Флоренция... Город мечты любого путешественника. Сегодня мы продолжим нашу онлайн-прогулку по цветущему городу, углубимся в его историю.
Когда едешь во Флоренцию, хочется думать о чём-то весёлом и романтичном, слушать или читать лёгкие, беззаботные факты о прекрасном крае солнечной Италии. Хочется беспечно влюбляться в чудесные пейзажи и с улыбкой восхищаться величием архитектуры. Но Флоренция, как и любой город, хранит в своей истории память не только о славных днях минувших лет, но и о горе, потерях, страданиях, которые пришлось испытать её жителям в своё время.
В этом виртуальном путешествии мы посетим небольшой доминиканский монастырь Сан-Марко. Чтобы кратко рассказать о ярких событиях его истории, предлагаю вспомнить фильм, который, возможно, знают многие – "Камо грядеши?" Сюжет фильма рассказывает зрителям об ужасных гонениях на первых христиан со стороны Римского Императора Нерона. Кульминацией являются жуткие сцены в римском Колизее: львы разрывают тела христианских мучеников, остальных, кого не загрызли звери, добивают мечами солдаты, а некоторых страдальцев распинают на крестах. Похожие события произошли и в монастыре Сан-Марко. Однако это был не первый век, а XV; несчастных монахов убивали мечами, копьями и острыми камнями, бросали в тюрьмы, отправляли в далёкие ссылки, всячески издевались при том совершенно несправедливо. И все перечисленные беззакония творили не язычники, а христиане! Сан-Марко стал уделом мученичества за Христа и многочисленных страданий. Но обо всем по порядку. Что же привело монастырь к таким колоссальным потерям? Какие события прославили обитель в позитивном плане? И что стало с монастырём сегодня? Давайте во всём разберёмся подробнее...
Бенедиктинский монастырь
История монастыря Сан-Марко началась очень давно, в XII веке. Инициаторами строительства обители были, на удивление, не доминиканцы (тогда ещё не существовало Ордена Проповедников), а бенедиктинцы. Братья одной из ветвей ордена, валломброзийцы, с помощью богатых горожан построили небольшую церковь и некоторые монастырские здания. Несколько десятилетий обитель принадлежала валломброзийцам. Однако где-то в XIII-XVI веках монастырь перешёл в руки другой ветви Ордена св. Бенедикта – сильвестринам. Последние снова развернули в обители строительные работы по расширению церкви и улучшению монастырского комплекса. История сохранила мало сведений о времени пребывания обители Сан-Марко под покровительством бенедиктинцев. Достоверно известно, что во времена нахождения монастыря в руках сельвестринов, церковь обители использовалась как для монашеских богослужений, так и в качестве приходской церкви. Совсем недавно под слоями штукатурки в церкви и других зданиях комплекса были найдены старинные фрески тех самых времён, когда обитель принадлежала бенедиктинцам. Следовательно, монахи этого ордена немало сделали для благоукрашения своего монастыря.
Однако рвение в монашеской жизни, соблюдение устава обители вскоре наскучили монахам Сан-Марко.
К началу XV века сельвестрины устроили в монастыре удел бесчинства и вседозволенности. Из-за беспечности и безответственного отношения монахов, здания обители стали постепенно приходить в упадок, церковь нуждалась в ремонте, да и сам монастырь, как община, не мог более существовать. В 1418 году правительство города потребовало, чтоб сельвестрины удалились из обители, однако монахи отнеслись к этой просьбе агрессивно и не стали освобождать монастырь. И только в 1437 году с помощью вмешательства Папы Евгения IV бенедиктинцы покинули обитель и переселились в меньший монастырь Сан-Джорджо-алла-Коста.
Переселение доминиканцев
После ухода бенедиктинцев монастырь был отдан Доминиканскому Ордену. Насельники прибыли сюда из монастыря Сан-Доменико города Фьезоле.
К тому времени здания обители пришли в упадок, церковь практически разрушилась. Монахам пришлось целых два года жить в сырых кельях с протекающими потолками и неказистых деревянных хижинах. Наконец, братья обители обратились за помощью к Козимо Медичи Старшему, который жил неподалеку в семейном дворце, ныне известном как Палаццо Медичи-Риккарди, с просьбой профинансировать ремонт всего монастырского комплекса. Козимо был человеком твёрдым и своенравным, но очень богатым. Монахи даже не надеялись, что последний поможет им в ремонте обители. Однако, к великому удивлению, Медичи откликнулся на просьбу братьев-проповедников и охотно принялся помогать монастырю.
Реконструкция монастырского комплекса
Важную задачу синьор Козимо поручил Микелоццо, любимому архитектору семьи Медичи, восстановить монастырь Сан-Марко в духе Эпохи Возрождения. К 1438 году работа шла полным ходом. Реконструкция закончилась в 1443. В Богоявленскую ночь того же года состоялось освящение церкви в присутствии Папы Евгения IV.
Согласно книге Джорджо Вазари «Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов», Козимо вложил в реконструкцию монастыря значительную сумму, а именно около 40 000 флоринов. За такие деньги Медичи хотел видеть монастырь в том образе, каком ему хотелось, мнение монахов обители учитывалось в последнюю очередь. Одной из задумок Козимо была монастырская библиотека, о которой поговорим ниже...
1) Библиотека
Тёмные средневековые библиотеки в монастырях, где монахи работали над религиозными текстами, читали богословские труды и жития святых, не были идеалом в глазах Медичи. Как известно, Козимо покровительствовал искусству, и, безусловно, являлся поклонником идей Эпохи Возрождения. Он желал видеть новую библиотеку Сан-Марко большой и светлой, будто бы воздушной, с прекрасными фресками на стенах, округлыми сводами и широкими скамьями для чтения.
Когда библиотека была построена, Козимо приобрел для неё огромное количество книг не только религиозной тематики, но и творения авторов-гуманистов того времени, труды античных философов и языческих поэтов.
Библиотека открылась в 1444 году. Условием Козимо Медичи была доступность библиотеки не только для монахов обители, но и вообще для всех жителей Флоренции, кто желает насладиться чтением хороших книг. Позднее Медичи пришел к выводу, что в библиотеке всё же недостаточно книг и дополнил коллекции трудами различных учёных, писавших о своих исследованиях и научных изысканиях.
Библиотека была устроена просто, но в тоже время очень изысканно в архитектурном плане. На первом этаже здания простиралось помещение с двумя рядами колонн, которые образовывали три нефа, покрытые цилиндрическими сводами. Большое количество окон наполняло комнату естественным светом, что облегчало занятий копированием и рукописью. Во время правления Лоренцо Медичи библиотека стала одним из любимых мест встречи флорентийских гуманистов, таких как Аньоло Полициано и Джованни Пико делла Мирандола, которые могли удобно ознакомиться здесь с драгоценными книжными коллекциями, собранными Медичи, с их редкими греческими и латинскими текстами. Мирандола и Полициано входили в число значительных фигур в истории Флоренции. Монастырь Сан-Марко, который они так любили, стал их последним земным пристанищем.
2) Церковь
Для ремонта и благоукрашения церкви Медичи пожертвовал немало средств. Однако в XV веке церковь выглядела достаточно просто и скромно, что подчёркивало аскетичность монахов-доминиканцев.
Позже церковь много раз реконструировалась для того, чтоб отвечать архитектурным веяниям определённой эпохи.
Сегодня мы можем видеть, что церковь состоит из одного нефа с боковыми часовнями, спроектированными в конце XVI века архитектором Джамболоньями. Стены строения украшены картинами XVI-XVII веков. В конце XVII века также были сооружены амвон и резной потолок. Дальнейшая реконструкция здания проводилась гениальным мастером Пьером Франческо Сильвани. Фасад в стиле неоклассицизма, который является визитной карточкой монастыря Сан-Марко, был построен в 1777–1778 годах.
Среди произведений искусства, представленных в церкви, самым древним является распятие XIV века на контрфасаде. Распятие, находящееся на главном алтаре, принадлежит Фра Анджелико – великому художнику Эпохи Возрождения, монаху-доминиканцу, прибывшему во Флоренцию из Фьезоле.
Поражает необычайной красотой и купол часовни, спроектированный архитектором и художником Бернардино Покчетти. Этот великий мастер является автором фресок в часовне Таинства. В последней также представлены полотна Санти ди Тито, Креспи, Франческо Морандини, Якопо да Эмполи, Франческо Курради и многих других гениев изобразительного искусства.
3) Монастырский комплекс
Работа над реконструкцией зданий монастыря была спланирована с учётом простоты и практичности, но полученный результат отличался большой элегантностью: сдержанные в архитектурном плане, но удобные для жизни, здания являются отражением гениальной мысли мастеров эпохи Возрождения. Дом капитула, две трапезные и гостевые помещения на первом этаже большой постройки отличались скромностью и аскетической простотой. На верхнем этаже всё той же постройки располагались кельи для монахов, перекрытые единой стропильной крышей. Монастырские здания, включая капитул и монашеский дормиторий, в описанном виде должны были быть закончены к 1440–1441 годам. Однако строительство данных сооружений было завершено в 1442 году. Работы в остальной части монастыря продолжались вплоть до 1452.
Козимо Медичи, как спонсор реконструкции обители, поставил ещё одно условие монахам: он пожелал иметь в обители собственную келью для уединения, чтения и молитвы. Все кельи в дормитории монахов, в том числе у Козимо, и стены других сооружений в монастыре были украшены чудесными фресками Фра Анджелико, которые он создал в сотрудничестве с другими художниками.
Отправить комментарий