Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд

7/10/2022, No Comment

Проповедь De tempore в четвертое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Estote ergo misericordes sicut et Pater vester misericors est (Лк 6,36).

Каждый человек был бы охвачен огромным страхом, если был позван в такой суд, в котором, если бы провинился, был бы обвинен и признан виновным, был бы приговорен к смерти и лишен всего имущества. Если бы кто-либо мудрый дал ему такой совет, благодаря которому он не только был бы оправдан в суде, но и удостоился бы большого почета, то сколь же охотно он выслушал бы такой совет и поступал бы в соответствии с ним. Суд, перед которым мы все предстанем, двоякий, а именно: конкретный и всеобщий. Первый происходит в момент смерти каждого человека. На этот суд призывают нас те, кто уже прошел через него, и которые говорят: Вспоминай о приговоре надо мною, потому что он также и над тобою (Сир 38,22). На этот суд призывают нас ежедневные посланники, которые каждый день умирают, предупреждая нас своею смертью. Второй суд состоится в конце мира, судья же будет справедливым и могущественным и нельзя будет возражать ему.

Судья также мудр и посему наша мудрость там ни на что не сгодится. Если бы кто-то совершил грех и был бы признан виновным, будет приговорен к вечной смерти. Вот этот мудрый советник, который на этом страшном суде будет и судьёй, и свидетелем, дает совет каждому из нас: будьте милосердны (Лк 6,36), ибо кто ныне милосерден, в судный день будет спокоен.

К милосердию склоняет нас, во-первых, заповедь Христа, во-вторых – Его пример, в-третьих – большая польза для нас. И это – первый вопрос, затронутый в этой евангелии. Во-вторых, мы были поучены, каким образом мы должны быть милосердными.

Во-первых, говорю, что к делам милосердия склоняет нас заповедь Христа, когда Он говорит: будьте милосердны (Лк 6,36). Святой Иоанн, ты воистину без боязни мог сказать, что заповеди Его не тяжки (1Ин 5,3), если даже сам Бог говорит: иго мое благо (Мф 11,30). Ибо кто же столь милосерден, чтобы слугам своим давать задания столь легкие в исполнении, как Господь дает своим детям: будьте милосердны. Князья и епископы приказывают своим рыцарям воевать и слагать оружие. Купцы дают задание своим сыновьям переправляться за море и даже рисковать жизнью в опасностях. Христос же говорит своим сынам, чтобы не вредили здоровью души и тела ближних, а поскольку эта заповедь легка, мы должны быть милосердными.

Во-вторых, мы должны быть милосердными глядя на пример, который нам дал и дает Сын Божий. Господь же являет милосердие, во-первых, тем, что так терпеливо выносит своих смертных врагов. Воистину велико терпеливым назвали бы короля, который в своей стране целый год терпел бы убийцу своего родственника. А большим было бы его терпение, если бы убийцу брата он терпел бы в своем замке. Большим, и даже весьма огромным терпением признали бы то, что король среди своих слуг терпел бы убийцу своего единственного сына. Но самым терпеливым является Сын Божий, который в своей Церкви, иногда на протяжении тридцати лет, сносит своих врагов и даже дает им пищу и одеяние. Особенно что Августин говорит, что грешник недостоин хлеба, которым питается. И тем не менее Он дает скоту пищу его (Пс 146,9) и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф 5,45). Все это берется из Его великого милосердия, и Он не только терпеливо сносит грешников, но даже милостиво освобождает их от вин.

Очень милосердным посчитали бы кого-то, кто, видя своего врага блуждающим по пустыни, и хоть бы имел возможность отомстить, все-равно указал бы ему путь. Такое милосердие оказывает Христос грешникам, своим врагам. Ибо грешник оскорбляет Его тысячи раз, Он же не оставляет грешника, но идет за нам со своим милосердием вплоть до момента разделения души и тела, если только тогда может его вернуть, как это видно на примере разбойника. Но если Христос не может вернуть грешника путем терпения, тогда использует другой способ лечения, подобно как совестливый лекарь, когда больному не помогает одно снадобье, тогда пробует другое. Тогда Христос посылает человеку какое-нибудь страдание, например смерть детей или друга, потерю имущества или денег, или же посылает болезнь, чтобы хоть таким способом его обратить.

Так Христос приводит грешника к исправлению, что было представлено в Первой Книге Хроник, где читаем, что, когда Давид пересчитал народ, что Бог запретил, Господь послал на него кару, а именно в один день ангел убил семьдесят тысяч мужей из его народа. Тогда Давид, увидев ангела, карающего люд, пал на землю, взывая: Господи, молю, прекрати свое наказание. Я сделал зло, а эти овцы что сделали? да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего! (ср. 1Пар 21,17). Господь смилосердился и приказал ангелу, говоря: довольно! теперь опусти руку твою! (1Пар 21,15). Давид означает каждого грешника, которого, когда он оскорбит Бога, коснется какая-то кара, чтобы благодаря ней он свернул с пути зла и признал свою ошибку, как это сделал Давид. Ибо когда коснулась его кара, тотчас он пал на землю и просил, чтобы наказание прекратилось. Посему великое милосердие Бога проявляется в том, что даже через кары обращает грешников!

Посему по примеру Христа и мы да будем милосердны. Во-первых, так как Христос прощает нам преступления, так и мы простим тем, кто совершил что-либо против нас, ибо если мы от сердца простим кривды, Он также простит нам грехи! Имеем тут пример о рыцаре, отца которого убил некий человек. Однажды встретились они на каком-то пустыре и убийца, видя, что не избежит смерти, упал к ногам рыцаря, прося его о прощении. Рыцарь, тронутый милосердием, смирил гнев, которым пылал по отношению к убийце своего отца. Вскоре случилось так, что рыцарь приехал в город, а была тогда Страстная Пятница. Вошел в церковь, чтобы поклониться кресту, к которому как обычно была прибита фигурка Распятого. Тогда крест поднялся с земли, а Распятый обнял его и поцеловал, говоря: «Поскольку ныне ты оказал милосердие убийце своего отца, Я окажу милосердие тебе. Будут прощены все твои грехи и уже с этих пор ты не будешь отдален от Меня и моего царства».

Прощайте и прощены будите (Лк 6,37). Это было сказано против трех видов людей.

Во-первых, против пылающих гневом, которые одержимы дьяволом и находятся под его властью как невольники. Они должны обуздать гнев, если хотят освободиться из-под власти дьявола.

Во-вторых, против тех, кто чересчур любят деньги и замыкают их в сундуках, а вместе с ними и собственные сердца. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6,21). Более того, когда они бесчестно добывают деньги, их самих добывает дьявол. Поэтому святой Августин говорит: «Если удерживаешь чужие деньги, дьявол удерживает тебя». Дьявол освобождает тех людей, которые отдают бесчестно нажитые деньги.

В-третьих, против таких людей, которые не желают исповедовать свои грехи. Таким образом дьявол держит их в темнице, ибо они не хотят открыть свои уста, чтобы признать грехи, и тем самым прогнать его от себя.

Милосердие заключается также в том, что мы никого не судим, даже очень злого человека. И поэтому читаем в сегодняшней евангелии: не судите, да не судимы будите (Лк 6,37). А почему мы не должны судить? Воистину потому, что тот, кто сегодня злой, завтра может стать добрым, а тот, кто сегодня добр, завтра может стать злым. Ибо часто человеческий суд ошибается, как заблуждались те, которые некогда одного очень святого отшельника считали злым человеком и развратником. Отшельник тот, прикованный к постели тяжкой хворью перебывал у некой монахини, ибо не имел в своей пустыни никого, кто бы о нем позаботился. В смертный час он попросил, чтобы его посох воткнули в землю на могиле, в которую он будет положен. Если посох зазелениться и принесет плод, будет это знамением его безгрешности. Так и случилось, ибо посох его расцвел. Бог таким образом показал правоту отшельника и устыдил тех, кто его злословил.

Милосердие заключатся также в давании. И потому читаем в сегодняшней евангелии: давайте и дастся вам (Лк 6,38). «Глосса»: Давайте блага преходящие, а будут вам даны блага духовные, и более того – вечные. Следует подчеркнуть, что, когда убогим даешь временные блага, необходимо соблюсти пять условий, чтобы жертва была принята Богом. Первое условие состоит в том, чтобы человек сперва отдал Богу самого себя. Ибо не может быть так, чтобы свои блага отдал Богу, а самого себя дьяволу или греху, как это сделал Каин, который жертву принес Богу, а самого себя в отчаянии отдал дьяволу. Читаем, что призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт 4,4-5). Вторым условием является то, чтобы ты давал из своего честно заработанного имущества, а не из ростовщичества или грабежа. В Книге Товита читаем: из имения твоего подавай милостыню (Тов 4,7). Так говорит Товит своему сыну, так говорит Бог Отец каждому христианину. Третье условие – благое намерение, то есть чтобы ты ничего не делал ради человеческой благодарности. У Матфея читаем: когда творишь милостыню, не труби перед собою (Мф 6,2). Четвертое условие – давать убогому, а особенно доброму. У Луки читаем: когда раздаешь милостыню, зови нищих (ср. Лк 14,13). Пятое условие – принцип, чтобы убогому дать согласно с возможностями дающего: когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу (Тов 4,9).

Задумаемся, зачем мы должны быть милосердными. Воистину, по причине огромной пользы, которую достигает человек, который милосерден. Первая польза в том, что милосердие наново оживляет душу, которая умерла в грехах. Было это представлено в Деяниях Апостолов, где читаем, что умерла некая верная по имени Тавифа, которая делала много доброго, давала милостыню и была весьма милосердна к убогим. После ее смерти ученики послали за Петром, который находился в другом месте, прося, чтобы он пришел к ним. Когда Петр прибыл, окружили его все те, кому Тавифа оказывала благодеяния и просили вернуть ей жизнь. Петр сделал это по их настойчивых просьбах (Деян 9, 36-41). Тавифа означает милосердную душу, которая умерла, когда согрешила, но ученики, то есть проповедники, которым она оказывала благодеяния, высылают посланцев к Петру, то есть молитвы ко Христу. Господь, прибывая, своей благодатью возвращает ее душу к жизни, и это ради дел милосердия, которые ее окружают и говорят за нее.

Милосердие также умножает преходящие блага. В Третьей Царской Книге читаем, что измученный путешествием Илия увидел одну вдову, собирающую дрова, и сказал ей: «Принеси мне, прошу, немного воды». Женщина пошла, а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба… Она ответила, что есть у нее только немного масла и горсть муки. Когда она приготовила угощение, принесла и дала мужу Божьему. А вернувшись домой, нашла там огромное количество муки, что если бы хотела в течение одного дня взять сто мер, то бы не только не уменьшилось муки, но еще бы больше прибавилось. Подобно было и с маслом (см. 1Цар 17,10-16).

Имеем тут пример о святом Бонифации, который роздал убогим рубахи, и даже без ведома матери опустошил для них амбары. Мать из-за этого весьма расстроилась и постоянно жаловалась, на что сын ответил: «Подойди, мама, посмотри на наши амбары». Она пришла и увидела, что они наполнены до краев. Кто же их наполнил, если не милосердие Божье!

Ибо кто дает убогому, не будет испытывать недостаток, кто же отстраняет просящего, будет терпеть нужду. Примером тому служат некие монахи, которые жаловались, что им не давали столько, как ранее. Один из старших братьев сказал им: «В этом аббатстве было двое очень добрых друзей. Одного из них вы выгнали, поэтому и второй не захотел оставаться с нами. Эти два друга именуются так: Давайте, и дастся вам (Лк 6,38). Господь соединил их в евангелии, а поскольку вы не хотите давать, то и вам не будет дано».

Милосердие также причина того, что человек получает во сто крат больше. Один сарацин, услышав это, сказал некоему епископу: «Если поручишься за эти слова, я приму крещение». Епископ сделал это, и сарацин все что имел, отдал Христу и был крещен, но перед смертью сказал епископу: «Если данное мне обещание не исполнится, отдашь все моим сыновьям». Епископ согласился. По смерти отца сыновья потребовали вернуть все имущество, утверждая, что их отец ничего не получил, разве что епископ докажет, что дело обстоит иначе. Благочестиво помолившись, епископ сказал им: «Идите к гробнице вашего отца». Придя туда, они нашли в правой руке умершего пергамент, на котором было написано: «Я уже получил стократ более и удостоился вечной жизни, как это епископ говорил на проповеди». И так с Божьей помощью, на глазах всего народа, епископ очистил себя от всех обвинений. Кто же это сделал, если не милосердие Божье! И поэтому будьте милосердны!

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий