Из статьи брата Петра Лясковского ОР, Способы отдыха средневековых братьев-доминиканцев. Заключение.
Довольно распространенный стереотип, касающийся средневековой монашеской жизни, гласит, что в ту эпоху не отдыхали, а братья непрерывно были заняты какой-либо работой. Поддерживанию такого убеждения определенно служит скудность первоисточников, касающихся этой темы, а также распространенный в средневековье спиритуализм, эффектом которого было негативное отношение к телесным удовольствиям и пользованию таковыми. Фактом также остается то, что режим дня монаха был составлен так, чтобы он не имел слишком много времени на отдых. Не должны мы также забывать, что люди в средневековье, а в особенности монахи, воспринимали время совсем по-другому, чем современный человек. Мы живем согласно стрелкам часов, заботясь об оптимальном использовании каждого часа и минуты. Они работали больше, но менее интенсивно, как бы оставаясь более в настоящем. Такой ритм как кажется менее отягощает психически, а что за этим следует – требует менее изысканных форм отдыха, кроме обычной еды и сна. Следует также заметить, что на всю монашескую жизнь, а особенно созерцательную, смотрели как на поиск спокойствия души.
Тем не менее человеческая природа сильно не изменилась. Как сегодня, так и в средневековье должны были отдыхать, что постепенно находило все большее отражение в орденском законодательстве. Что правда, доминиканец, странствующий проповедник, отказывается от изоляции присущей созерцательным монахам, и потому становится более уязвимым для внешнего мира. Ему легче чем монаху искать спокойствие не в созерцательной жизни, а в радостях и удовольствиях этого мира. Как мы видели, братьям-проповедникам часто случалось злоупотреблять различными забавами.
Как бл. Гумберт Романский, так и св. Фома Аквинский признают, что отдых в жизни необходим. В доминиканских монастырях использовались три основные формы релаксации: общие рекреации, походы и прогулки, а также послеобеденный сон. Со временем официальное законодательство ордена все более выразительно допускает такую возможность для братьев. Зачастую это было вызвано попросту желанием узаконить то, что уже стало фактическим обычаем. Как мы видели, братья повсеместно позволяли себе разнообразные формы отдыха. Трудно нам из сейчас за это упрекать. Кажется, что в наше время распространено сознание, которое, как следует из легенды, приводимой св. Фомой Аквинским, появившаяся уже в апостольские времена: «дух человеческий сломался бы, если бы никогда не отдыхал».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий