Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава VІ. Молитва. Парение тела. Доброта, 31.
А поскольку Бог внимал молитвенным прошениям его, то необходимо сказать, о чём обычно молился оный Доктор.
Хотя рода он был знатного и мог бы быть богат земным достоянием, он как то, что имел, отверг, так и чего не имел, не просил, но по примеру Соломона ничего иного не вымаливал, кроме возлюбленной им Премудрости Божией. Поэтому с величайшей уверенностью можно полагать – и это явно подтверждалось, – что оный благочестивый Доктор обрёл то, что писал, чему учил и что диктовал, в ответ на ревностную молитву свою.
Есть свидетельство из уст бр. Райнальда, спутника его, о его образе жизни, что он хранил в тайне, пока Доктор был жив. Итак, после кончины Магистра сей спутник его, приехав из монастыря Фоссанова* и возобновив прерванные лекции**, с громким плачем сказал: «Братья! Магистр запретил мне рассказывать о виденных мною чудесных делах его, пока он жив. И среди прочих было то, что учёность свою, которая удивляет в нём паче прочего, он не приобрёл человеческой силой, но получил по молитве. Ибо всякий раз, когда он собирался вести диспут, читать лекцию, писать или диктовать, он сперва втайне прибегал к молитве и просил, проливая слёзы, чтобы Бог открыл ему Свои сокровенные истины. И если на молитву он шёл, мучаясь вопросами, то, помолившись, возвращался с ответами. И если возникал какой-нибудь вопрос, относительно которого ещё не обнаружили богословского решения, Фома прибегал к молитве и божественным чудом ему открывалось, как разрешить его. И казалось, что в душе его разум и чувство словно бы объемлют друг друга, как свободные потенции; каждая из них прислуживала другой, как высшей; чувство в молитве удостаивалось войти в божественные пределы, а разум благодаря ему созерцал возвышенное, и чувство, приняв через него свет, воспламенялось любовью».
* где умер св. Фома (прим. пер.)
** он был лектором в Неаполитанском университете.
Отправить комментарий