Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам

5/29/2022, No Comment

Проповедь De tempore в воскресенье в октаве Вознесения Господнего Перегрина Опольского.

Cum autem venerit Paraclitus, quem ego mittam vobis (Пс 46,6)

В этой евангелии речь идет о сошествии Святого Духа, который в следующее воскресенье будет ниспослан верным. И посему, слыша это, апостол как наилучший отец, приглашает нас подготовиться к встрече этого гостя, то есть Святого Духа. Две вещи склоняют нас к тому, чтобы мы к этой встрече подготовились. Во-первых, высокое достоинство этого Гостя, во-вторых, огромная польза, которую мы получим, принимая Его. Воистину, высоко достоинство Святого Духа, поскольку Святой Дух является единым с Богом Отцом и Сыном. И потому, если перед Пасхой мы готовились к приходу Сына, подобным образом должны мы подготовиться к приходу Святого Духа в торжество Сошествия Святого Духа. Ибо тем, кто подготовится, будет дан Святой Дух. Должны же мы исполнить четыре условия, чтобы приготовиться к приходу Святого Духа.

Первое – освободиться от грехов в искреннем покаянии и смиренной исповеди. Ибо Дух Святой не будет пребывать ни в теле, преданном греху, ни в нечистом сердце. Было это представлено в Книге Бытия. Ной выслал из ковчега голубицу, но из-за потопа она не нашла место, где могла бы остаться и вернулась в ковчег (Быт 8,8). Ной означает Бога Отца, который посылает голубицу, то есть Святого Духа, из ковчега, то есть из царства небесного, и когда по причине разлившихся вод, то есть грехов, Святой Дух не находит места, на которым мог бы остаться, возвращается в ковчег, то есть в царство небесное. Когда же наше сердце было очищено от грехов, тогда несомненно Он остался бы с нами. Ибо в грязный сосуд, то есть в сердце полное прегрешений, не нальет Бог бальзам Святого Духа, то есть Его утешение.

Вторым является молитва. В это время особенно следует предаваться молитве. Она имеет огромную ценность, ибо ангелы возносят ее пред обличье Божье. Было это представлено в Книге Товита, когда ангел сказал Товту: когда молился ты с плачем и хоронил мертвых, я представлял молитву твою Господу (ср. Тов 12,12). Направлять молитву к Богу не должно быть для человека слишком трудным, если возносить молитву пред Божье обличье ангел считает правильным. Более того, сам Христос, будучи человеком, направляет молитву к Богу Отцу, символом чего является то, когда дьякон передает кадило священнику, священник же возжигает ладан Богу. Так Христос представляет Богу Отцу молитвы Церкви. Молитва имеет также такую силу, что освобождает человека, который находится в узах греха. Было это представлено на примере святого Петра, который в темнице был закован в кандалы, и благодаря непрестанной молитве Церкви к Богу в его намерении, был от них освобожден (Деян 12). Молитва освобождает также от смерти вечной. Говорит об этом пример Сусанны, которая, будучи приговоренной к смерти, молилась и благодаря молитве была освобождена (Дан 13). Сусанна означает каждую верную душу, которая по свидетельству старцев, то есть злых духов, была уже, быть может, приговорена к вечной смерти. Такая душа должна взывать к Богу в молитве, и будет освобождена, ибо молитва терзает злых духов. Поэтому также некто одержимый злым духом взывал: «Варфоломей, апостол Божий, мучают меня твои молитвы!» И посему мы должны молиться, чтобы Святой Дух сошел на нас.

Третье – это пост, ибо существует уверенность, что апостолы в это время постились. Посему славен обычай тех, кто в это время практикует какое-либо особенное воздержание. Дух Святой – это огонь. Подобно как дерево, которое высохло и исчезла его влага, легко загорается, так и сердца, высушенные воздержанием, являются подготовленными к приходу Святого Духа.

Четвертое – слушание слова Божьего. Посему в Деяниях Апостолов читаем, что, когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово (Деян 10,44).

К приготовлению к приходу Святого Духа склоняет нас также огромная польза, которую мы получаем, принимая Его. Посмотри же, что мы получаем, принимая Святого Духа. Воистину, великое утешение! Поэтому верно говориться «Paraclitus», что значит «Утешитель». Ибо Святой Дух утешает людей, находящихся в различных ситуациях.

В первую очередь утешает тех, кто оплакивает грехи и потому читаем у Матфея: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5,4). Так была утешена Сара, которая потеряла семерых мужей, ибо когда плакала и молилась, тогда по распоряжению ангела, вышла за Товию, найдя у его бока утешение. Она также сказала: Блажен Ты, Господи, ибо после слез и плача изливаешь радость (Тов 3,22 (Вульг)).

Святой Дух утешает людей во время страданий, как это видно на примере святого Стефана, который оказавшись в беде, увидел славу Господню (Деян 7,55).

Святой Дух утешает также тех, кто был подвержен казни, как это видно на примере Даниила и его товарищей. Они, потому что не хотели почтить золотого идола, были брошены в горящую печь. Но когда там оказались, Святой Дух внутри печи как бы вызвал ветер, несущий росу, ток что огонь не повредил ни ихних тел, ни одеяний (Дан 3). Дух Святой не только утешает во время страданий, но также услаждает, как это видно на примере святого Лаврентия и святого Стефана, о котором поется: «Камни, сердце и т.д.»

Зосима пишет о некой женщине, которая так спешила на мученическую смерть, что, выбежав из дома, даже не закрыла ворота, и не покрыла, согласно обычаю, свою голову, но быстро поспешая, вела с собой на мученичество малое дитя. Судья, увидев это, сказал: «Возьмите эту женщину и приведите сюда». А когда ее привели, сказал:

- Куда ты так поспешно идешь, несчастная женщина?

- Спешу на поле, где люд правоверный будут истязать, чтобы там умереть за веру.

- А куда ведешь этого мальца? – спросил.

- Чтобы и он принял мученичество – ответила она.

Кто же если не Святой Дух так усладил этой женщине муку, что так спешила на неё как на пир? Что же мы скажем, мужи, если женщина через великое мученичество стремиться в царство небесное!

Святой Дух утешает верных во время испытаний, ибо делает так, что они выходят из них победителями. Можно убедиться в этом на примере Иова, которого испытывали утратой имущества, всех овец, верблюдов и остального домашнего скота, который полностью потерял. Сверх того, Бог испытал его смертью сыновей, которые погибли, наконец коснулся его самого, ибо тело его покрылось глубокими язвами. Хотя и с наибольшим трудом, но можно бы было мужественно перенести столь многое, но все это он преодолел благодаря помощи Бога и Святого Духа.

Видно это на примере одного старого отшельника, к которому пришел некий юноша, который хотел в этой пустыни служить Богу и отшельнику. Однажды, когда в полдень старец уснул, а этот юноша бодрствовал, явился ему злой дух, искушая его оставить пустыню. Тот, поняв, что это коварство сатаны, сопротивлялся ему вплоть до седьмого искушения. Старец, проснувшись, увидел, что на голове у юноши семь венцов и спросил, кто дал их ему. Но юноша ответил, что нет у него ни одной. Старец: «Я хорошо вижу, что у тебя семь венцов». Юноша ответил, что его семь раз искушали и что благодаря помощи Бога и Святого Духа он преодолел все искушения и поэтому, как думает, за каждое испытанное искушение получил венец. Ибо кто смог бы сопротивляться искушениям, которыми соблазняет нас этот мир, тело и дьявол, если бы не поддерживал нас Святой Дух! Посему верно называем Его Утешителем. Но не всех Он утешает. Ибо не утешает тех, которые находят утешение в суетах мира сего. Ибо таковым уготовано скорее вечное осуждение. Лука говорит: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк 6,24).

Святой Дух не утешает также надменных. Гордыня – это горы Гелвуйские, на которые не сходит ни роса Святого Духа, ни дождь благодати Божьей (2Сам 1,21).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий