Проповедь De tempore в Вербное Воскресенье Перегрина Опольского.
Risus dolore miscebitur et extrema gaudii luctus occupant (Притч 14,13).
Этими словами можно метко описать сегодняшний праздник. Ибо сегодня Церковь соединяет скорбь со смехом и печаль с радостью. Смех и радость были представлены в евангелии, которую мы читали перед святой мессой, а скорбь и печаль – в описании страстей Господних. Оба чтения происходят во время двух торжественных процессий, которые подобно как сегодня некогда имели место. Одна торжественная процессия, полная славы, которая вела с Елеонской Горы в Иерусалим (Ин 12,13-18; Мк 11,1-11), когда среди возгласов прославления Иисуса торжественно приветствовали оливковыми ветвями. Его также и сегодня приняли верные. Вторая же, полная скорби и унижения, вела из Иерусалима на гору Голгофу (Ин 19). Посему, когда размышляем над въездом Господа в Иерусалим, замечаем смех, а когда думаем о люде, вышедшем навстречу Нему, можем заметить веселье. В связи с первым подумаем над тремя вещами.
Во-первых: Кто прибывает? Царь. Поэтому в евангелии читаем: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой… (Мф 21,5). Иоанн в Откровении говорит: увидел я… одного, на бедре Его написано имя: Царь царей и т.д. (ср. Откр 19,16). Во-вторых: как Он прибывает? Поскольку был смиренным, сидел на ослице. Особенной насмешкой является вид царя, сидящего на ослице. Однако следует по этой причине радоваться более, чем если бы Он прибыл на облаке, ибо показал этим, как сильно он унизился ради нас. В-третьих: зачем прибывает? Для нашей пользы. Почему прибывает? Говорит: воистину, в ближайшее время должен быть принесен в жертву за вас. Потому, что вне Иерусалима не приносили жертвы, как это установил Господь в законе, а также потому, что приближался праздник, Он прибыл на место, уже ранее предначертанное в законе, чтобы Его легко можно было там найти, и чтобы показать, что принял страдания добровольно.
В связи с другой частью, приветствием толпою людей, заметь, что вышли навстречу Ему одни постилая одежды свои по дороге (Лк 19,36), другие взяв оливковые ветви (ср. Ин 12,13), а еще иные восклицали: Осанна во вышних (ср. Лк 19,38). Вот радость! Но эта радость быстро превратилась в печаль, ибо те, кто только что приветствовали Его ветвями, теперь бегут уже с мечами и палками (ср. Ин 18,4), те, которые слали собственные одеяния на дорогу, уже делят Его одеяния (ср. Ин 19,23), а те, кто взывали Осанна, теперь кричат: распни Его! (Лк 19,21). Отсюда же печаль и страдание. Посему никогда человек не должен забывать об этом выходе Христа из Иерусалима, даже если бы Он ничего более для человека не сделал. Но о каком выходе ты тут говоришь, господин? Воистину, о том шаге, который Он сделал, выходя из сада, схваченный нечестивыми. Я имею ввиду тот выход, когда Он шел от одного судьи к другому с покрывалом на лице, как преступник, которому закрывают очи, когда ведут на повешение. И, закрыв лицо Его, ударяли Его, спрашивая: прореки, кто ударил Тебя? (ср. Лк 22,64). И издевались над Ним, как дети играются в игру, называемую «cuzzebut», крича: кто тебя ударил? Это сталось, человече, с твоим Господом, с твоим Творцом! Заметь также, что, когда Он вышел из Иерусалима неся крест, не имел силы идти далее. Поэтому заставили Симона нести крест Его. Посему, по примеру тех, кто сегодня действительно выбежали ему навстречу, неся пальмовые ветви, постилая одежды свои по дороге и взывая осанна, выбежим же и мы духовно навстречу Христу! Ибо многие верят, что во время этого Поста они выходят навстречу Христу, поскольку постятся и молятся. Однако они этим не чтут Бога, поскольку выходят Ему навстречу не так, как следует и без соответствующей подготовки.
Имеем пример во Второй Царской Книге (2Сам 19,24-30), где читаем, что Мемфивосфей, что переводится как «боязливые уста» - и представляет такого, кто по причине стыда не имеет смелости исповедать свои грехи – который хромал на обе ноги, что представляет делание того, что запрещено, и не неделание того, что следует, вышел навстречу царю Давиду, то есть Христу, постясь и не омыв ног своих, то есть со склонностью сердца ко грехам внутренним, и не остригши бороду свою, то есть со склонностью к грехам внешним. Посему, кто хочет выйти Ему навстречу, должен очистится от грехов своих на исповеди и омыться сокрушением; и так выйти навстречу приходящему с омытыми ногами и остриженной бородой. Не будем же как ленивая служанка, которая на грязи сеет цветы и траву; как те, кто предпринимает покаяние в состоянии греха. Но выйдем же навстречу Нему, стеля одежды свои по дороге, то есть наши тела, как выражение смирения. А тела сравниваются с одеждами, поскольку как одежды стираются и стареют, так и наши тела слабеют, будь то от голода, будь то от жажды, будь то в результате различных хворей.
Посему с этими одеждами мы должны сделать то, что аллегорически нам было представлено в Первой Царской Книге: И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои (1Сам 18,4). Ионафан представляет каждого человека, который ради любви, какую питает к Давиду, то есть ко Христу, должен снять свои одежды, то есть в смирении посвятить свое тело Христу, чтобы в нем пребывал Христос, как тело пребывает в одеждах. Подобно как одежды покрывают тело, так тело покрывает душу, в которой Бог обитает охотней, чем в каком-то пурпуре. Посему должны мы снять одеяния и отдать убогому.
Сегодняшняя евангелия читается в церкви дважды, а именно перед двумя особенно торжественными праздниками, Рождеством и Пасхой. Ибо в ней мы учимся, что христиане, которые в праздники привыкли надевать на себя новые одежды, не должны старые одежды давать как награду жонглерам или слугам, но в Божью честь раздать их убогим. Ибо таким образом они одевают Христа, который в день Рождества Своего был укутан в бедное полотно, а перед Пасхой нагим страдал на кресте. Ибо та душа, которая так одевает убогих, не убоится адских морозов. За эти одеяния мы получим ризу славы при воскресении, когда тело людское будет Христом наново сотворено. Посему было сказано у Исаии: Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! (51,9), то есть верная душа, облекись в одеяния славы твоей, Иерусалим, то есть жители. Ибо тогда совершится брачный пир и потому будут даны одеяния свадебные, или даже царские.
Аллегорически это было представлено в Книге Юдифи, где читаем, что Юдифь, то есть верная душа, сняла с себя одежды вдовства, то есть бренное тело, и облеклась в одежды брачные, чтоб возрадовались сыны израильские (ср. 16,7), то есть те, кто уже созерцает Бога. Тогда и Мардохей, сбросив вретище, будет сиять в небесных одеяниях (ср. Эсф 6,8). И так выяснился первый вопрос.
Должны мы также выйти навстречу Нему, неся в руках ветви, то есть благие деяния. А откуда мы возьмем эти ветви? Воистину, с древа креста. Ибо это древо было аллегорически представлено в Книге Юдифь, где читаем, что язычники привязали Ахиора к дереву за руки и ноги (6,9), а именно повесили Христа на кресте. Ветви этого дерева являются символом мучений, которые испытал Иисус на этом древе. Воистину, тяжким было бичевание, а все-таки Он не противился, жестокие оскорбления, а Он не нарекал, весьма тяжкие страдания и раны, а Он, однако, не противился, хотя мог сказать одно только слово: «Земля, поглоти их!» Однако не сделал этого, но все перенес терпеливо как агнец. Подобно и ты, когда заслуженно или не заслуженно страдаешь, выдержи это ради Бога, как Он выдержал все ради тебя. Ибо кто страдает, побеждает. Поэтому в Ветхом Законе победителей награждали венцами. Ездра узрел на горе Сион огромную толпу, и все пением славили Господа. Среди них же стоял юноша, выше других и каждому полагал венец. Я же дивился, посему спросил ангела: «Господи, кто все они?» Ангел мне ответил: «это те, кто избавился от смертной рубахи, и облеклись в бессмертную, призвали имя Господа и терпеливо переносили невзгоды. Вот и получают венец и пальмовую ветвь». Я же спросил: «А кто этот юноша?» Ангел ответил: «Это Сын Божий, которого они исповедовали на земле». И так выяснился второй вопрос.
Следует третий, когда говорит: толпы же, предшествовавшие и следовавшие, восклицали…: Осанна, спаси, взываю! (ср. Мф 21,9). Посему по их примеру и мы должны взывать в молитве, ибо склоняет нас к тому наше тяжелое положение. Будем же взывать как больные, которые зовут лекаря, как потерпевший кораблекрушение, ищущий берег, как заключенный, который просит открыть дверь. О первом говорит Иов: души раненных вопили (ср. Иов 24, 12). Поэтому Пророк говорил: исцели меня, Господи, ибо я болен и т.д. (ср. Пс 6,3). О втором речь идет в Книге Ионы. И помолился Иона Господу… из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней… (ср. Ион 2,2-3). Иона в чреве представляет грешника в бездне греха, которого выслушивает Господь, когда праведники молятся за него. Также Петр, когда начал тонуть, взывал: Господи, спасай меня! (Мф 14,30). О третьим речь идет в Книге Юдифь. Взывал весь люд к Господу с великим усердием, и смиряли души свои постами (4,9), когда окружил их Олоферн. Олоферн представляет дьявола, который заключает людей в этом странствии, ибо закрывает пред ними все пути возвращения в отчизну и старается воспрепятствовать люду войти в землю обетованную. А поскольку мы были заключены, мы должны отправить посланника, то есть благочестивую молитву, к Царю Небесному, а Он освободит нас, как сделал это с сынами Израиля, когда убил Олоферна. Выедем же не как гордецы на коне навстречу Христу, который прибывает к нам смиренно на ослице; выйдем также не в пурпуре и бисере, ибо Он прибыл к нам в убогой ризе; выйдем также не в грехе нечистоты, ибо Он прибыл к нам в сладости непорочности. Христос да поможет нам, чтобы мы смогли это совершить. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий