Проповедь De tempore в седьмое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Misereor super turbam: quia ecce iam triduo sustinent me (Мк 8,2).
В этих словах можно заметить две правды. Во-первых, Божье милосердие, когда Христос говорит: жаль мне, во-вторых, причину милосердия, когда говорит: что уже три дня находятся при Мне. Когда речь идет о первом, то нас не удивляет, что Он проявляет милосердие к людям, ибо Его милосердие превышает все Его дела. Ведь оказывая нам Свое милосердие, Он дает нам пищу для тела и духовную пищу. Также ради милосердия Он терпелив ко всем своим недругам – грешникам. Исаия говорит: Господь медлит, чтобы помиловать нас (ср. Ис 30,18), чтобы мы обратились. Также Он милостиво принимает обращенных, потому что милосерден. Также ради милосердия многократно прощает нам тяжкие прегрешения. Наконец, руководствуясь милосердием, награждает заслуги.
Примером тому служит житие одного отшельника. Когда пришел к нему один преступник, премного сожалея о совершенных грехах, и просил его позволить остаться при нем, отшельник пренебрег им в своем сердце и не согласился. И когда это преступник строил для себя отдельную пустынь, срубленное дерево, неожиданно упав, привалило его. Тогда отшельник увидел, как ангелы несли в царство небесное душу этого разбойника. Ведь еще ничего доброго он не успел сделать, и однако уже в момент смерти ему служили ангелы. Какова же была тому причина, если не великое милосердие Божье?
Долго можно было бы размышлять о милосердии Божьем, о котором в Книге Псалмов сказано: милосердия Господнего полна земля (Пс 32,5). Ибо это благодаря Божьему милосердию дьявол нас не теснит, мир не гибнет, грешник при жизни не ввергается в ад, и поглощается землей вместе со своими сообщниками. Посему, если бы человек отдавал себе отчет, как разнообразны опасности, которые ему грозят, знал бы также, как неизмеримо Божье милосердие.
Господь же проявляет милосердие к четырем народам. Один народ – тот, который живет в этом мире. Второй – под землей, в могилах. Третий – в чистилище, а четвертый – в небе. Первый народ Христос милует тогда, когда уже три дня находятся при Нем.
О втором речь идет в псалме: Ты же, Господи, помилуй меня и т.д. (Пс 40,11). Читаем, что, когда Господь собирался воскресить сына вдовы – повествует об этом Лука – тронутый милосердием, сказал: не плачь! (Лк 7,13). Если проявлением милосердия было воскрешение одного юноши, который умер только днем ранее и в будущем снова должен был умереть, насколько же большим милосердием является воскрешение столь бесчисленного количества людей, которые умирали на протяжении стольких тысяч лет, и должны жить вечно, и то в телах прославленных. Ибо тогда Господь сделает так, как это делают короли и князья на этом свете. Если каких-либо своих рыцарей они наказывают из-за небольшой провинности тем, что заключают их в темницу или закрывают в башне, то после достаточного наказания освобождают их из темницы, облачают в красивые одежды и приглашают на общий пир. Точно так поступит Христос. После наложения телам святых кары под землей – как бы в заточении – оказывает милосердие, возвращает их к жизни и облекает в одеяния, которые уже с этого момента никогда не постареют. И призовет их на небесный пир, где бесконечно будут с Ним царствовать.
О третей группе говорится у Исаии: В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью помилую тебя (ср Ис 54,8). Воистину, на малое время, то есть на коротко по сравнению с вечностью, сокрыл Свое лицо от тех, кто пребывает в чистилище. Поскольку Он милосерден, помилует их и освободит их от кары. Милосердие, которое оказывает Бог душам, отбывающим наказание в чистилище, было аллегорически представлено в образе милосердия, оказанного трем отрокам, спасенным из разожженной печи. Отроки говорили: нет у нас… ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милосердие Твое (Дан 3,38-39). Эти три отрока символизируют души. Разожженная печь означает чистилище. Три отрока говорили: нет у нас приношения и т.д. Точно так души, находящиеся в чистилище, могут говорить: «Нет у нас приношения Тела Господнего, ни фимиама молитвы, ни первых плодов милостыни нашей», как бы говорили: «Не можем иметь теперь эти блага, поскольку мы пребываем тут». Но Бог видит их тяжкую кару и являя свое великое милосердие, освобождает их от этой кары, и дарует им царство небесное. Это тот третий народ, который милует Господь.
В-четвертых, Он милует небесный хор. Делает Он это тогда, когда, руководствуясь своим милосердием, отстраивает его руины из живых камней, то есть из душ святых. Ибо они – камни, которые Иоанн видел в Откровении (ср. Откр 21,19-20): драгоценные камни, которые сверкали, когда совершалось дело Божие. Теперь видим ясно, что Господь имеет четыре народа, которым являет милость.
Далее Иисус, добавляя: что уже три дня находятся при Мне, говорит о причине милосердия. И хотя оказывает Он милость многим людям, то особенно, однако проявляет милосердие к таким, которые находятся при Нем три дня на покаянии. Таким образом Он старается, чтобы они не ослабели в пути. А три дня покаяния – это боль сердечного сокрушения, стыд при устном исповедании грехов и труд воздаяния поступком, чтобы благодаря этому было совершено покаяние за грехи, совершенные мыслью, словом и делом. Это те три дня, во время которых можно обрести Христа в небесном храме.
Посему, первый день именуется сокрушением. Переживают его тогда, когда грешник горько сожалеет за все свои грехи. Плодом, который приносит сокрушение, является замещение вечного наказания на временное. Сокрушение также изгоняет из сердца дьявола. Посему, как конь или вол, погрязший в болоте, когда его колют шпорами, старается выбраться из этого болота, точно так и дьявол через сокрушение бывает принужден выйти из сердца грешника, в котором собирался жить спокойно.
Пример того имеем в особе Марии Магдалины, которая была одержима семью злыми духами, но из-за ее сокрушения дьявол, как бы пораженный, вышел к ногам Иисуса, пред которыми она лежала крестом (ср. Лк 8,2). Тогда же были отпущены ей многие прегрешения.
Подобный пример имеем также в «Житиях отцов», где читаем, что один святой отец видел однажды множество людей, входящих в церковь. Но увидел также среди них дьявола, который шел за одним человеком. Когда тот человек услышал, что в церкви читают: омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… (Ис 1,16), совершил акт сокрушения за свои грехи и как бы преобразился в другого человека. А святой отец увидел дьявола печального, стоящего вдалеке от того человека.
Далее, сокрушение соединяет человека с Богом. В Книге Иезекиила говорится: В какое бы время грешник не возбудил сожаление, все преступления его, не припомнятся ему (ср. Иез 18,22).
В-четвертых, сокрушение приближает душу к царству небесному. Матфей говорит: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф 4,17). Вспоминается тут пример разбойника, которому в момент сокрушения тотчас было обещано: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23,43). О, сколь огромного же следовало жаждать сокрушения, которого не может дать никто, только один Бог. Ибо сердце человека как кусок льда. Посему, благодаря рвению в службе Богу следует приблизиться к огню Святого Духа, чтобы согретое Ним, уже никогда не остыло. Ибо это тот огонь, который однажды зажженный никогда не должен угаснуть, как это читаем в Книге Левит: огонь на жертвеннике моем, то есть в сердце, пусть горит и не угасает; и пусть священник, то есть разум, зажигает на нем дрова, то есть размышляет о страстях Христовых (ср. Лев 6,12).
Вторым днем является исповедь. Чтобы она была мила Богу, должна содержать собственные прегрешения, а не грехи ближнего. Посему не исповедуй грехи так как Адам и Ева в раю. Ибо Адам исповедал грех Евы, а Ева – вину змия. С тех пор часто происходит так, что человек сваливает свою вину на другого человека или на библейского змия-дьявола. Августин говорит: «Отстрани сатану, обвиняй себя, чтобы заслужить милосердие».
Более того, исповедь должна быть искренней, без примеси лжи. Ибо уста, которые лгут, убивают душу. Посему не исповедуйся как Каин, который тогда, когда должен был смиренно сознаться в убийстве, на вопрос Господа: где Авель, брат твой? Ответил: не знаю, разве я сторож? и т.д. (Быт 4,9).
Далее, исповедь должна быть полной, чтобы ты выбросил на исповеди все, что имеешь в своем сердце, а не вылил как масло или кровь, или как молоки или вино. Ибо они оставляют какой-то след своей субстанции, цвет или вкус. Ты должен излить грехи как воду (ср. Плач 2,19), полностью. Посему не исповедуйся как Ахан в Книге Иисуса Навина, который сказал: точно, я согрешил пред Господом (ср. ИсНав 7,20). И действительно, признался Господу, что совершил кражу, но утаил, что из-за этого погибло тридцать шесть мужей.
Исповедь должна быть также нагой, без покрывал. Тогда как некоторые оправдывают свои грехи. Августин говорит: «Человек скрывает, Бог открывает; когда человек признается, Бог прощает». Посему не исповедуйся как Саул в Первой Царской Книге. Ибо Саул, обвиненный Самуилом в нарушении приказа Господа, который Он дал ему, чтобы не жалел в битве амалекитян и их скота, когда должен был исповедать свою жадность и непослушание, утаил свою вину, говоря: народ мой пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу (1Сам 15,15).
Далее, исповедь должна быть частой. В Книге Неемии написано: Четыре раза днем и четыре раза ночью исповедовались… Господу (ср. Неем 9,3). Поскольку чем чаще будешь исповедоваться, тем быстрее будешь получать прощение.
Исповедь должна быть также омыта слезами. Ибо добрая слеза приводит к трем действиям. Во-первых, даже одна слеза может очистить грязную душу, которую не могут омыть все морские воды. Ибо она является тем медным морем, в котором омывали руки и ноги, входящие в храм (ср. Исх 30,19-20). Во-вторых, слеза топит дьявола. Красное море, в котором утонул фараон, то есть дьявол, с войском прегрешений (ср. Исх 15,4), символизирует именно эту слезу. Пёс боится горячей воды. Подобно дьявол боится слез. Третье действие то, что Царство Небесное берется некою силою (ср. Мф 11,12). Григорий говорит: «Царство небесное желает быть взято нашими слезами, ибо не принадлежит нам по нашим заслугам».
Наконец, третьим днем является акт покаяния, чтобы человек воздал за свои грехи, либо мерой справедливости, либо мерой милосердия. Теперь все было изложено ясно. Помолимся…
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий