Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам

6/11/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Варнавы, апостола Перегрина Опольского.

Vos amici mei estis, si feceritis quae ego praecipio vobis (Ин 15,14).

Господь через Моисея и пророков заповедал, чтобы люди Его любили и искали Его дружбы. А когда этого стало недостаточно, сам пришел в мир и совершая множество благодеяний и обещая вечную славу жаждал приобрести друзей. Сначала Он приобрел дружбу апостолов. К ним был причислен святой Варнава, праздник которого мы сегодня отмечаем. Христос также учил людей каким образом они могут снискать Его дружбу. И учение это было нам представлено в сегодняшней евангелии, где читаем: Вы - друзья Мои. То, что Господь благоволит искать дружбу людей, свидетельствует о Его великой милости. Нет ничего необычного, что убогий ищет дружбы богатого, ибо в ней нуждается. Однако же изумление охватывает жалкого человека, что Бог ищет его дружбы, несмотря на то что Он богатейший и держит в своей руке все сокровища, которые раздает, кому захочет, сколько захочет и когда захочет, а в наших благах не нуждается. Изумленный Псалмопевец вопрошает: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс 8,5), конечно, своей милостью. А Августин говорит: «Господи, кто я такой, что Ты ищешь моей дружбы, и гневался бы на меня, если бы я Тебя не любил?» На этот вопрос сперва отвечает Исаия: Всякая плоть — трава (Ис 40,6), а также Иов: Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями (Иов 14,1).

Таким образом человек – прах и червь, Бог же – милостив, ибо ищет его дружбы.

В этих словах об огромной дружбе Бога мы можем отметить три вопроса: во-первых, почему мы должны искать Его дружбу; во-вторых, каким образом следует ее искать; в-третьих, каковы приметы дружбы.

Что касается первого, заметь, что дружбу с Богом следует искать по трем причинам. Во-первых, потому, что она почетна; во-вторых, поскольку она полезна; в-третьих, потому что она неизменна и постоянна. Во-первых, говорю, что она почетна. Если чем-то важным является быть слугой земного короля, то насколько более важно быть слугой Царя Небесного, а еще больше – быть Его другом: В большом почете друзья Твои, Боже (Пс 138,17 Вульгата), конечно в небе, ибо являются королями и королевами и носят короны. И даже в этом мире их почитают. Видим это собственными глазами, ибо больше чести оказывают скромному другу Бога, чем какому-нибудь великому князю. Божья дружба не только почетна, но также весьма полезна. Чтобы снискать ее трудятся на этом свете все святые, постясь, трудясь, бодрствуя, молясь и перенося страдания. И это потому, что Его дружба полезна. Друзьям Бога все как бы содействует. Апостол говорит: Притом знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу (Рим 8,28).

Читаем, что друзьям Бога послушны творения небесные и земные, разумные и неразумные и что являют им дружбу. О небесных творениях, например об облаках, имеем пример об Илии, по слову которого тучи были так послушны, что три года и шесть месяцев не посылали дождь на землю. А потом, также по его слову, дали дождь. Что же было тому причиной если не дружба Бога!

Земные же творения были послушны Моисею, по слову которого море разделилось на двенадцать путей и создало проход для друзей Бога, следующих в землю обетованную. Что же было тому причиной, если не дружба Бога, которая для друзей Бога создала путь, врагов же утопила!

Разумные творения было также послушно другу Бога, то есть Аврааму. Примером служат здесь ангелы. В Книге Бытия (Быт 18,1-5) читаем, что Авраам, стоящий у входа в свой дом, увидел трех ангелов. Один из них возвестил ему о рождении сына, а двое шли, чтобы уничтожить Содом и Гоморру. Когда они хотели пройти мимо, Авраам сказал им, чтобы задержались и отдохнули под деревом и подкрепились. И склонил их к тому, чтобы задержались, став ему таким образом послушными. Что же было причиной того, если не дружба Бога!

Неразумные творения также оказали дружбу друзьям Бога, как читаем о том в Книге Даниила (Дан 6,17-25). Пророк Даниил, который был другом Бога, был на съедение львам брошен в ров. Находилось в нем семь голодных львов, но львы оказали ему дружбу, не сделав ему ничего плохого. Что же было причиной этого, если не дружба Бога! А поскольку она столь полезна, воистину, мы должны стараться снискать ее!

Дружба Бога также неизменна и постоянна. Ибо есть такие друзья, которые любят так долго, как долго человек может им что-либо предложить, но оставляют его в нужде. Таких друзей, которые не постоянны в дружбе во время нужды, Соломон называет друзьями в трапезе (Сир 6,10). А Христос именно тогда, в тяжкие времена нужды, особенным образом являл дружбу своим друзьям. Явил Он ее и апостолу Варнаве, о котором читаем, что, когда он был в темнице, Христос, как истинный друг, пришел к нему, говоря: «Будь стойким, Варнава, ибо получишь вечную награду за то, что не оставил свой народ и отдал жизнь ради Моего имени».

Эту дружбу Христос являет особенно в смертный час, когда это наиболее необходимо. Когда друзья и все другие как бы оставляют человека, тогда приходит Он. Примером тому является Лазарь, который весь покрытый язвами, лежал под дверями богача. Когда никто не позаботился о нем, тогда Он пришел: умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк 16,22). И так был выяснен первый вопрос, зачем необходимо стараться снискать дружбу Бога.

Во-вторых: Каким образом можно снискать дружбу Бога? Конечно целомудрием. В Книге Притчей (22,11) читаем: Кто любит чистоту сердца… станет другом царя, то есть Христа – Царя царей. Это из-за целомудрия Иоанн был назван учеником, которого любил Иисус (Ин 19,26 и 20,2).

Дружбу Бога можно снискать также смирением. Тому, кто сидит на скромном месте, было сказано: друг! пересядь выше (Лк 14,10). То, что благодаря смирению человек находит дружбу Бога, аллегорически было представлено в Книге Эсфирь. Читаем, что приобрела она расположение к себе в глазах всех, видевших ее (Есф 2,15). Поэтому также приобрела она дружбу царя Артаксеркса. Имя Эсфирь значит «скромная» или «закрытая» и символизирует смиренную душу, которая в глазах всех, пребывающих в небе, достойна любви. И так она снискала дружбу Артаксеркса, то есть Христа. Так во знаменование любви, какую Бог питает к смиренным, Господь обнял дитя, о чем говориться у Луки (9,47-48).

Дружба Бога обретается также через послушание. Примером тому служит Авраам, о котором читаем, что, когда Бог сказал ему: Возьми сына твоего…, которого ты любишь, Исаака…, и… принеси его в жертву… на одной горе, которую тебе укажу (Быт 22,2), поверил он Богу и это вменилось ему в праведность, и был он назван другом Бога. И так все, кто послушен Богу и Его заповедям, своим родителям и исповедникам, обретают Божью дружбу. И так был выяснен второй вопрос.

Приметы же, при помощи которых можно распознать Божью дружбу, таковы: Первой приметой дружбы Божьей является охотное слушание слова Божьего. Примером тому является Мария Магдалина, которая… сидя у ног Господа, слушала Его слово (Лк 10,39). Вторая примета – то, что кто-либо охотно ради Господа раздает свои блага. Апостол говорит: доброхотно дающего любит Бог (2Кор 9,7). Примером здесь служит Корнилий, который был язычником, но поскольку охотно раздавал убогим дары, удостоился, как сказано в Деяниях Апостолов (10), дружбы Бога. Третьей приметой является стойкость в страданиях ради Него, как делали это святые мученики и апостолы, которые с радостью шли на муки и благодаря этому удостоились дружбы Бога. Григорий говорит: «Терпеливой перенесение страданий является ответом на вопрос, любит ли кто-либо по-настоящему». А святой Лука: Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк 12,4).

И эти три приметы мы можем увидеть у святого Варнавы. Отличался он огромной любовью слова Божьего. Читаем в его житии, что носил он с собой Евангелие от Матфея, клал его на больных, и к ним возвращалось здоровье. Свои блага он охотно давал ближнему, ибо продал землю и принес деньги, и положил к ногам апостолов (Деян 4,36-37). Также ради ближнего он охотно переносил страдания.

О Варнаве читаем, что однажды он увидел, как мужчины и женщины праздновали таким образом, что голыми бегали по городу. Разгневанный, он бросил проклятье на храм и тот, неожиданно рухнув, многих убил. Евреи, схватив его, причинили ему множество обид, завязали веревку на его шее, вытащили за город и потом сожгли. И так, как друг Бога отошел святой Варнава ко Христу, к которому пусть и нас приведет и т.д.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий