Приближались к Нему все мытари и грешники

7/03/2022, No Comment

Проповедь De tempore в третье воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Erant autem appropinquantes ei publicani et peccatores (Лк 15,1).

В этой евангелии подчеркнуты три вопроса. Во-первых, в словах: приближались к Нему все мытари и грешники подчеркнуто то, что грешники приходят к Иисусу. Во-вторых, в словах: принимает грешников и ест с ними (Лк 15,2) – их милостивое принятие Иисусом. В-третьих, в словах: будет радость у ангелов Божиих (Лк 15,10) – радость ангелов об обращении грешников.

В первом вопросе заметь, кем являются те, кто приходят. Это грешники, которые жаждали спасения. К кому они приходят? К Иисусу, ибо Он подобен диаманту, так как диамант притягивает к себе железо. Подобно Христос притягивает к себе непреклонные и очерствелые сердца. В-третьих, по какой причине они приходят? Верно, чтобы Его слушать. Те, кто приходил, были грешниками. И ничего удивительного в том, что приходили, ибо заставила их это сделать необходимость. Ибо грешники были слепы, голодны, слабы и холодны. Грех духовно ослепляет человека. Посему грех напоминает ворона. Так как ворон сперва выклевывает глаза животному, на которого нападает, чтобы ослепленное, оно не могла убежать. Подобно грех отнимает у человека очи разума, чтобы грешник не видел, сколь велик грех и как в замен за небольшое удовольствие временной радости он утрачивает вечные блага и стремится к вечному осуждению. Грех отнимает у человека правый глаз, чтобы он не жаждал благ небесных, а левый, чтобы не видел адских наказаний, и чтобы не мог их избежать. Ослепила их, то есть грешников, злоба их (ср. Прем 2,21).

Так был ослеплен один каноник, который владел многими пребендами*. Когда его порицали за это, чтобы он отказался от некоторых, поскольку грех иметь аж столько пребенд, он ответил: «Я не верю, что это грех и хочу убедиться, могу ли я имея столько пребенд быть спасенным». Наконец, после смерти он явился кому-то из своих близких и сказал, что был осужден. Тот на это ответил: «Вот видишь теперь, что иметь столько пребенд было грехом». Каноник же ответил: «Вижу. Ибо теперь открылись мои глаза, которые закрыл грех».

И поэтому грешники, поскольку были духовно слепы, приближались к свету, то есть к Христу, который и есть истинным светом. Но грешники не только слепы, но также голодны, ибо по причине греха отдаляются от Бога – живого хлеба и питания душ.

Было это представлено на примере блудного сына, который оставив отца, начал терпеть недостаток и жаждал насытиться стручками, которые ели свиньи. Говорил себе: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! (Лк 15,17). Этот сын символизирует грешника, который, прежде чем совершить грех был сыном Бога, но совершив его, стал сыном дьявола. Этот сын становится голодным тогда, когда из-за греха отдаляется от Бога и начинает чувствовать отсутствие благодати Христа. Грешники не только голодны, но и слабы, поскольку по собственной воле впадают в грех, но собственными силами не могут из него выйти.

Было это представлено на примере человека, который шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам (ср. Лк 10,30) и раненный лежал еле живой, не мог подняться своими силами, но пришел Самарянин, который его поднял. Это человек символизирует каждого грешника, который был ранен разбойниками, то есть грехами, и тогда, когда шел из Иерусалима, то есть спокойной жизни, в Иерихон, то есть слабость, которая является последствием грехов. Этот человек лежит так, как бы был больным и сам не может подняться, пока Самарянин, то есть Христос, подойдя, не поднимет его своей благодатью для того, чтобы творил добро.

Грешники, однако, не только слабы, но также и холодны. Иеремия говорит: как холодный водоем удерживает свою воду, так злость делает душу холодной (ср. Иер 6,7; Вульгата: Sicut frigidam fecit cisterna aquam suam, sic frigidum fecit malitiam suam). Посему грешники, поскольку были слепы, приходили к Иисусу как ко свету, поскольку были голодны, приближались к Иисусу как к пище, поскольку были слабы, приходили к Иисусу как к лекарю, который одним словом исцеляет человека. Ибо Он превосходный лекарь. В то время как другие врачеватели не способны распознать болезнь, Он познал не только слабости тела, но и души. Посему, поскольку грешники были холодны, приближались к Иисусу как к огню. У Луки в последней главе читаем, как согретые Ним сказали: не горело ли в нас сердце наше (Лк 24,32).

Тут мы имеем пример об одном парижском клирике, который так разогрелся, разгорелся и воспламенился, что, приступив к исповеди, не мог по причине плача ничего сказать. И пылал этим жарким огнем до тех пор, пока не подал исповеднику свои грехи записанными.

И так был выяснен первый вопрос.

Второй вопрос – милостивое принятие грешников Иисусом, что было выражено словами: принимает грешников и ест с ними (Лк 15,2). Принятие пищи с грешниками было свидетельством огромной милости. Эту милость Господь являет четырьмя способами, ибо принимает грешников незамедлительно, милосердно, полностью и с радостью. Представляет это Господь в притче о блудном сыне, который оставил отца, а потом вернулся полон смирения. Отец же принял его незамедлительно, ибо когда сын был еще далеко, выбежал ему на встречу. Подобно как матерь, когда видит, что ребенок может упасть в грязь, в огонь или в воду, тотчас подбегает и хватает его, чтобы ничего с ним не случилось. А Господь, когда грешник возжелает через покаяние вернуться к Богу, тотчас прибегает к нему. Более того, даже ожидает, чтобы грешник вылез из глубин своих грехов.

Было это представлено на примере Даниила, который в результате заговора своих врагов был брошен в ров со львами. Царь Дарий, который его туда бросил, провел ту ночь без сна, с тревогой ожидая дня и выхода Даниила изо рва (Дан 6,7). Даниил означает каждого грешника, который в результате коварства недругов, то есть бесов, ввергается в львиный ров, то есть в пропасть грехов. Но подобно как Дарий нетерпеливо ждал, чтобы Даниила вытащили, так Бог, которого символизирует царь Дарий, также ожидает, чтобы грешник оставил грехи и был спасен.

Бог также принимает грешника милостиво. Так и отец принял блудного сына в объятья и поцеловал во знаменование совершенной дружбы. Так дружелюбно принял Господь, распятого на кресте разбойника, которому сказал: ныне же будешь со мною в раю (Лк 23,43).

Бог также принимает грешника полностью, поскольку возвращает ему все, что тот утратил. Поэтому отец сказал: быстро принесите ему наилучшую одежду, то есть невинность, которую тот имел, прежде чем совершил грех, и оденьте его (ср. Лк 15,22). Ибо Бог в своем милосердии возвращает грешнику, который через покаяние приближается к Нему, все, что было разрушено грехом. Посему Господь говорит: Верну вас к тому, что было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши (Иез 36,11). Было это представлено в Книге Бытия, где читаем, что виночерпий фараона спустя три дня вышел из темницы и ему вернули былое положение, которое было у него, прежде чем он оскорбил фараона (Быт 40,1). Этот виночерпий означает каждого человека, который оскорбил фараона, то есть Христа, и был ввергнут в темницу, то есть в неволю грехов. Но когда человек выходит из темницы, то есть отвергает грехи, спустя три дня, то есть после акта сокрушения, исповедания грехов и воздаяния, возвращается к утраченному положению, то есть к чести, которую утратил через грех и в соответствии с заслугами ему возвращаются все добрые дела, которые совершил.

Бог также принимает грешника с радостью. Поэтому, устроив пир, все начали радоваться, ибо когда грешник возвращается, Бог и ангелы начинают радоваться. Радуются ангелы, потому что восполняется их число, подобно как радуются приглашенные на при, когда быстрее прибывают остальные приглашенные гости. Подобно как от одного добытого на охоте вепря радуется весь княжеский двор, так от одного обращенного грешника радуется весь двор небесный.

Радуется также Христос, когда видит, что сокровище Его крови, которую пролил, не было потрачено впустую. Радуется также Святой Дух, ибо в обращенном грешнике видит приготовленный для Себя храм. Радуется также Бог Отец, который видит, что Его дети, борясь изо всех сил, вырываются из рук врагов.

Есть тут пример о святом Антонии, который столь храбро сопротивлялся искушениям злых духов, что те, видя свое бессилие, тяжко его избили. Святой Антоний, когда ему явился Господь, сказал Ему: «Где же Ты был, добрый Иисусе?» Господь ответил: «Я был рядом с тобой, но не помог тебе сразу, поскольку восхищался твоей битвой и тем, как отважно ты победил своих и моих врагов».

Просите же…

* Особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т. п. Пребенды были особенно распространены в XII — XVI веках.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий