Проповедь De sanctis в праздник Перенесения (Возвышения) Реликвий святого Отца Доминика, исповедника Перегрина Опольского.
Ante translationem… enim testimonium habuit Henoch placuisse Deo. (Евр 11,5).
Церковь отмечает два праздника связанные с особой святого Доминика: один посвящен его телу, второй – душе. В торжество Перенесения воздается почитание его святому телу, поскольку было оно извлечено из земли и поставлено высоко, на место, где почивает Тело Христово, на алтарь. На это торжество я выбрал вышеприведенный фрагмент, ибо Доминик был возвышен по трем причинам: во-первых, ради имени, во-вторых, из-за чудесного перенесения, в-третьих, ради того, что угодил Богу.
Во-первых, славу приносит ему имя Енох, которое переводиться «ходящий с Богом». В связи с этим обрати внимание на то, что существуют такие люди, которые идут против Бога. Поступают так те, кто любит мир. Святой Иаков говорит: кто хочет быть другом мира, становится врагом Бога (Иак 4,4). Некоторые отходят от Бога. Поступают так те, кто, ища в жизни удовольствия, широким путем хотят войти в царство небесное, в то время как Христос вошел в него путем тесным и горестным. Некоторые идут за Богом. Поступают так те, кто исполняет покаяние. Некоторые ходят с Богом. Так поступают те, кто, пребывая в целомудрии, избегают смертных грехов. Посему Доминик не шел против Бога, ибо отверг мир и все, что ему принадлежит. Не отошел также от Бога, поскольку никогда не предавался удовольствиям – поэтому никогда не ел мясо, а его преемники и братья-иноки должны ему в этом подражать – но шел за Богом, исполняя суровое покаяние, которое начал практиковать уже в детстве.
Читаем, что, когда он был еще маленьким и находился под опекой няньки, часто оставлял, что было замечено, свою кроватку и ложился на голой земле. В этом был он подобен святому Николаю, который еще будучи отроком, умерщвлял свое тело постами. Читаем, что Доминик столь сильно умерщвлял свое тело, что каждую ночь трижды бичевал себя цепью: раз за себя, второй раз – за грешников, которые живут на свете, чтобы их обратить от зла к добру, третий раз – за души, страдающие в чистилище.
Читаем также, что, когда однажды прибыл он в какой-то город, чтобы там проповедовать слово Божье, поселился в гостинице, где находились одни еретики. Когда неустанно учил их, но никого не обратил, подумал, что более можно совершить добрым примером, чем словом. Посему, чтобы дать им добрый пример и таким образом их обратить, целых сорок дней постился на хлебе и воде, и спал на земле. И эти еретики, увидев добрый пример, обратились.
Доминик ходил с Богом, поскольку был безупречно чист и никогда не совершил смертного греха. А поскольку ходил с Богом, говориться, что он угодил Богу. А угодил Богу по трем причинам. Во-первых, угодил Богу верой, которую проповедовал и распространял, и в защиту которой вел диспуты с отступниками.
Читаем, что однажды он вел спор с еретиками. Вопросы, о которых дискутировали, записал и дал лист какому-то отступнику, чтобы тот ответил на поставленные обвинения. В ту ночь еретики, собравшись в одном доме, сидели у огня. Тогда товарищи этого еретика сказали: «Брось свиток в огонь, если сгорит, это будет означать, что наша вера истинная, а если не сгорит, будет значить, что истинна вера христиан». Тогда бросили тот свиток в огонь, но хотя он и пролежал там какое-то время, нетронутым выпал из костра. Когда все дивились, один из присутствующих сказал: «Брось его снова!» И снова он выпал из огня несгоревшим. Они же шептались между собой, чтобы не разглашать это чудо. Был там, однако некий рыцарь, который немного склонялся к нашей вере и всем открыл это чудо. Что же стало причиной этого чуда, если не вера Доминика! Без веры же – как говорит святой Апостол – невозможно угодить Богу (Евр 11,6).
Во-вторых, Доминик угодил Богу необъятной благостью. Читаем, что обладал он особенной благодатью плача о грешниках. В его огромной доброте можно бы было также убедиться во время его пребывания в Падуе* на обучении. Настал там в то время страшный голод. Доминик видел, что убогие, не имея никакой помощи, умирают от голода и, тронутый милосердием, он продал все свои книги, которые были нужны ему для учебы, а деньги раздал нуждающимся. Своим примером он и других склонил к подобному поступку. В другой раз он хотел даже продать самого себя, чтобы освободить ближнего, которого держали в темнице, но Бог иным способом освободил того узника.
В-третьих, он угодил Богу тем, что основал монастырь, чтобы спасать души. Сколько же душ пошло в небо благодаря проповеди его и братьев слова Божьего, сколько драгоценных камней было помещено в Христовой короне. О, сколько же душ оказалось бы в аду, если бы не было св. Доминика и его братьев! Он спас их своей и братьев своих проповедью слова Божьего, ибо послал эти души в царство небесное. Засвидетельствовал это даже дьявол.
Читаем, что, когда однажды святой Доминик шел по дороге, чтобы исполнить служение проповеди слова Божьего, преградил ему путь сатана, говоря: «Что ты собираешься делать, Доминик?» «Хочу проповедовать слово Божье» - ответил он. Дьявол сказал: «Обещай мне, что больше никогда ни ты, ни твои братья не будут проповедовать слово Божье, а я тебе пообещаю, что никогда не буду искушать ни тебя, ни твоих братьев, и никто не выступит из твоего ордена». Святой Доминик спросил: «Зачем ты хочешь это сделать? Чем тебе вредит наше проповедничество?» Дьявол ответил: «Много душ вы отнимаете у меня и о моих товарищей!» Доминик ответил: «Ни я не откажусь от проповедования слова Божьего, ни мои братья. Ты же искушай, а они с Божьей помощью будут твердо противостоять тебе!»
В-третьих, святой Доминик был возвышен чудесным перенесением, которое было трояким. Ибо Дух Святой перенес его из этого мира в монастырь с телом и душой. Дух Святой вдохновил его принести монашеские обеты и в ордене вести святую жизнь. Сын же Божий со Своей Матерью перенесли его душу из этого мира в царство небесное.
Читаем, что в час смерти Доминика, кого-то из братьев охватил тонкий сон и во сне он увидел отверстие в небе, через которое были спущены две лестницы. Одну держал Христос, а вторую – Его Матерь, а ангелы спускались по этим лестницам. Между лестницами на троне сидел какой-то монах с капюшоном, спущенным на лицо. Когда Христос и Его Матерь тащили лестницы вверх, тащили также и трон вместе с сидящим на нем, пока среди пения ангелов не был он унесен в небо; тогда-то отверстие в небе закрылось. А этот брат, пробудившись, отправился в Болонью и увидел все то, что видел во сне.
Третье перенесение состоялось, когда Бог Отец перенес Доминика из земли, то есть из могилы, на высшее место. Случилось же это посредством откровения. Читаем, что, когда святой Доминик прославился чудесами и Бог Отец уже хотел превознести его пред людьми, очень много братьев собрались на генеральный капитул. Когда они думали, как должно поступить с его святым телом, некий брат по имени Николай, молясь, начал думать о его перенесении. И вот, некто появился возле него и сильным голосом сказал: Вот получит благословение от Господа (Евр 6,7). И благословение проявилось в благоухании, которое вышло из могилы святого Доминика.
Читаем, что, когда вскрыли его могилу, распространился такой аромат, что изумление охватило всех присутствующих. Был он таким сильным, что подавлял все другие запахи и не был похож ни на один известный запах. Благоухали не только кости, прах или гроб, но все, что прикасалось к святым реликвиям Доминика. А руки братьев, особенно тех, которые прикасались к его останкам, так пропитал этот аромат, что хоть и были вымыты или даже чем-то перевязаны, пахли еще много дней.
Запах этот имел такую огромную силу, ибо возвращал зрение слепым, исцелял прокаженных, изгонял злых духов. Читаем, что руки Доминика еще при его жизни источали чудесный аромат. Некий распутный школяр, поцеловав их, был освобожден от похоти. Аромат тот был чудесным также потому, что был иным, чем это бывает в природе. Ибо из могилы обычно смердит, а здесь возносился нежнейший запах. О Доминике Бог Отец мог сказать то, что о своем сыне Иакове сказал Исаак: вот, запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь (Быт 27,27). Ибо Доминик – второй Авраам, которого, когда он оставлял землю, Господь благословил, ибо воздух был тогда полон милого аромата. Пусть же бегут печальные, чтобы утешиться, ибо Доминик был сыном Исаака, то есть Бога! Пусть прибегают к нему те, кто оскорбил Бога, чтобы он духовно примирил их с Ним! Доминик был послан в мир Господом и Его милосердием, чтобы примирить грешников с Богом.
Читаем, что некий брат во время молитвы имел видение. Он узрел Христа, который целился в мир тремя копьями из-за трех грехов, а именно из-за алчности, гордыни и разврата. Матерь, став пред Ним, спросила, что Он собирается сделать. Он сказал: «Вот, мир захвачен этими тремя преступлениями, поэтому Я хочу его уничтожить. Что же больше Я могу для них сделать? Я послал к ним апостолов, пророков, мучеников и всех их убили. В конце и со Мною плохо поступили!» Матерь сказала: «Благой Сын, Ты должен поступить не по их злости, но по Твоему милосердию. Подожди еще, ибо у Меня есть верный слуга, который пройдя по миру, всех приведет под Твое послушание». Сын же матери: «Вот, сделаю, как Ты хочешь, но хотел бы увидеть этого слугу, которого Ты избрала для Твоей службы». Тогда Матерь показала Ему святого Доминика, а Христос сказал: «Воистину, он – добрый ратоборец и ревностно исполнит то, что Ты сказала». И видение исчезло.
О, скольких же грешников примирил святой Доминик с Богом! Посему, если поляна полна цветов, пусть же бегут, особенно девицы, пусть срывают цветы и пусть плетут венки для своих душ! Ибо блажен тот, кто имеет в своем венке фиалку смирения, розу любви и лилию целомудрия. Таковы будут приняты в небесный хор, в который пусть же соблаговолит привести нас Отец и Сын, и Святой Дух.
* Перегрин путает: Доминик учился в Паленсии, где и совершил упомянутый поступок.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий