10 апреля

4/08/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Антония Нейрота из Риволи, пресвитера и мученика

Прежде чем говорить о жизни бл. Антонио, перенесемся к событиям, произошедшим почти 2000 лет назад...

Это был вечер четверга, который сейчас называют Великий. Приближалось непостижимое нашим умом и страшное событие искупления человечества – распятие и смерть Христа. Во время тайной вечери Господь наставлял перед смертью своих учеников, которые ещё не до конца осознавали весь ужас того, что произойдет с их Учителем через несколько часов. Лишь апостол Петр, умудрённый жизненным опытом и особенно любивший Христа понимал: арест Господа в ближайшее время неизбежен. И тогда он сказал, обращаясь ко Христу: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!»

Христос ответил Петру: «Говорю тебе, Петр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».

Петр не мог поверить этим словам, ведь он так любил своего Учителя. Но прошло время... Господа арестовали, а Петр, стоя во дворе первосвященника лишь под давлением любопытства слуг, гревшихся у костра, отрекся от Христа трижды. Как же он низко пал! Но тут пропел петух. И тогда вспомнил Петр слова Божественного Учителя... Он вышел за ворота и горько плакали в знак своего раскаяния. Милосердный Христос простил ученика, а в последствии Петр искупил свою вину, претерпев многочисленные тюремные заключения, пытки и, наконец, смерть через распятие на кресте...

Подобная история произошла и в жизни бл. Антонио: он был образованным, благочестивым и энергичным монахом, всегда мечтавшим проповедовать слово Господа во многих городах и странах. Антонио укорял других за неприемлемый образ жизни, якобы во благо проповеди ослушался настоятеля и никогда не мыслил о том, что он хоть когда-нибудь отречётся от Христа. Но Антонио отрёкся, однако совесть обжигала его сердце; он не смог с этим жить. Монах раскаялся, горько рыдая, как когда-то в древности апостол Петр. И Господь простил своего раба, удостоив его радости в жизни вечной...

Рождение, детство и юность

Блаженный Антонио родился в городе Риволи (сейчас Турин) в 1423 году. О семье будущего монаха практически ничего не известно, хотя историки предполагают, что Антонио принадлежал знатной и богатой семье. Родители дали сыну хорошее образование в области точных и гуманитарных наук, привили сыну истинное благочестие. Антонио до вступления в монастырь неплохо разбирался в иностранных языках, знал в совершенстве латынь. У юноши, уделявшего много времени науке, была мечта: выучить арабский язык. Дело в том, что в Риволи и других городах Италии существовали многочисленные библиотеки, которые имели книги на разных языках, включая арабский. В арабских книгах находилось много интересной информации, так как арабский мир в те времена был центром точных наук, и любопытному юноше конечно хотелось узнать большее. Однако преподавателей по арабскому было найти непросто, и тогда Антонио стал думать, где же ему изучить этот таинственный язык.

Вступление в монастырь

Однажды друзья рассказали Антонио, что во Флоренции есть доминиканский монастырь Сан-Марко. В этой обители уделялось немало времени и средств обучению новициев, которое включало изучение языков. Преподаватели обращали особенное внимание на знание молодыми монахами арабского, турецкого, арамейского и других восточных языков. У многих настоятелей Сан-Марко была мечта отправить некоторых монахов с проповедью Слова Божьего на Восток, где господствовал ислам. В 90-х годах XV века Иероним Савонарола, бывший тогда настоятелем обители, не раз говорил своим монахам о желании уйти вместе с ними подальше от разгульной Флоренции с проповедью в Турцию. Даже этот факт подтверждает то, что насельники неплохо владели восточными языками.

Узнав о возможности выучить арабский, Антонио незамедлительно отправился во Флоренцию. Безусловно, его решение стать монахом не было основано только на желании постигать науки. Антонио отличался от многих своих сверстников благочестием, усердным исполнением заповедей Божьих, сдержанностью, порядочностью и вниманием к молитве.

Юношу по прибытии в Сан-Марко с радостью приняли в число послушников. В те времена новициев в монастырях было достаточно много, и поэтому их разделяли на несколько групп, которые курировали опытные монахи. Они учили юных насельников правилам монашеской жизни, принимали исповедь у своих подопечных и внимательно наблюдали за их повседневным поведением. Если кураторы замечали за кем-либо из новициев непристойные поступки, которые кстати сказать включали даже громкий, неприличный смех, они сообщали об этом настоятелю. В последствии по субботам таких насельников наказывали ударами плетью по спине (конечно в разумных пределах, никто никого не забивал) и наложением особенных молитвенных правил.

Антонио, когда вступил в монастырь, попал в группу новициев, которую курировал сам настоятель – Антонино Пьероцци, будущий святой Антонин.

Усердие юноши в учебе, молитве и подвигах восхитили настоятеля обители. Фра Антонино Пьероцци спустя немного времени решил удостоить послушника монашеского пострига, а потом и священного сана.

Жизнь в обители

Община монастыря Сан-Марко была очень дружной. Настоятель фра Антонино делал все, чтоб монахи не имели вражды между собой. Немало он приложил усилий и для создания научной базы в обители: при Антонино Пьероцци в Сан-Марко образовалась большая библиотека, были наняты лучшие преподаватели для обучения молодых монахов. Настоятель поддерживал многие предложения насельников по улучшению монастырской жизни и способствовал тому, чтоб одаренные монахи, послушники развивали здесь свои таланты. Именно в этот период, когда настоятелем был Антонино Пьероцци, в Сан-Марко жил и создавал прекрасные произведения искусства фра Джованни да Фьезоле, более известный как Фра Анджелико.

Наставляя своих новициев, приор любил повторять одно правило: «Чтобы быть хорошим доминиканцем, нужно много учиться, с большой молитвой и большим терпением».

Однако единственного, чего не хватало юному монаху Антонио Нейрот для духовной жизни, было терпение. Прожив несколько лет в монастыре, при этом обучаясь искусству проповеди, Священному Писанию, языкам и другим важным наукам, Антонио считал, что достиг совершенства. Ему не хотелось тихой монашеской жизни, он мечтал о подвигах, путешествиях, далёких чужих землях. Каждый день юный монах представлял себя на корабле среди бушующего моря, в лесах далёких стран, говорящим яркую проповедь диким племенам центральной Африки. Начать свою бурную жизнь проповедника Антонио хотел с Сицилии. Оттуда он желал отправиться в Африку и в другие не просвещенные христианством места.

Несомненно, настоятель обители был в ужасе от планов фра Антонио, ведь монах был ещё тогда совсем молодым и неопытным. Несколько месяцев юноша пытался уговорить приора дать благословение переехать на Сицилию, однако настоятель знал, что Антонио не готов к таким испытаниям, и решительно отказал.

Обет послушания, который дают монахи при постриге, не остановил пламенного юношу. Он написал письмо в Рим самому Папе, выражая свою просьбу. Папа ответил на письмо и благословил монаха уехать на Сицилию.

Переезд на Сицилию

Антонино Пьероцци с большой скорбью проводил юного монаха в путь. Приор не злился на него за письмо в Рим, но душа настоятеля разрывалась от волнения и чувствовала: случится что-то ужасное. Однако молодой монах глядел в будущее с оптимизмом и не желал обращать внимание на переживания своего духовного отца. Юный Антонио покинул обитель, а настоятель фра Антонино долго смотрел ему вслед. Приор знал: больше они никогда не увидятся в этой жизни...

На Сицилии монах Антонио прожил немало времени, проповедуя местному населению. Отсюда он отправлялся с проповедью в Неаполь и Рим, но в конце концов вернулся на остров. Здесь Антонио ждал одного: возможности уплыть в Африку...

Долгожданное путешествие

За несколько лет жизни на Сицилии монах Антонио познакомился со многими людьми в этих местах. Появились у него и знакомые купцы. Среди купцов были очень богатые люди, имевшие возможность продавать свои товары в далёких странах, в том числе и Африке. Когда было намечено очередное морское путешествие на экзотический континент, монах Антонио упросил купцов взять его с собой. Они согласились...

В 1458 году корабль с путешественниками покинул берега Сицилии. Долго фра Антонио, стоя на борту корабля, смотрел на отделяющиеся очертания Перинейского полуострова, где расположена Италия. Он был уверен, что вернётся на родину, однако это было не суждено.

И вот молодой проповедник в открытом море: вокруг высокие волны, качка, грозные штормы. Но никакие испытания, казалось, не могли сломить энергичного миссионера, он был полон сил и желал поскорее добраться до Африки, предвкушая встречу с дикими племенами и уже составляя свои красочные проповеди для непросвещенных христианством людей. Однако плата за непослушание настоятелю и чрезмерную самоуверенность уже поджидала наивного монаха...

Пиратское нападение

Период, когда купеческий корабль отправился в Африку, моряки часто называли пиратским сезоном. Беспринципные разбойники нападали на беззащитные корабли, грабили их, а экипаж убивали или продавали в рабство. Следует заметить, что пиратами, орудовавшими в те времена у берегов Африки, были чаще всего европейцы. Пираты добрались и до сицилийского корабля: им удалось ловко остановить судно, вынести весь ценный багаж. Купцы и моряки пытались защитить себя и свое имущество, смело сражаясь с разбойниками, но пираты были сильнее. Половину экипажа корабля погибло, а вторая половина была приведена на пиратский корабль. В их числе оказался и монах Антонио. Несмотря на сан своего пленника, беззаконные разбойники связали несчастного проповедника по рукам и ногам и бросили его в душный трюм корабля. Пока пиратское судно шло до Африки, разбойники практически не кормили своих пленников; сильная качка, кишащие грязью стада крыс, голод и жажда измучили бедного монаха. Руки и ноги болели и немели от крепко затянутых грубых верёвок. Фра Антонио уже и не надеялся, что выйдет из корабля живым...

Рабство

Когда пленники пиратов совсем потеряли надежду на жизнь, корабль морских разбойников прибыл к берегам Африки. Пираты решили продать захваченных итальянцев в Тунисе, где тогда практиковалась работорговля. Тунис – достаточно древний город. В те времена он был процветающей столицей огромного берберского государства, созданного мусульманской династией Альмохадов, а с XIII века Тунис находился под властью могущественных эмиров Хафсидов.

Измученных пленников пираты поволокли на местный рынок рабов, где несколько часов они простояли под палящим африканским солнцем, ожидая своей продажи. Наконец первым был продан фра Антонио. Его купил один богатый и знатный горожанин. Монаха привели к дому господина, заковали в кандалы и бросили в темный подвал, где обычно наказывали непокорных рабов.

Вскоре в тюрьму пришел хозяин. Он очень удивился, что Антонио знает арабский язык, на котором говорили в Тунисе. Ум, образованность, знание языка поразили господина, и он решил, что интеллект итальянца ему понадобится в важных делах. Но для того, чтоб на равных сотрудничать с Антонио, хозяин должен был уговорить монаха отречься от Христа и принять ислам. Проповедник конечно же отказался.

Тогда хозяин приказал слугам всячески мучить Антонио: его сильно били, оставляли без еды и воды, заковывали в тяжёлые цепи, облагали непосильной физической работой под палящим солнцем. Чужая, неприветливая земля, каждодневная невыносимая работа, жизнь в душном подвале, болезни, развившиеся от голода, антисанитарии и многочисленных кровоточащих ран, постоянные мучения, которым не было конца, сломили волю несчастного монаха: он решил отречься от Христа...

Принятие ислама

В очередной раз, когда господин пришел посмотреть на успехи в трудах рабов, Антонио признался ему, что хочет принять ислам и жить, как верный мусульманин. Хозяин очень обрадовался. Вскоре Антонио снял свою монашескую одежду и прошел обряд обрезания. Для бывшего монаха нашлась неплохая интеллектуальная работа при дворе одного влиятельного господина: Антонио было поручено переводить Коран с арабского на латинский и итальянский языки, дабы европейцы смогли беспрепятственно прочитать эту священную для мусульман книгу. За работу Антонио хорошо платили, он смог приобрести большой дом, богатую одежду, нанять слуг. Мусульманское общество, окружавшее итальянца, настаивало на том, чтоб Антонио как можно скорее женился, ведь это подразумевают законы ислама. Антонио долго не решался, помня о данном Богу обете безбрачия. Но испугавшись того, что снова его будут мучить, он принял решение нарушить обет и женился на красивой арабской девушке в ярком хиджабе. Отец невесты был богатым человеком и всячески в будущем поддерживал своего зятя.

Всё в жизни Антонио изменилось: бедность монашества сменилась богатой жизнью в роскошном доме, грубая ряса – на восточные шелка, простая пища – на изысканные арабские блюда, иноческое безмолвие – на супружескую жизнь с верной и покорной восточной женой.

Однако боль предательства Христа терзала сердце Антонио, но он пытался заглушить её или просто не замечать.

Новость от купцов

Случаи с пиратскими нападениями не поколебал извечное стремление итальянских купцов торговать в Африке. В 1460 году в Тунис прибыли генуэзские купцы с богатыми товарами. Узнав о том, что Антонио итальянец, купцы попросили приюта в его доме. За очередным вечерним ужином, который был неотъемлемой частью восточного гостеприимства, генуэзцы рассказали Антонио о многих переменах, произошедших в Италии. Среди прочих новостей купцы упомянули и о кончине некого епископа Флоренции, пользовавшегося уважением и любовью среди паствы. Сначала Антонио не предал значение этой новости, но когда купцы произнесли имя епископа, сердце его замерло: Антонино Пьероцци. Оказалось, что настоятель Сан-Марко за свои добродетели и мудрое управление обителью был назначен епископом города.

Купцы через несколько дней отправились с товарами дальше по контенту, а Антонио не мог больше жить спокойно: мысли о его настоятеле, о далёком флорентийском монастыре, о монашеской жизни, которую бывший проповедник потерял, не давали ему покоя. Антонио винил себя за трусость, из-за которой он отрекся от Христа, и с каждым днём приближался к мысли о мученичестве. Решающим моментом в душевной борьбе отступившего монаха стало явление ему в сонном видении самого Антонино Пьероцци, который всю свою жизнь искренне любил своего неразумного духовного сына и желал ему помочь. Епископ подбодрил отчаявшегося Антонио и благословил идти на мученичество, отрекшись от всех земных благ. На утро, после чудесного видения, Антонио решился на самый важный в своей жизни шаг...

Возвращение к христианству

Антонио в то знаменательное утро снял шёлковую одежду, отыскал в кладовке свою старую, изодранную рясу и облачился в неё. Простившись с женой, которая не могла понять происходящего, монах отправился к правительству города и перед ним исповедовал себя христианином. Тунисцы были в ужасе, они решили: Антонио помешался. Но когда стало понятно, что итальянец в здравом уме, гнев их был ужасен. Управитель города приказал казнить Антонио на площади города через отрубление головы, как отступника.

Великое мученичество

И вот монаха повели на казнь... На пыльных улицах города собралось множество народа. Антонио со слезами на глазах не уставал исповедовать Христа, громко раскаиваясь в своем отступничестве. Когда монаха привели на площадь, где должна была состояться казнь, он упал на колени и, рыдая, снова исповедал себя христианином перед палачом. Тогда разъярённая толпа горожан набросилась на проповедника: люди схватили лежавшие под ногами камни и стали побивать ими несчастного монаха...

Через несколько минут Антонио был уже при смерти. Он лежал посреди площади, истекая кровью, и лишь губы его из последних сил шевелились, шепча предсмертную молитву, а на разбитом лице проповедника блистали слёзы искреннего раскаяния. Знаменателен один факт: брат Антонио скончался в день Великого Четверга, 10 апреля 1460 года, а это именно тот день, в который много веков назад произошла тайная вечеря, арест Христа и отречение Петра.

Тело монаха горожане пытались сжечь, однако огонь не прикоснулся к нему. Тогда власти приказали протащить истерзанное тело фра Антонио по улицам Туниса и выбросить в помойку, что и было исполнено.

Генуэзские купцы, узнав о случившемся, вернулись в Тунис и выкупили тело Антонио. Когда генуэзцы омывали окровавленные останки монаха, они почувствовали, что от тела проповедника исходить приятный аромат. Тело погрузили на корабль и отвезли в Геную, где оно и было похоронено. Однако позже останки мученика перенесли из Генуи в Риволи и положили в коллегиальной церкви Санта-Мария-делла-Стелла. Всё-таки монах Антонио вернулся на родину, но только после смерти.

Беатификация

Первая биография блаженного была написана в 1460 году монахом Джероламино Костанцо да Карпи, очевидцем мученической смерти. Эта биография много раз переписывалась, но всё же была напечатана в Болоньи в 1517 году. До этого времени о подвиге доминиканского монаха Антонио знали немногие.

Беатификация фра Антонио Нейрот произошла спустя несколько веков после его кончины. 22 февраля 1767 Папа Климент XIII провозгласил его блаженным.

Заключение

История жизни Антонио Нейрот – яркий пример великого милосердия Божьего. Несмотря на то, что монах отрекся от Христа, преступил иноческие обеты и тяжко согрешил, Господь дал ему шанс на спасение, ведь каждая душа дорога Богу. Однако и сам Антонио захотел вернуться ко Христу. Но зачем? Он жил в богатстве и достатке, общество уважало бывшего монаха за ум и образованность; казалось бы чего ещё можно желать? Несмотря на это Антонио не хватало той нежной, искренней любви, изливаемой на христиан Господом, не хватало заботы и поддержки, которая невидимо окружала его до падения. И павший проповедник решил последовать путём блудного сына из евангельской притчи: прийти ко Христу – своему Отцу и сказать «Я уже не достоин называться сыном Твоим, прими меня в число наемников Твоих». Отец же возликовал и возрадовался, «ибо этот сын Мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся».

No Comment

Отправить комментарий