как долго ты хочешь пребывать в грехах? Вставай скорее!» Пример этому имеем в Деяниях Апостолов в особе святого Петра. Когда он находился в темнице, скованный… цепями и спал, явился ему ангел и пробудил его, говоря: встань скорее! (ср. Деян 12,6-7). И так спасся он от оков и из темницы. Поэтому изрек: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода (Деян 12,11), то есть дьявола.
Ангелы также, согласно распоряжению Божьему, хранят добрых и злых людей. Добро и зло имеют своих ангелов, чтобы свидетельствовали они о наших деяниях в судный день. Так как христианину Бог дает очи и другие члены, точно так дает еврею и язычнику, чтобы евреи и язычники в судный день не имели отговорки: «Господи, если бы Ты дал нам ангелов, которые бы нас хранили, мы бы тогда обратились».
Ангелы хранят нас также для того, чтобы мы не впали в тяжкие грехи. Свидетельствуют об этом слова Юдифь, когда она отрубила голову Олоферна и несла её. Когда те, что были в городе, увидели, что возвращается она здоровой, дивились, что совершила столь великий подвиг (Иуд 13,1-9). Тогда она ответила им: «Хранил меня ангел Господень (ср. Иуд 13,20 (Вульгата)), который там был и уберег меня от грехов».
Поэтому случается иногда, что человек собирается совершить какой-то грех. Когда видит его ангел, который был дан человеку в качестве хранителя, охотно его останавливает, чтобы человек не согрешил. Имеем тому пример в прелюбодее, ангел которого – являясь ему – остановил его огненным мечом, говоря: «Несчастный человече! Сколько же ты еще будешь творить зло? Разве ты не знаешь, что приговор уже вынесен?» Он отвечал: «Хочу перестать». А ангел: «Перестань, несчастный, хоть будешь меньше страдать в аду».
Ангелы защищают нас также от врагов души и тела. Ибо ни один человек не мог бы противостоять злым духам, если бы не имел опеки святых ангелов. Ибо согласно святому Григорию, злые духи летают вокруг нас как пчелы. Посему человек живет среди злых духов, так как существует между небом и землей. И потому никто из нас не мог бы тут жить, если бы не помощь ангелов, которые защищают нас от злых духов. Во свидетельство этого читаем, что, когда Иисус Навин вел народ в землю обетованную, когда в полночь обходил свои войска, увидел ангела, стоящего с обнаженным мечом. Иисус… сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Тот ответил (ср. ИсНав 5,13-14): «Я – ваш и я – защитник воинства моего Господа». И поэтому каждый, ложась спать, должен молиться: «Ангел, хранитель мой, спасай и защищай меня, вверенного тебе любовью небесной, и окружай меня опекой», чтобы встать здоровым.
Ангелы также хранят нас от наших врагов. Посему, если человек должен пройти посреди врагов своих, и вверит себя святым ангелам и будет уповать на них, пройдет невредимым.
Ангелы также возносят к Богу наши добрые деяния. Пример тому – Товит. Когда был послан к нему ангел, чтобы вернуть ему зрение, ибо был он слеп, сказал ему: Когда молился ты с плачем, давал милостыню и хоронил мертвых…, я жертвовал это Господу (ср. Тов 12,12). Примером тому служит также один почтенный человек. Поскольку часто ходил он на мессу и на ежегодное торжество посвящения церкви, начал размышлять, может ли он ожидать какую-либо награду. Однажды, в пути, узрел он ангела, держащего огромную золотую корзину. Ангел сказал ему: «Все шаги, которые ты делаешь, я собираю и возношу к Богу».
Ангелы возносят также наши души в небо. Примером тому служат множество святых, которые были ангелами вознесены в небо, а особенно Лазарь и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий