Монастырь Сан-Марко (продолжение)

9/14/2021, No Comment

Монашеская жизнь

В конце XV века обитель Сан-Марко уже обрела знакомые нам очертания, однако, как упоминалось выше, церковь монастыря ещё несколько раз перестраивалась в соответствии с архитектурными новациями. Строительные работы, наконец, были окончены, и, несомненно, монахи безмерно радовались достигнутой цели. Теперь в монастыре есть прекрасная церковь, светлая библиотека с редкими книгами, большая трапезная и уютные кельи. Говоря о процессе строительства обители, многие прославляют великих художников, архитекторов и меценатов. Но как же в тени этих гениальных мастеров можно забыть о роли самих монахов обители, простых и скромных служителей Господа! Конечно же мы поговорим о них, а начнём с первого настоятеля монастыря фра Антонио Пьероцци.

Его родиной была Флоренция – столица науки и искусства XV века. Родители Антонио имели немалые сбережения, на которые планировали дать сыну хорошее образование. Однако юноша пренебрёг всеми благами жизни и ушёл в доминиканский монастырь во Фьезоле. Спустя годы фра Антонио вернулся во Флоренцию и стал настоятелем Сан-Марко. Под его руководством велась бо́льшая часть реконструкции обители, была реорганизована монашеская жизнь, где особое внимание уделялось соблюдению обета нестяжания. Именно во время управления монастырём Антонио Пьероцци в обители творил свои прекрасные произведения другой незаурядный насельник Сан-Марко – Фра Анджелико. Фра Джованни, как звали монаха-художника на самом деле, так же принял монашество во Фьезоле. В Сан-Марко дивный мастер воплотил в жизнь мысль о том, что искусство должно служить прославлению Господа, а не превозношению тленного мира.

Блаженный Антонио Нейрот – доминиканский монах с удивительной судьбой – был насельником обители Сан-Марко в середине XV века. Отличался аскетической жизнью и подвигами воздержания. Однако послушанию - одной из высших добродетелей монашества - Антонио научился не сразу.

Фра Антонио Пьероцци, бывший настоятелем обители в этот период, удерживал неопытного проповедника от необдуманных поступков. Молодой монах мечтал о путешествиях, пламенно желал проповедовать в далёких странах, особенно в Азиатских, где люди не знали Христа. Фра Антонио ослушался своего настоятеля и отправился на корабле в далёкий Тунис, дабы просветить мусульман, живших там, светом христианского учения. Однако корабль, на котором плыл монах, захватили пираты. Разбойники, прибыв в Тунис, продали в рабство несчастного Антонио. Хозяин Нейрота оказался жестоким мусульманином. Последний стал всячески издеваться над монахом, чтоб склонить его принять ислам. Наконец, не выдержав мучений, Антонио отрёкся от Христа, принял ислам и даже женился. Но через несколько лет бывший монах искренне раскаялся в содеянном. При большом стечении народа Антонио исповедовал себя христианом, за что его побили камнями на главной площади города. Тело мученика перевезли на родину итальянские купцы, а позднее фра Антонио был беатифицирован.

История известного философа-гуманиста Джованни Пико делла Мирандолы так же не менее интересна. Он происходил из очень богатого рода. Ещё в ранней юности Джованни стал студентом Падуанского университета - одного из лучших учебных заведений Европы.

После обучения Пико занимался созданием философских трудов, в том числе и на религиозные темы. В своей деятельности Пико осуждал многих именитых личностей того времени, включая самого папу Борджиа. Несколько раз Джованни попадал в тюрьму, находился на грани казни, однако знатное происхождение и влиятельные знакомые всё время выручали философа. Но в конце концов недоброжелатели отравили Пико мышьяком. Незадолго до кончины Мирандола принял монашеский постриг в обители Сан-Марко. Обряд совершил Савонарола, который был тогда настоятелем обители (о нём подробнее будет сказано ниже). После смерти философ был похоронен на территории монастыря. Вообще Пико и Савонарола общались долгое время, причем синьор Мирандола безмерно уважал отца Иеронима и прислушивался к его советам. Сегодня Джованни Пико делла Мирандола считается противоречивой личностью: его философские труды на религиозные темы не всегда согласовались со взглядами Церкви.

По преданию, в обители Сан-Марко подвизался родной брат Микеланджело Буонарроти. Этот факт упомянается в сюжете некоторых художественных фильмов, в том числе и "Весна Микеланджело". Сам художник хорошо знал Савонаролу и часто посещал Сан-Марко не только навестить своего брата, но и побеседовать с настоятелем обители. Следует заметить, что Боттичелли так же был поклонником взглядов Савонаролы, потому Сан-Марко стал для гения излюбленным местом во Флоренции.

О таких насельниках монастыря, как Антонио Пьероцци, Пико делла Мирандола, Антонио Нейрот, можно узнать информацию из многих источников. Забегая вперёд, расскажу вам малоизвестную трогательную историю одного молодого простолюдина, который стал монахом этой обители, приняв постриг всего за несколько минут до смерти. Джироламо Джини, как звали последнего, несколько лет регулярно посещал богослужения в церкви Сан-Марко и приходил послушать проповеди Савонаролы. Юноша имел добрый, мягкий характер. Он искренне хотел стать монахом-доминиканцем, однако его скромное происхождение, безграмотность, что было настоящим бичом бедных сословий, не давали ему высказать своего желания настоятелю обители, ведь среди братьев монастыря было много людей знатных и высокообразованных, хотя бедных и малограмотных в обитель, безусловно, принимали. Случилось так, что юный Джироламо пришёл на вечернее богослужение в монастырскую церковь в Вербное воскресенье 1498 года. Во время мессы начался штурм обители (об этом поговорим ниже). Многие монахи тогда пострадали, были ранены или убиты. Молодой простолюдин возгорелся желанием пострадать за Христа, поэтому он не стал скрываться от жестокости разбойников. Головорезы, напав на Джироламо, пробили ему голову тяжёлым предметом. Истекая кровью, юный мученик ползком добрался до монастырской библиотеки, где в этот момент спасались от штурмующих братья, и на коленях смиренно стал просить Савонаролу постричь его в монахи. Настоятель без колебаний выполнил просьбу Джини. По свидетельству братьев обители, во время совершения обряда отец Иероним Савонарола не мог сдержать слёз. После произнесения торжественных обетов Джироламо Джини скончался на руках у Савонаролы. Вот такие великие люди - не богатством и славой, но силой духа и верой - украсили историю Сан-Марко своими добродетелями.

Безусловно, история обители во время правления фра Антонио Пьероцци, творческих изысканий фра Анджелико и деятельности иных знаменитых насельников очень интересна, однако всё самое интересное и страшное было ещё впереди...

Эпоха великих дел

После смерти Антонио Пьероцци жизнь в обители очень изменилась. Пришедший к власти настоятель попросту говоря "распустил" монахов. Исполнение устава не считалось важным и обязательным, насельники обители легкомысленно относились к своим монашеским обетам, часто нарушая их. Например, обет нестяжания стал вообще "ненужным" звеном, так как монахи приобретали имущество, богато обставляли свои кельи, носили одежды из дорогих тканей. К 80-м годам XV века монашеская община в Сан-Марко стала больше походить на клуб по интересам, где монахи вместе читали произведения античных философов, обсуждали творения языческих поэтов, верили в гороскопы и восхищались не всегда пристойными произведениями современных скульпторов и художников. К новициям старое поколение относилось без внимания, не желая тратить своё время на обучение молодых монахов. Однако беспечная жизнь в Сан-Марко продолжалась недолго. В 1489 году в обитель Сан-Марко из Феррары был направлен молодой проповедник фра Джироламо Савонарола. Про этого незаурядного человека можно рассказывать очень много. Ранее он подвизался в обители Сан-Доминико в Болоньи, потом в родной Ферраре, и, наконец, был направлен с проповедью во Флоренцию. К тому времени Савонарола уже снискал славу красноречивого проповедника. Но фра Джироламо был не тем человеком, который много говорит и ничего не делает. Все его слова подтверждались собственным примером. Его служение Господу было искренним и пламенным. Выбор монашеского пути ещё в юности стал основой жизни проповедника. Глубокая религиозность, серьёзное отношение к монашескому призванию сочетались с образованностью, разумной любовью к искусству и наукам.

Когда 37-летний Савонарола прибыл в Сан-Марко, он был поражен плачевным положением монашеской жизни в обители. Однако проповедник ничего не мог сделать: вся власть в руках настоятеля. Савонарола принялся проповедовать в местных церквях, призывал флорентийцев покаяться и отказаться от тех ужасных бесчинств, которые творили горожане. На проповеди монаха стекалось всё больше и больше народа, флорентийцы стали прислушиваться к словам пламенного проповедника. В монастыре фра Джироламо получил послушание, которое заключалось в обучении новициев богословию, искусству проповеди и другим важным наукам. Савонарола нашёл подход к молодым монахам. Он не признавал занудство в обучении. Учебный материал фра Джироламо старался преподнести красочно, на примере каких-то научных или философских знаний. За это его очень полюбили новиции. Даже во внеурочное время, когда монахи были свободны от послушания и молитв, новиции собирались вокруг своего учителя и просили рассказать что-нибудь интересное. И фра Джироламо садился в монастырском саду под большим кустом роз в окружении своих учеников и рассказывал им о жизни святых и богословских учениях. Вообще Савонарола хоть и был открытым, прямолинейным и нелицемерным человеком, умел произвести впечатление; ему было не занимать в доброте, милосердии и чутком отношении к чужой беде: например, фра Джироламо никогда не мог пройти мимо плачущего, не утешив его, всегда посещал больных братьев во Христе, поддерживал невинно обиженных. И вот настало время избирать нового настоятеля Сан-Марко. Вся братия без колебаний проголосовала за фра Джироламо Савонаролу. В 1490 году проповедник вступил в должность настоятеля и принялся за преобразования в монастыре. Первым делом отец Джироламо приказал выбросить из монастыря все предметы роскоши: картины на светскую тематику, дорогую мебель, драгоценности, одежду из роскошных тканей. В кельях монахов должны были стоять стол, стул, полка для книг и кровать. Для монахов была пошита одежда из дешёвой ткани, сам же настоятель носил грубую рясу, сотканную из конской шерсти и стеблей конопли (в музеи монастыря Сан-Марко до сих пор сохранилась часть этой одежды).

Спал Савонарола на деревянной лавке с постеленной на неё рогожей из лозы, а под голову клал кусочек бревна, хотя братьям обители было позволено спать на матрасах, набитых соломой. Келья Савонаролы была самой бедной, он не имел привычки её запирать (там и брать было нечего). Тому же фра Джироламо учил своих братьев и духовных чад. Вот, что пишет проповедник о бедности в монашеской жизни знатной даме Маддалене Пикко, которая собиралась уйти в монастырь:

«...Стремитесь обладать старой, грубой и заплатанной одеждой; и все прочие вещи, без которых невозможно жить в подобном положении, должны соответствовать бедности, а не суетности. Требник должен быть невеликой стоимости, из тех, которые напечатаны, без миниатюр, без шелковых застежек, без позолоченных листов или других украшений, с закладкой не из золота, а из кожи или простой нити, также было бы намного лучше, если бы вы могли обходиться без требника и произносить службу вместе со всеми прочими, или когда для вас представится случай, с каким-либо требником, общим для монастыря. И ваши книжечки должны выглядеть прилично, но не быть изукрашенными, и после того как вы их использовали, храниться вместе. Келью вашу устройте так, чтобы ее всегда можно было оставлять открытой, даже для воров. Там внутри не долино быть ничего запретного, только необходимое: простая кровать, простое бюро, простые изображения; всякая вещь должна испускать запах бедности...»

Преобразования в обители коснулись и земель, принадлежавших монастырю. На них ранее работали слуги, которых нанимал настоятель за небольшую плату. Обычно это были люди из деревень, нуждающиеся в быстром заработке. Савонарола конечно же распустил всех слуг, а монахов обязал выполнять послушания не только в области интеллектуального труда, но и грязную физическую работу. Однако земель у обители было достаточно много, поэтому фра Джироламо решил продать большинство из них, а питаться монахи стали исключительно милостыней. Приведу отрывок из «Повести о Савонароле», написанной Максимом Греком – православным святым, который несколько лет был монахом в Сан-Марко и очень восхищался устроением монашеской жизни в этой обители:

«...Каждый день настоятель монастыря отпускает двух монахов, у которых у каждого на левом плече висит льняная сумка, и они, придя в город, обходят дома, находящиеся в одной улице, и просят ради имени Господня хлеба на братию, и, наполнив сумки чистым пшеничным хлебом, возвращаются в свою обитель. Таким способом они каждый день добывают себе дневную пищу, переменяя городские улицы и прося подаяния. Но какие и каковы эти просители? Это бывшие прежде благородные и богатейшие люди, которые, подражая Господней нищете, добровольно соделываются нищими и не стыдятся послужить потребе своей обители, без всякого ропота и каких-либо рассуждений. А о смиренномудрии их игуменов и о благочиние бываемом во время обеда, кто услышав, не ужаснется? Не видно у них в руках жезла игуменского, ни внутри монастыря, ни вне оного, ни во время совершения богослужения; не увидишь их украшенными лучшими против остальных братий одеждами (дело в том, что на Руси было принято, чтоб игумен (настоятель монастыря) отличался от остальных монахов одеждой, большим наперсным крестом и дорогим посохом). Придя в трапезную и прочитав предварительно „Отче наш“, садятся они на ряду тихо и со всяким благочинием, вкушая предложенный им хлеб не посредине трапезы, как это, обыкновенно, делается у нас, но на ряду с прочими, с края стола, при чем пред каждым положен целый хлеб и рядом нож и ложка и пустой стаканчик, и никто не смеет прежде игумена взять себе свой хлеб или, разрезав его, вкусить. Два же молодых инока входят в трапезу, неся каждый на тонкой дощечке приготовленное для братии кушанье в оловянных чашках и ставят эти дощечки с чашками сперва пред последними, а от них идут далее к старшим, при чем каждый из братии берет себе чашку, а после всех уже берет свою чашку и игумен; но ещё не смеют коснуться хлеба, пока чередной инок не начнет читать положенное чтение(жития святых); когда же он начнет, то игумен ударяет три раза в колокольчик, который висит пред ним, и тогда сам настоятель берет положенный пред ним калач, а затем берут свои калачи и остальные... По вкушению пищи, они встают и начинают петь благодарственные молитвы, и так с пением выходят чинно, попарно из трапезы и входят в церковь, где и заканчивают благодарственные песни...»

Обсудив внутренние особенности в монашеской жизнь Сан-Марко во время правления Савонаролы, нужно так же отметить три важных вклада, который сделал фра Джироламо для своего монастыря: он был инициатором создания конгрегации св. Марка – союза нескольких доминиканских монастырей под главенством Сан-Марко. Фра Джироламо создал замечательную школу проповедников при монастыре. Для обучения новициев были наняты лучшие преподаватели богословия, истории и различных языков, даже арабского! А ещё Савонарола по-сути спас великую библиотеку дома Медичи во время французской оккупации, выкупив её за огромную сумму. Однако жертва того стоила: в библиотеке хранились редчайшие экземпляры книг научной, религиозной тематики, по которым позже училось не одно поколение монахов-доминиканцев.

Тёмная полоса

Восемь лет, с 1490 по 1498 год монастырь Сан-Марко процветал. Насельников там становилось всё больше, очарованная проповедями Савонаролы молодёжь устремилась в стены обители, чтоб посвятить себя служению Господу. Но раздоры между Савонаролой и Папой Борджиа, а так же домом Медичи негативно отражались на благополучии монастыря. Однако братья свято верила, что их настоятель во всём поступает правильно и даже не сомневалась в его святости и преданности великим целям. О подвигах, проповедях, предсказаниях, роли фра Джироламо в политической жизни города, о его чистых мечтах мы не будем говорить много в этой статье. На данную тему следует создавать отдельную публикацию. Заметим лишь роль Савонаролы во время эпидемии чумы августа 1497 года. Всего за несколько месяцев до этого фра Джироламо очень сильно заболел, даже думал, что умрёт, но Господь дал ему ещё год жизни. И вот в августе во Флоренции разразилась страшная эпидемия, каждый день забиравшая по 50-70 жизней. Монастырь Сан-Марко чума так же не обошла, однако Савонарола, несмотря на слабое здоровье, решил остаться в обители ухаживать за больными братьями. Молодых и слабых монахов он выслал за пределы города в дома доброжелателей, а с более крепкими духом насельниками помогал больным и немощным, при том не только монахам, но и простым горожанам. Наверное, по молитвам отца Иеронима через месяц эпидемия закончилась и насельники с радостью вернулись в свою любимую обитель.

Однако спокойную жизнь монахов вскоре снова поразили ужасные события. Синьория, выбранная на управление городом в 1498 году, очень враждебно отнеслась к Савонароле и поддержала папу в намерении расправиться с прямолинейным проповедником. Для этого даже была создана специальная партия из бандитов, головорезов, распутных молодых людей, которая называлась "беснующиеся". Они-то и спровоцировали восстание в ночь Вербного Воскресения 1498 года. Беснующиеся подняли всех отморозков города и кинулись на Сан-Марко с оружием в руках. Монахи успели запереть ворота обители, выпустили через черный ход женщин, детей, стариков и желающих мужчин, которые молились на вечернем богослужении. Насельники монастыря и оставшиеся мужчины встали на защиту Сан-Марко. Головорезы перелезали через монастырскую стену, устроили пожар в церкви так, что монахи, молившиеся там, еле успели выбраться. Около церкви началась стрельба: в перепалке погиб молодой семинарист, который приехал во Флоренцию из Германии с группой паломников. Бандиты поджидали монахов за углами зданий, убивали их мечами, пронзали копьями, забивали камнями. Монахи лишь могли обороняться подручными средствами – палками или подсвечниками. Однако Савонарола приказал братьям положить оружие и встать на молитву. Но это не остановило разъярённых бандитов: они продолжали стрелять в окна монастырских помещений, избивать насельников и поджигать двери зданий. Наконец, синьория решила остановить ужасное побоище и приказала Савонароле сдаться в руки стражи правительства. Фра Джироламо хотел сделать это раньше, чтоб остановить кровопролитие, но монахи его не отпускали. Теперь же у настоятеля не оставалось другого выхода... Он прощался с братьями обители, той обители, которую так любил. Избитые, окровавленные монахи и послушники бросились к ногам своего настоятеля. Они знали: никто больше не сможет их так сильно любить, никто по-настоящему не сможет стать духовным отцом для их истерзанных душ. Отец Иероним обнял и поцеловал каждого брата, со слезами на глазах благословил монахов и преподал им последнее наставление. Теперь он уходил в темницу под жуткие крики "беснующихся" и жестокий град побоев, а позади остался монастырь Сан-Марко. Горела церковь обители, по дорожкам монастырского сада текла кровь, повсюду валялись книги, подсвечники и оружие, безмолвно лежали истерзанные тела погибших монахов. Вот почему в начале было приведено сравнение с первыми христианами. Только монахов убили не язычники, их убили "христиане"!

После казни...

Арест настоятеля не стал последней каплей мести "беснующихся" монастырю Сан-Марко. На следующий день после штурма обители головорезы насильно загнали выживших монахов в небольшое помещение – опочивальню послушников – и заперли их там на целый месяц. Многие из братьев были ранены и нуждались в помощи, однако монахи лишились даже воды и пищи. Если бы не добрые горожане, которые ночью через задние ворота, о которых мало кто знал, не приносили братьям немного пищи и воды, то, возможно, никто из братьев бы вообще не выжил. Беспрестанные страдания и невыносимые испытания подорвали дух многих братьев, и они решили написать папе Борджиа письмо, в котором насельники осуждали своего настоятеля во всех возможных преступлениях, а так же просили его освободить монастырь от мести "беснующихся", вернув обители все привилегии. Конечно же папа не откликнулся на просьбу монахов, однако использовал ложную информацию письма в суде против Савонаролы. Отец Иероним был поражён таким ужасным поступком братьев, однако он знал, что монахи сделали это от безысходности и до конца дней надеялся, что кто-нибудь из Сан-Марко хотя бы на несколько минут придёт посетить его в тюрьму...

После казни Савонаролы гонения на братьев Сан-Марко не закончились. Близкий друг отца Иеронима, фра Бенедикт, был брошен в тюрьму, где провёл несколько лет. Многие монахи, включая брата проповедника фра Маврелио Савонаролу, отправились в ссылку. Те, кто остался в обители, были под постоянным наблюдением: никто даже не смел произнести имя бывшего настоятеля. Однако братья монастыря не забыли отца Иеронима: тайно читали его проповеди, молились за упокой его души и даже хранили в тканевых ладанках частички его праха. Лишь спустя почти сто лет после смерти великого проповедника уже новое поколение монахов Сан-Марко могли в открытую восхищаться трудами и подвигами Савонаролы.

Упадок монастыря

Прошло 300 лет с вышеописанных событий... Обитель Сан-Марко снова переживала нелёгкие времена. В 1808 году во Флоренцию вступили войска Наполеона Бонапарта. Как известно, император Франции не отличался религиозностью, а скорее с ненавистью относился к Церкви и вообще к христианству. Увидев в монастыре Сан-Марко хорошее пристанище для своих солдат и лошадей, Наполеон приказал выгнать из обители всех монахов. Солдаты с хохотом и криками ворвались в монастырь, полностью разграбили его, в здания обители завели лошадей и другой скот. Несчастные монахи со слезами смотрели на разорённый монастырь, уже не надеясь сюда вернуться. Однако спустя несколько лет империя Наполеона пала, а монахи возвратились в стены родной обители. Многое здесь пришлось восстанавливать после бесчинств наполеоновских солдат, что требовало усилий и денежных затрат, поэтому община монастыря становилась с каждым годом меньше. В 1866 году многие здания обители были национализированы государством под нужды города, и лишь небольшая часть монастырского комплекса осталась в распоряжении братьев.

Монастырь сегодня

В 2014 году община монастыря составила всего несколько человек, и они были переведены в общину обители Санта-Мария Новелла. Сейчас в монастыре Сан-Марко устроен музей, но церковь до сих пор действует, а богослужения там проводят монахи-доминиканцы. В музей Сан-Марко вход платный, однако билет стоит того, чтоб восхититься неповторимой красотой произведений искусства мастеров Эпохи Возрождения, полюбоваться прекрасными фресками работы фра Анджелико, зайти в скромную келью Савонаролы, где он писал свои знаменитые трактаты и просто тихо помолиться в стенах монастырской церкви. Наша жизнь коротка и мимолётна, а вот стены этой старинной обители помнят многих великих личностей истории: Козимо Медичи, фра Антонио Пьероцци, фра Анджелико, Пикко дела Мирандола, отца Иеронима Савонаролу и многих других...

Заключение

Ну что ж пора прощаться с прекрасным городом Флоренцией: наше маленькое онлайн-путешествие подошло к концу. Теперь осталось дело за малым: найти возможность посетить цветущий город офлайн, чтоб увидеть его величие собственными глазами. Поверьте, это оставит неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь.

Мы войдём за ворота Сан-Марко

Тихий свет озаряет нам путь

Старый колокол смотрит украдкой

На туристов столпившихся тут.

На стенах – разноцветные фрески,

За окном расцветают сады.

Что же ищет славянское сердце

На просторах далёкой страны?

Может, хочет душа любоваться

На красу итальянских церквей,

И желает на веки остаться

Средь просторов тосканских полей.

А под сводами стареньких келий

Мы взираем на лики святых

Они смотрят в ответ, как живые,

Что хотим попросить мы у них?

Мы попросим здоровья и счастья,

Бросим несколько искренних фраз.

Ну а если б святые ожили,

Что б они попросили у нас???

No Comment

Отправить комментарий