Проповедь De tempore в четырнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Occurrerunt ei decem viri leprosi, qui steterunt a longe… (Лк 17,12).
В этой евангелии следует обратить внимание на два вопроса. Во-первых, на тяжкую хворь этих людей, ибо были они прокаженными. Во-вторых, на их исцеление. Воистину, была это тяжкая хворь, ибо были они прокаженными. Проказа – это хворь более опасная, чем другие болезни. Есть люди, которые заботливо относятся к больным, находящимся среди них, но никто не заботится о прокаженных. Эта болезнь столь тяжка, что ослабляет все органы человека, ибо отнимает у него сердце, голос, руки, очи и ноги.
В духовном же значении эти прокаженные символизируют грешников, которые сводят на себя множество проказ, ибо совершают смертные грехи. И потому проказа является тяжкой хворью души. Ибо духовная проказа отнимает у человека сердце и не позволяет ему думать о Боге и о своем спасении. Отнимает у него голос и потому он не может ни говорить о Боге, ни славить Бога. Отнимает у него руки, не позволяя ему делать добро. Отнимает очи, так что он не видит свет, то есть добрых людей, которые бы могли его осветить (прокаженные закрывают свои головы и очи шапкой или капюшоном, ибо не могут вынести свет); проказа также отнимает у человека ноги, поскольку делает их тяжелыми, когда нужно идти на мессу или на проповедь. Наконец, зараженные проказой изгоняются из среды здоровых людей. Точно так грешники устраняются из сопричастия и общества с людьми, которые благодаря благодати живут в Церкви. Ибо сколь долго человек без греха, столь долго участвует в мессах, молитвах и всяческих благих делах, которые совершаются независимо от того, бодрствует ли этот человек, спит или что-либо иное делает. Ибо сегодня Христос был пожертвован за тебя на более чем тысячи тысяч алтарей и потому нельзя пренебрегать молитвами святых. Но как только ты совершаешь один смертный грех, ты изгоняешься из этого огромного общества и святости. Горе тебе, если таким способом уходишь. Даже если бы за тебя жертвовали все мессы, которые будут служится аж до судного дня, никогда бы не смогли бы они угасить для тебя ни единой адской искры или сделать так, чтоб адский огонь был бы менее донимающим. И все это по причине этой духовной проказы.
Исцеление этих прокаженных наступает тогда, когда Господь говорит: сии остановились вдали и громким голосом говорили (Лк 17,12-13). В том что остановились вдали, подчеркивает их смирение, которое имеет огромное значение при лечении духовной проказы. Имеем это аллегорически представленным в Первой Царской Книге (30, 1-31), где читаем, что когда был подожжен город Секелаг, а его жен и слуг взяли в неволю, Давид, устремившись за врагом, поднял вопль и плакал и все, кто был с ним, плакали, доколе не стало в них силы плакать (ср. 1Сам 30,3-4). Тогда тотчас, прогнав врага, отнял он всю добычу, которую забрали (ср. 1Сам 30,18). «Глосса»: Давид представляет каждого человека, город которого, то есть жизнь, было подожжено врагами, то есть злыми духами. В неволю попали его слуги, то есть отняли у него добрые дела, которые он совершал. Но когда Давид поднял вопль в молитве, тотчас разбил врага и были возвращены ему добрые дела, ранее утерянные. Точно так и мы должны поднять вопль в молитве.
С молитвой же связано то, что человек должен не только поднять вопль, но также должен поднять руки свои в благих поступках. Аллегорически имеем это представленным в Книге Исход (17,8-16). Когда Иисус Навин сражался с Амаликитянами, Моисей, вознеся руки, молился. И пока он молился с поднятыми руками, побеждали сыны Израиля, но, когда он опускал руки, евреи начинали проигрывать. Точно так и ты, если хочешь победить своих врагов, должен вознести руки совершая добрые поступки. Если так будешь поступать, тогда скажет тебе Бог: пойди, покажись священникам… и так очистишься (ср. Лк 17,14).
Так вот, тем что Христос сказал этим прокаженным: пойдите, показал, что исповедание грехов должно наступить быстро. Не говорит Он: «пойдёте», в будущем, но пойдите, сейчас, сию минуту, ибо никоим образом нельзя откладывать такое благо, от которого зависит спасение человека. Во-первых, потому что мы не знаем часа смерти. Ибо человек не знает, когда смерть его настигнет.
Случилось это с одной девицей. Когда мать уговаривала ее перед Пасхой, чтобы исповедалась, она не хотела, говоря: «Уже скоро Пасха. Если исповедаюсь, должна буду принять святое причастие, а приняв причастие, не смогу танцевать. Но исповедаюсь после праздников, когда уже не будет возможности повеселиться». А мать говорит ей: «Кто знает, доживешь ли ты до этого времени?» Она же ответила: «Со всей уверенностью доживу, ведь я еще так молода». И когда веселилась в день Пасхи, упала во время танца и испустила дух.
Исповедь не следует также откладывать по той причине, что чем дольше человек находится в грехе, с тем большим трудом из него выходит. Ибо Августин говорит: «Грех, который не омывается покаянием, вскоре тяжестью своей влечет следующий». Грех подобен ростовщическому проценту. Чем дольше лежит залог, который дан был в Иудее, тем больший от него процент. Точно так душа, долго пребывающая в грехах труднее от них освобождается.
Поспешить с исповедью следует также потому, что смертельно больной человек или вообще или редко когда может хорошо исповедаться. Докучает ему тогда болезнь, беспокоят дети, жена и мысли о богатствах, которые придется оставить. Посему держись того, что надежно, и оставь то, что сомнительно. Твори покаяние, пока ты еще здоров.
Тем же, что Христос говорит: покажите себя, поучает нас, что исповедь должна быть искренней, без утаивания чего бы то ни было. Даже наиболее безобразный грех следует выявить. Тем же, что Он говорит: себя, указывает, что исповедь должна быть полной. Ибо не говорит: «покажите голову, руку или только ноги», но себя, то есть полностью всё.
Посему должен ты исповедать все, что сделал руками и ногами, ушами, очами и всем телом. Берегись же, чтобы со стыда не утаил часть грехов на исповеди, ибо таковые будут осмеяны в судный день. Имеем это аллегорически представленным во Второй Царской Книге в особах послов Давида, одежды которых были обрезаны до чресл и обрита половина бород неким царем сынов Аммона (ср. 2Сам 10,1-4). «Глосса»: Этот царь, который так обезобразил послов Давида, символизирует дьявола, который советует грешникам исповедовать только некоторые грехи – и это представлено обритой до половины бородой – а другие утаивать. Но Тот, кто живет в небе, поиздевается над ними. По этой причине Господь говорит через Иеремию: изливай как воду сердце твое (Плач 2,19). Не как вино, когда под видом запаха в сосуде остается склонность ко греху, и не как молоко, часть которого остается на горшке и означает тех, которые утаивают часть грехов на исповеди. Не как мёд, то есть как те, кто только охотно слушает, что следует с грехами сделать; но как воду, после выливания которой ничего не остается. И потому Христос говорит: пойдите, покажите себя священникам на исповеди, которая, как уже было сказано, является наисильнейшим проявлением сопротивления дьяволу. Это видно на следующем примере.
Некий святой сказал сатане: «Заклинаю тебя силой Духа Святого, чтобы мне сказал, что ты более всего ненавидишь у человека?» Сатана ответил: «Не могу этого пред тобой утаить. Конечно, скажу тебе. Ибо знаю, что ты человек святой. И сказал – частой исповеди». И к таковой мы должны достойно приступать, ибо не знаем, совершили ли когда-либо такую исповедь, которая понравилась Богу.
Слова же: прежде чем они пришли к священникам, они очистились (Лк 17,14) указывают нам, что благодаря сокрушению и твердому решению исповедать грехи, прежде чем человек придет к священнику, он очищается от греха. Примером тому служит один юноша, который со злым умыслом вошел в один лесок, где были развратные женщины. Преградил ему путь дьявол, спрашивая, что он хочет сделать. Юноша открыл ему свои намерения. Тогда дьявол сказал ему: «Иди вперед, воистину, я хорошо тебе отплачу». Когда молодой человек пошел дальше, преградил ему путь Христос в одеянии монаха. Назвав его сыном, спросил, куда он спешит. Юноша ответил: «Почему называешь меня сыном? Ты не мой отец». А монах ему: «Воистину, ты сын мой». Молодой человек повторил с возмущением, что он не его сын. Монах, распахнув одеяние показал руки и бок, носившие следы страстей, какие обычно представляют у Распятого. «Уверуй же, что я твой Отец». Юноша воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Христос сказал ему: «Иди исповедаться, ибо тот, кто преградил тебе путь пред тем тернистым кустом – дьявол, и он подстерегает тебя, чтобы свернуть тебе шею». Когда молодой человек вышел из лесу твердо решив исповедоваться, дьявол не узнал его и сказал ему: «Это был не ты. Тот был весь наш и мне дана была власть над ним, чтобы приговорить его к вечному осуждению. Ты же – другой». Юноша, осознавая, что Бог оказал ему свое милосердие, вступил в монастырь, исповедался и таким образом добродетельно завершил свою жизнь. Что же было причиной этого, если не доброе решение?
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий