Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Евангельская бедность в «покаянном обращении» Проповедников, Вступление.
В Пепельную Среду 11 февраля 1220 года трое парижских студентов немецкой национальности приняло облачение, вступив в монастырь св. Иакова, недавно основанной обители Проповедников в Париже, недалеко от ворот с тем же самым названием. Были ними: Иордан Саксонский - магистр искусств и теолог, который в следующем году станет провинциалом Ломбардии, а несколько недель спустя – преемником св. Доминика в руководстве всем орденом; Генрих – сердечный друг Иордана и первый приор в Кёльне; Леон – их приятель и позднейший преемник Генриха в качестве приора того же монастыря.
Этот ingressus, то есть introitus ad ordinem, как тогда повсеместно называли принятие облачения, довольно часто в различных текстах назвали термином с более широким значением: conversio, conversio ad religionem. Иордан использует в своем рассказе термин еще более знаменный: exordium ad penitendum – «место торжественного начала нашего покаяния», которое определил как congruum. Действительно это оказалось верным определением.
В Пепельную Среду, когда для христиан начинается долгий период великопостного покаяния, Церковь, желая припомнить иллюзорный характер мира сего и суетность человеческой доли, дает осознать всем людям, что они произошли из праха земного и неизбежно в прах обернутся. А песнь, которую поют в начале литургии: Immutemur habitu…, которая столь прекрасно отвечала смене одеяния трех студентов, еще другим способом говорит о радикальной перемене, а именно, что смена одеяния является только ее символом. Иордан осознавал эту перемену: Confestim, veterem hominem exeuntes – пишет он – ibidem novum induimus. «Как только мы сняли с себя ветхого человека. Тот час же облеклись в человека нового» (ср. Эф 4,22-25, Гал 3,27).
Полное значение, которое Иордан придает понятию покаяния, мы замечаем тогда, когда его используют для описания монашеской жизни Проповедников. В этом покаянии речь идет не только об исповедании, воздаянии и отпущении грехов, и не об обычной суровости аскетической жизни, но об окончательном преображении человека, радикальном отречении от привязанности к миру и к самому себе и принятии религиозного усилия, чтобы стать другим существом – то есть, чтобы облачить нового человека, который является образом Христа. Слышим тут эхо евангельского penitemini, metanoia, радикальной перемены, которой требовал Христос: «Обращайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1,15).
Отвержение мира и ветхого человека, состояние покаяния, уподобление Христу – это три стороны жизни Проповедников, обозначенные общим понятием покаяния. В их перспективе мы собираемся показать роль евангельской бедности, практикуемой первыми братьями св. Доминика.
Необходимые нам свидетельства будем искать в творениях, которые появились в первых десятилетиях существования ордена, точнее – между 1233 и 1262 годами. Это: Libellus Иордана Саксонского (1233), показания двух процессов канонизации св. Доминика (1233), Vitae Fratrum Жерара де Фраше (1260-1262), De septem donis Spiritus Sancti Стефана де Бурбон (1256-1261) и некоторое другие современные им тексты. Несомненно, истории из двух последних творений, которые относятся к жанру exempla, не имеют такой же самой ценности первоисточника, как Libellus или показания из Болоньи или из Тулузы. Тем не менее, для цели, которую мы перед собой поставили, они имеют огромное значение, поскольку показывают нам различными способами ментальность тех, которые их собирали, и ментальность их окружения.
Отправить комментарий