Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Евангельская бедность в «покаянном обращении» Проповедников, III, Обращение ко Христу, 1.
Чтобы понять порыв, который вел духовных, молодых и старших в общину Братьев Проповедников и склонял их к героическим отречениям, следует осознать, насколько распространенными были в обществе XIII века образы с евангельскими сценами, а особенно образ Христа Распятого.
Жерар де Фрашет уверяет нас, что все братья «пред очами в келье своей держали образ Девы и её Распятого Сына, так что во время работы, молитвы и сна могли смотреть на него и ощущать, что окружает их чувственный взгляд Божьего Сына и его Матери». Знаем наверняка, что в монастыре в Лимож, где перебывал Жерар, распятие было изображено на стенах каждой кельи. Были это, несомненно, фрески, подобные тем, которые позднее рисовал Фра Анджелико в кельях монастыря св. Марка во Флоренции. И эти фрески своеобразно оказывали влияние. Жерар называет распятие «широко раскрытой книгой жизни» и «книгой искусства любви», божественной ars amatoria.
Некий парижский студент, которого уже в его грешной жизни коснулась благодать, долго не мог решиться начать покаяние, пока, наконец, не явился ему в каком-то видении Христос на Голгофе, покрытый ранами и кровью. Именно о таком жертвующим себя Христе размышлял Доминик во время святой мессы и обливался слезами. Миниатюры из творения О девяти способах молитвы Доминика представляют его в различных молитвенных позах пред алтарем, на котором установлено огромное распятие. Кровь из ран Христа брызжет даже на Доминика.
Отправить комментарий