Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли

9/27/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Вацлава, мученика Перегрина Опольского.

Vox sanguinis fratris tui clamat ad me de terra (Быт 4,10).

Эти упрекающие слова Господа, которыми Он некогда обвинял Каина, справедливо можем отнести к Болеславу, ставшего причиной смерти своего брата, а именно – Вацлава. И верно Каин представляет Болеслава, а Авель – святого Вацлава. Ибо как Каин ненавидел своего брата и потом убил его именно потому, что Авель был добрым и святым, а он сам – злым и коварным, так и Болеслав убил по той же причине. И поэтому эти слова правильно относятся к нему. Можем заметить в них три правды. Во-первых, жизнь святого Вацлава, представлена как пример словом: голос, как бы говорил: «Вот смотрите все на святой пример и данный нам образ, если хотите быть спасенными»; во-вторых, его мученичество в словах: Голос крови; в-третьих, его заступничество за нас в словах: вопиет и т.д.

Что касается первого, то заметь, что святой Вацлав светит нам тройным примером: святости в жизни, верности в учении и смиренному преданию себя мученичеству. Четыре характеристики указывают, что жизнь его была святой, а именно: его целомудрие, его скромность, его смирение и его умение переносить несчастья. Обладал он чистотой духа и тела. Поэтому читаем о нем, что с отроческих лет он внимательно трудился над тем, чтобы сохранить целомудрие. Когда был он уже достойным мужем и иногда казалось ему, что совершил легкий грех, тотчас спешил к священнику, чтобы на коленях исповедаться. И поэтому на этом свете был богатым, оказавшимся без порока. Также по причине этого целомудрия в записанном его Житии, назван он рыцарем Девы и храмом Святого Духа. Святой Дух так в нем поселился, как в человеческом храме.

Во-вторых, отличался он суровостью жизни. Читаем, что хотя сверху он надевал княжеские одежды, то под них надевал вретище. Суровость его жизни видна также в том, что зимой он вставал в полночь и босиком посещал все церкви. Его нежные стопы оставляли тогда кровавые следы. Уже тогда жил он как брат святого Франциска. Суровость жизни Вацлава открылась также в практике поста. Ибо частыми постами он умерщвлял свое тело и потому был подобен святому Николаю.

Отличался он также совершенным смирением, ибо хотя и был властителем и князем, уничижил себя самого, приняв образ слуги (ср. Флп 2,7-8). Ибо то, что должен делать слуга, то дела сам господин. Молотил, молол, готовил жертвенный хлеб и разделял его церквям. Подобно и во время сбора винограда собственными руками давил винные ягода и разделал священникам молодое вино для служения мессы. Если есть и сейчас столь смиренный властитель, будем и его прославлять. Тогда Вацлав был истинным подстолием (subdapifer)* и виночерпием Христа.

В-четвертых, отличался он добротой. Ибо читаем о нем, что помогал он бедным в их нуждах. А именно, сам, собственной персоной навещал больных, одевал нагих, принимал странников, кормил голодных, собственноручно хоронил – как второй Товит – не погребенных, погибших и тех, кто был казнен на виселице. Отличался столь огромной чувственностью, что, когда кого-то приговаривали к смерти, никоим образом не мог этого слушать, но тотчас выходил. И во всем этом виден пример святости, коей он отличался в жизни. Более того, был примером подражания для князей, богачей, монахов, рыцарей, людей благочестивых, а также для тех, кто не держит обещания или же обманщиков.

Был он образцом для властителей, ибо был милостив к несчастным, выслушивал их и воздавал за их обиды. Желал, чтобы в его стране пользовались они правами, чтобы любили они церкви и окружали их почтением. Был также примером для богатых, чтобы давали они щедрую милостыню. Был примером для монахов, чтобы охотно поддавались суровому уставу. Был также примером для рыцарей, чтобы землю свою защищали и довольствовались своим жалованием (ср. Лк 3,14) и своими имениями, а своим убогим подданным никакого насилия не чинили. Был также образцом для благочестивых, чтобы по его примеру (двенадцать раз в течение дня молился и часто посещал церковь) они сами, хотя бы раз в день молились и посещали церковь. Был он также примером для лживых, показывая им, чтобы исполняли обещания и, давая в долг, не строили из себя бедных, говоря: «Завтра, завтра дам», и ничего более. Все эти добродетели имел святой Вацлав.

Второй пример, который дает нам святой Вацлав, это – верность в учении. Читаем, что он постоянно проповедовал слово Божье тем, кто поклонялся идолам, и всех готовил к небесной трапезе. Посему он также многим дал свет веры своим учением. Ибо он – второй чешский апостол, светом которого земля осветилась, как сказано в Откровении (18,1).

Третий пример, который он нам оставил, это его покорность в страдании, ибо был он терпеливый. Посему читаем о нем, что, когда слава о его святости разошлась широко и – с Божьей помощью – все ему благоприятствовало, брат его, которому дали прозвище Жестокий, посоветовавшись со своими нечестивыми рыцарями, завидуя ему в его успехе и желая захватить власть после его смерти, приготовил пир, и под видом дружбы, пригласил брата – святого Вацлава, чтобы принял участие в его пире. Вацлав, предчувствуя приближающуюся смерть, попрощался со всеми верующими во Христа, которые тогда находились в Праге, некоторым полагая поцелуй, и отправился так, как будто бы уже не должен был вернуться и увидеть их живыми очами. Брат вышел ему на встречу, как Иуда к Господу, и поцеловал его. Когда же пировали, Болеслав посоветовался с нечестивцами, каким образом без суеты убить брата. Кто-то из верных, услышав этот разговор, донес об этом князю Вацлаву, оседлал коня и предупредил всех, чтобы убегали. А Вацлав, предчувствуя, что пришла минута, когда он вкусит трапезу небесного стола, сказал: «Выпьем же эту чашу, чашу страданий, в честь святого Михаила, чтобы привел наши души в рай!» Когда же настала ночь, Болеслав устроил засаду, чтобы убить невинного. Вот человек с чистыми руками и невинным сердцем, который имел обычай вставать в полночь, пошел в церковь, чтобы помолиться. Выбегает ему навстречу его брат, которого Вацлав, как наказывает обычай, приветствовал. А тот говорит ему: «Вчера я тебе, брат, - говорит – прислуживал. Теперь же так тебе послужу!» и вытащив меч, ударил его в голову. Но когда меч отскочил и совсем не ранил Вацлава, ударил снова. А когда второй раз не покалечил и не ранил, третий раз пытается нанести ему удар. Но когда поднес руку к голове, от страха уронил меч. Святой Вацлав, схватив его меч, говорит: «Смотри, не брат, а жесточайший враг! Вот твой меч, который ты наострил на меня, мог бы пронзить твое сердце. Но я не стану виновным в крови брата моего! Возьми же меч и окончи то, что начал!» Тогда Болеслав призвал своих сообщников, и они убили там Вацлава мечами и копьями. И так душа его вознеслась на небесную трапезу. А после погребения верными тела, свежую кровь, которую он пролил, нельзя было смыть или вытереть на протяжении многих лет, как будто бы она вопияла против убийц. И так мы увидели, что оставил он нам свое мученичество как пример.

Теперь нужно заметить его заступничество, выражающееся в словах: вопиет ко мне от земли. Вопиет же к Богу, молясь о нас. Вопиет также, творя чудеса. Вопиет также за тех, что должны погибнуть, чтобы избежали смерти. Когда двое людей, осужденные на смерть и связанные в темнице крепкими путами, призвали имя Божье и святого Вацлава, тотчас темница засияла ярчайшим светом. Святой Вацлав пришел им на помощь, и они смогли выйти оттуда. Тотчас развязались все их путы на руках и на ногах. Открылись врата, которые были затворены, и они вышли из них, прославляя святого Вацлава.

Вопиет также за теми, кого повесили. Так читаем, что слугу святого Вацлава, знавшего все его дела, нечестивый брат Болеслав приказал повесить, когда он прославлял добродетели Вацлава. Спустя два года нашли его живым, невредимым и прекрасно выглядящим.

Вопиет также чудом, которое связано с его телом. Так читаем о нем, что спустя три года после его мученической смерти, Бог открыл многим людям, чтобы перенесли его тело в церковь святого Вита. Вацлав построил эту церковь, когда был жив, почитая святого Вита. Когда его завистливый брат заметил, что не может противостоять Божественному указанию, подумал, что если тело его брата Вацлава будет перенесено в церковь святого Вита и начнут там происходить какие-то чудеса, то будут их приписывать святому Виту, а не его брату. Под страхом смерти приказал он своим людям, чтобы святое тело перенесли и похоронили до рассвета. Выполняя распоряжение, пришли они к берегу одной реки. И вот, воды изобильно разлились, и они не смогли переправиться. Наконец, начали они молиться к тому, тело которого везли. Прочитав молитву, заметили, что и они и повозка с телом находятся уже на другом берегу реки, которую должны были переплыть. Посему, они прибыли без каких-либо трудностей на место, которое святой для себя приготовил. А когда настал день, увидели, что тело его здоровое и все раны зажившие. Кроме одной только раны, той, которую нанес ему жестокий брат. Хотя была она запечатана, то все-равно виден был шрам. Также его ухо, которое было отрублено на месте мученичества, было найдено его сестрой Пшибыславой благодаря откровению святого, и его приложили к его голове, так что оно срослось со всем телом, как будто бы не было отрублено. Пусть же прославится Бог в своих святых.**

* Придворная должность, связанная с выполнением определённых обязанностей за королевским столом, с конца XIV века — почётное звание в Речи Посполитой.

** Цитата из Benedictus Deus, который поют после благословления Святыми Дарами.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий