Из статьи брата Петра Лясковского ОР, Способы отдыха средневековых братьев-доминиканцев. 2.
Краткое упоминание на тему того, считали ли средневековые братья Ордена Проповедников что отдых необходим и допускали ли его возможность, можно найти уже у бл. Гумберта Романского, который в инструкции для магистров новициата писал: «Новициев следует поучить, чтобы хорошо использовали те моменты, в которых позволено говорить, если в это время они хотели бы немного расслабиться (…) чтобы благодаря этому они становились более полезными в работе на благо Ордена и в службе Творцу. Можно также в это время рекреации заняться просмотром лекций, дебатов или проповедей, или дискуссиями с братьями о каких-либо полезных делах. Могут также, когда другие заняты этими вопросами, пойти на исповедь или заняться своими обязанностями, такими как забота о гардеробе или другими подобными».
Как видим, бл. Гумберт отдает себе отчет в том, что отдых необходим, чтобы быть в состоянии исполнять свои обязанности, но одновременно проявляет в этом вопросе некую сдержанность и замечает, что это время всегда можно также посвятить чему-то, что является обязанностью по отношению к ордену или Богу.
Другой признанный авторитет, св. Фома Аквинский, как кажется, выступает против отдыха. В своем трактате О совершенстве духовной жизни он размышляет над тем, как можно уберечь себя от похоти. Отвечает таким образом: «Четвертое лекарство – это избегать лености и предаваться физическому труду. Праздность научила многому худому – пишет Экклезиастик (Сирах 33,28). Особенно же возбуждает леность плотские грехи, как читаем это у Иезекиля: Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей: в гордости, пресыщении и праздности (16, 49). Посему пишет Иероним к монаху Рустику: займись каким-либо трудом, чтобы тебя дьявол всегда находил занятым».
Поскольку дела всегда говорят громче, чем слова, посмотрим на жизнь цитированного автора. Трудно заметить у него заботу об отдыхе и релаксации. Спал он очень мало – минутку после обеда и после Утренней – ночи напролет проводя в диктовке работ и в молитве. Хоть кажется это граничить с чудом, он находил еще время на чтение проповедей людям. Известно и то, что он мог диктовать теологические тексты нескольким секретарям одновременно, а его мысли так были заняты размышлениями, что не оставлял их даже во время еды и лекарских операций. Однако, против этого свидетельствуют довольно многочисленные и ясные высказывания, в которых Фома защищает необходимость отдыха. Более того, принимает как собственное высказывание Аристотеля и считает отдельной добродетелью, именуемой eutrapelia, являющейся способностью к хорошему развлечению, заключающеюся в добродетели умеренности. Следует здесь процитировать фрагмент Суммы теологии: «Как человек нуждается в телесном отдыхе для освежения телесных сил – поскольку не может постоянно работать, так как силы его ограничены и способны исполнять только ограниченное число работ – так и нуждается он в нем и для души, силы которой также ограничены и способны выполнять только ограниченное число работ (…). Примером тому служит рассказ об Иоанне Евангелисте. А именно, когда какие-то люди негодовали, видя, как он забавляется с учениками, говорил он одному из них, у которого был лук, выпустить стрелу. Когда тот выстрелил несколько стрел, Иоанн спросил его, может ли он стрелять без конца? Тот ответил, что нет, так как лук бы сломался. На это ответил Апостол, что также дух человеческий сломался бы, если бы никогда не отдыхал».
В дальнейшей части анализа св. Фома подчеркивает, однако, что следует пользоваться развлечениями, но с тремя оговорками. Не следует искать их в вещах преступных, остерегаться излишнего расслабления серьезности и принимать во внимание личности, время, место и другие обстоятельства. Когда мы ближе приглядимся к жизни св. Фомы, заметим, что вопреки видимости, фактически он умел отдыхать. Стефан Свежавский описывает, как в молодости Фома бродил по горам, окружающим аббатство Монтекассино. Основную форму отдыха Ангельского Доктора следует искать, однако в другом месте. В Сумме теологии он пишет: «Наибольшее удовольствие приносит созерцание истины (…) размышление над истиной смягчает боль, или же скорбь, и тем более, чем более кто-либо является любителем премудрости». В конце концов, немного было в мире любителей премудрости, больших нежели он, который всю свою жизнь посвятил ее постижению. Фактически, многочисленные свидетельства упоминают, что во время молитвы, а особенно во время служения Мессы, его охватывали мистические экстазы. Тем не менее его способ жизни был огромной нагрузкой для его организма. Многие исследователи видят в переутомлении натуральном и физическом, причины кризиса, который он пережил 6 декабря 1273 года – после этого события он уже ничего больше не писал и не диктовал.
Таким образом, как мы могли увидеть, двое наиважнейших доминиканских мыслителей средневековья: бл. Гумберт и св. Фома считали отдых необходимым. Первый пишет о нем с определенной дистанцией, хотя (что для нас является важным фактором) упоминает о нем явно в контексте монашеской жизни. Фома говорит о необходимости отдыха и релаксации сильнее, придавая ему даже ранг добродетели. Это общее размышление, не посвященное исключительно монашеской жизни. Но поскольку он считает евтрапелию добродетелью, очевидно, что монах позаботится также и о ней, не впадая в какую-либо крайность: праздность или переутомление.
Отправить комментарий