Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

8/07/2022, No Comment

Проповедь De tempore в восьмое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Omnis arbor bona fructus bonos facit: mala autem arbor malos fructus facit (Мф 7,17).

В этой евангелии Господь использует два сравнения: во-первых, сравнивает доброе дерево с добрым человеком, во-вторых, сравнивает плохое дерево с плохим человеком.

Когда речь идет о первом сравнении, можем подчеркнуть, что доброе дерево сравнивается с добрым человеком, ибо доброе дерево запускает свои корни глубоко, и чем глубже запускает корни, тем сильнее сопротивляется ветрам. Точно так и добрый человек должен основывать свою жизнь на сильном фундаменте, то есть на смирении, чтобы тем выше возрастать пред Богом. Ибо то, кто унижает себя, в будущем возвысится (Лк 14,12; 18,14; Мф 23,12). Каждый же человек должен унижать себя прежде всего для того, чтобы в будущем возвыситься. Смирение делает тебя, человече, князем и королем среди святых ангелов. Также и ты, убогая женщина, которая сидишь тут в сером плаще, будешь благодаря смирению королевой в царстве небесном.

Аллегорически представляет это Первая Царская Книга (1Сам 9,1), в которой читаем, что Кис имел сына по имени Саул. Послал он его, чтобы найти ослиц, которые пропали. В пути пророк Господень, Самуил, помазал его царем над двенадцатью коленами Израиля. Когда потом пророк захотел показать его народу, Саул побежал домой и спрятался, считая, что он недостоин. Посему позднее Господь сказал ему: не малым ли ты был в глазах моих, то есть смиренным, когда сделался главою колен Израилевых? (ср. 1Сам 15,17). Саул символизирует каждого смиренного человека, которого Самуил, то есть Бог, помазывает царем над двенадцатью коленами Израиля, то есть между святыми ангелами Божьими. И тогда ты скажешь: «Хорошо, что некогда тут на земле я так сильно уничижил себя, с тех пор вижу Тебя в столь огромной славе».

Смирение также смягчает гнев Божий. Аллегорически было это представлено в Третьей Царской Книге (1Цар 21,13-29) на примере Ахава. Когда разгневался на него Бог, когда он убил Навуфея и хотел завладеть его виноградником, тогда по приказу Господа, восстал на его пути пророк Илия и сказал ему: за то, что ты убил Навуфея, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь (ср. 1Цар 21,19). Ахав, услышав, что Бог разгневался, разодрал одежды свои, посыпал голову пеплом и ушел полон смирения с опущенной головой. Когда увидел это Господь, сказал Илии: видишь, как смирился предо Мною Ахав? … Я не наведу бед, о которых говорил (ср. 1Цар 21,29). Ахав представляет каждого человека, который оскорбил Бога каким-либо грехом. Тогда Бог предрекает ему, что адские псы будут его лизать. Но воистину, когда Господь увидит сокрушение грешника, который смиряется перед священником и исповедует свои грехи со склоненной головой, посыпанной пеплом, то есть который осознает свою малость, что является прахом и в прах должен возвратиться, когда Господь увидит его сокрушение, тогда прощает ему. И таким образом проходит Его гнев.

Далее, смирением мы побеждаем дьявола. Также поэтому некогда сатана сказал святому Макарию: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, и я не принимаю пищу. Ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. Только одним ты меня превосходишь». Макарий спросил: «Чем же это?» Сатана ответил: «Твоим великим смирением, которым отличаешься». Посему, если мы хотим победить дьявола, который нас ежедневно атакует, будем же смиренны. Ибо, если мы не будем иметь в себе смирения, сатана будет атаковать нас сильнее, и мы быстрее будем побеждены. Некие монахи пришли однажды к своему аббату, говоря: «Благой отче, почему теперь нас столь сильно атакуют искушения?» А тот ответил: «Потому что вы бросили оружие, при помощи которого можно сопротивляться искушениям. А это – смирение и терпение».

Во-вторых, дерево не приносит плодов зимой, но летом. Точно так и человек зимой, то есть после смерти, не может ни практиковать покаяние, ни давать милостыню. Летом же, то есть во временной жизни, человек должен стремиться приносить добрые плоды. И потому Апостол говорит: доколе есть время, будем делать добро (Гал 6,10). Когда люди имеют благоприятное время, так как в час жатвы, тогда работают сверх сил. Воистину, как раз сейчас жатва святых. И поэтому каждый должен усиленно стараться, чтобы именно теперь посеять зерно, чтобы потом смочь в радости собирать урожай. Но некоторые считают, что нужно приложить слишком много усилий, чтобы что-то сделать в служении Богу. А ведь не раз ради небольшой материальной пользы трудятся намного больше.

Далее, к религиозному рвению должно нас побуждать присутствие нашего Спасителя. Ибо Господь всегда близко наших стараний. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его (Ис 40,10). Когда человек видит, что его хозяин смотрит на него, тогда старается достойно восхищения. Воистину, Бог видит не только наши деяния, но также намерения. Но удивительно то, что человек, поступая плохо, краснеет пред одним ребенком, а не чувствует стыда пред Богом.

Подумаем над этим на примере Таисии, которая была блудницей. Пришел к ней некий аббат по имени Пафнутий и дал ей один солид, то есть 12 денариев, чтобы с ней согрешить. Когда она проводила его в свою комнату, он сказал: «Тут нас может кто-то увидеть». Тогда она провела его в другую и третью комнату. Он, однако, постоянно боялся, что кто-нибудь их увидит. Наконец Таисия сказала: «Если боитесь Бога, нигде не сможете пред Ним укрыться, ибо Он видит повсюду». А аббат сказал ей: «Так ты знаешь, что Бог есть? Почему же ты не боишься Его и не задумываешься над тем, что будешь вынуждена дать отчет не только о своей душе, но и за души всех тех, кого ты склонила ко греху? Если не будешь каяться, будешь приговорена к вечному осуждению». Таисия, сокрушенная, приняла от него покаяние. Затворилась она в одной келье и на протяжении трех лет не имела смелости ни взглянуть в небо, ни произнести имя Божье. Только молилась такими словами: «Ты, который сотворил меня, помилуй меня». Спустя какое-то время некий отшельник, погруженный в молитву, узрел в небе одно прекрасное место. Когда спросил, кому оно предназначено, услышал ответ: «Подруге Бога – Таисии». Вскоре после этого Таисия, испустив дух, соединилась с Господом.

К действию должно нас побуждать также огромное вознаграждение, которое получат все, кто отличался рвением. Поэтому читаем в притчах: укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие за дела ваши (2Пар 15,7). Когда человек знает, что получит хорошее вознаграждение, тогда трудится с необычайной охотой. Воистину, мы за хорошую работу получим хорошую награду. Будет нею Тот, кто является наивысшим благом, согласно с тем, что говорит Он Аврааму: Я буду твоей наградой (ср. Быт 15,1). Если бы кто задумался над размером этой награды, никогда бы не переставал делать добро.

К доброму деянию должно нас побуждать также отдохновение, которое ожидает после трудов. Ибо люди перед приближающимся торжеством обычно работают выносливей. Право, огромное торжество ждет святых в их отчизне. Будут они отдыхать после трудов своих, а Христос, подходя, станет служить им (Лк 12,37).

(Пример о мальчике, которому, когда упадет, говорят: «Прыгал, так не плачь!»)

Доброе дерево приносит плоды не только на одной ветви, но на всех. Подобно и ты, человече, служи Богу всеми своими членами. Устами поучай ближнего, славь Бога и молись, ногами проходи паломничество этой жизни, ушами охотно слушай слово Божье. Есть, однако, такие люди среди вельмож или учёных, которые не заботятся о том, чтобы слушать слово Божье. Скорее бегут от него, как дракон убегает от пантеры. Но малые зверьки бегут за пантерой, ибо ее запах лечит их болезни. Точно так много людей и убогих бегут к слову Божьему и церковному песнопению, чтобы обрести здоровье душевное. Посему слушай слово Божье и церковное пение, очами же внимательно наблюдай за тем, что вызывает в тебе страх. Когда увидишь воду, подумай, что некогда, а именно во время потопа, вода поглотила всех неприятелей Бога, живших на свете. Когда увидишь огонь, подумай, что когда-нибудь огонь сожжет всех Божьих врагов. Со страхом также смотри на землю. Подумай, что она станет твоей могилой. А когда увидишь блага этого мира, подумай о благости Бога, который создал их для пользы человека. Для того, чтобы ты Его любил.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий