Вспоминаем бл. Константа Фабрианского, пресвитера
Описать жизнь святого, обрисовать словами то, что происходило в его сердце, дать отчет не столько о человеке или его поступках, сколько о его побуждениях, предложить его святость как пример для подражания – задача, в которой действительно легко потерпеть неудачу. А когда о его жизни известно очень мало, почти невозможно воздать должное столь возвышенной теме.
Так обстоит дело и с тем, кто взялся написать житие блаженного Константа, о котором до нас дошло так мало записей, а подробности его жизни весьма скудны.
Среди мудрых распоряжений, сделанных в XV веке Раймондом Капуанским, Генеральным Магистром Ордена, для восстановления первичной дисциплины, была рекомендация иметь в каждой доминиканской провинции по крайней мере один монастырь, строго соблюдающий устав. Отцы монастыря Святой Луции в Фабриано поспешили исполнить это распоряжение, и удостоились счастья получить в качестве приора блаженного Иоанна Доминичи, а также блаженного Лаврентия Рипафраттийского. Представляется, что именно из рук последнего блаженный Констант получил монашеское облачение.
В начале XV века неподалеку от монастыря Святой Луции в Фабриано жила благочестивая семья Бернарда де Серволи. Констанцо, один из его сыновей, отличался поистине выдающимся благочестием, за что получил прозвище: «Друг благого Бога». Тем, кого Бог избирает для служения при алтаре, многие знамения возвещают Его святую волю. Была у него сестра девяти лет, которая провела семь лет своей короткой жизни в болезни, которую врачи объявили неизлечимой. Однажды Констанцо привел своих родителей к ложу сестры и попросил их встать на колени вместе с ним, чтобы молить Бога даровать ей исцеление. Они так и сделали, и как только их простая молитва вознеслась к небесам, боли ее прекратились, слабость исчезла и больше никогда не возвращалась, и девочка выздоровела. Это было воспринято как чудо и приписано заслугам его молитв и благочестия, из-за чего его стали считать святым.
Бернард и его жена часто спрашивали друг друга, не послал ли им Бог вместо сына ангела, чтобы указать им путь на небеса, особенно когда им случалось слышать, как Констанцо увещевал грешников к покаянию, напоминая им о бренности жизни, близости смерти и суде Божьем, усердно умоляя их жить в страхе Божьем, повинуясь Его святым заповедям и практикуя христианские добродетели. Его слова были настолько убедительны, что самые закоренелые грешники выслушивали его, и когда они слушали – сердца их менялись. Ничтожество этого мимолетного мира, пустота человеческих удовольствий, скорбная склонность к греху, которую человек замечает в себе, злоба дьявола – таковы были великие истины, над которыми он размышлял в своей юности и которыми он всегда приводил грешников к покаянию.
Церковь Сан-Доменико (Санта-Лючия-Новелла) в Фабриано, в настоящее время Музей бумаги и водяных знаков
Когда Констанцо исполнилось пятнадцать лет, он почувствовал, что Бог даровал ему призвание вступить в Доминиканский Орден, и в незапятнанной белизне своей крещальной невинности, он отправился в монастырь в Фабриано и, смиренно попросив принять его, получил монашеское облачение. О периоде его послушание и последовавших за ним годах мы располагаем лишь несколькими заметками, которые говорят нам, что, как истинный доминиканец, он любил молиться, с наслаждением размышлял над Святым Писанием и преуспевал в обучении; а также то, что он написал несколько комментариев к творениям Аристотеля.
После рукоположения он преподавал философию и теологию в доминиканских школах в основных итальянских городах, принося необычайную пользу своим ученикам. Его стиль был кратким, ясным, легким, но основательным, а его лекции отличались возвышенностью мысли. По-видимому, он был одним из первых щедрых душ, которые начали реформу знаменитого монастыря Сан-Марко во Флоренции. Будучи преподавателем в этом городе, он предсказал смерть одного из своих учеников, и это событие подтвердило истинность его пророчества. Среди тех, кто посещал его лекции, был молодой человек, уроженец Генуи. Однажды Святой сказал ему, чтобы он не купался, потому что, если он это сделает – утонет. Молодой студент пренебрег предостережением, пошел купаться, как обычно, и не успел войти в воду, как вдруг попал на глубину и ушел под воду, так никогда и не вынырнув.
Однажды, путешествуя из Флоренции в Пизу, он встретил посреди дороги человека, которого сбросил мул. Он был сильно ранен – сломал руку и вывихнул лодыжку. Он умолял отца отвезти его в ближайшее место, где бы он смог найти помощь. Блаженный Констант ласково велел ему уповать на силу и благость Божию. Затем, преклонив колени в усердной молитве, он благословил его, и когда поднялся, человек тот исцелился.
В отличие от большинства доминиканских святых, отличавшихся благочестивой веселостью сердца и радостью нравов, блаженный Констант всегда был печален и сосредоточен. Он постоянно плакал, и на лицо его было отмечено христианской меланхолией. Когда однажды его спросили, почему он редко смеется, он ответил: «Увы, брат! Я не знаю, угодны ли мои дела перед Богом». Хроника монастыря в Перудже, настоятелем которого он был, описывает его как «человека восхитительного покаяния». К длительному орденскому посту, который начинался 14 февраля и не прекращался до Пасхального Воскресенья, он прибавил пост на хлебе и воде во все пятницы Великого Поста. Доминиканское правило постоянно воздерживаться от мяса он соблюдал так строго, что даже в старости никогда не нарушал его. Сон его был кратким, и он носил рубаху, утыканную железными гвоздями, которая как реликвия хранилась в монастыре в Асколи до его упразднения в 1866 году. После его смерти его исповедник засвидетельствовал, что он сохранил нетронутым цветок своего целомудрия. После Утреней в хоре, которую читали в полночь, он никогда не уходил на покой, а оставался у алтаря и пребывал в молитве до утра. Его слезы заливали пол, а пыл его был таков, что его вопли и воздыхания часто нарушали сон других отцов в монастыре. Бог даровал ему также пророческий свет. Так, он предсказал разграбление Фабриано в 1517 году. К дару пророчества Бог прибавил и силу творить чудеса, которой, как мы уже видели, он был наделен еще в детстве. Он исцелил брата от хвори, которую медицина считала неизлечимой, вернул зрение слепому и, что еще более удивительно, вернул к жизни умершего. Родители этого человека и те, кто присутствовал при этом, насмехались с него и даже обвинили в том, что он искушал Бога, когда сказал умершему: «Во имя Иисуса Христа, встань!» Но когда умерший встал, повинуясь голосу святого, они в страхе пали к его ногам. Он же велел им встать и произнес: «Никогда не презирайте никого из Божьих слуг. Вспомните обещание нашего Благословенного Спасителя: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит» (Ин 14,12)». Ему была явлена смерть святого Антонина в то время, когда она произошла. После заутрени 2 марта 1459 года, оставаясь по своему обыкновению в хоре, он увидел души двух доминиканцев, покидающих этот мир. Один из них спустился в чистилище, а другой, в котором он узнал магистра своего новициата, святого Антонина, сразу же вознесся к славе. Папа Климент VII в булле о канонизации святого Антонина упоминает об этом видении: «Мнение каждого о благости и святости архиепископа, - говорит папа, - еще более возросло благодаря видениям, которые имели цистерцианский монах из Флоренции и Констант из Фабриано, монах из Ордена Братьев-Проповедников, не менее прославленный святостью своей жизни, чем своими знаниями и доктриной. В час кончины блаженного Антонина, оба они видели, как ангелы унесли его душу на небо». Климент VII познакомился с блаженным Константом, когда его кузен и предшественник Лев Х назначил его губернатором Фабриано.
Блаженный Констант имел обыкновение ежедневно читать оффиций за умерших, и очень часто – все псалмы Давида. Это, по-видимому, было излюбленным почитанием доминиканских святых в те давние времена. До последнего времени конституции требовали, чтобы послушники учили все псалмы наизусть не только для того, чтобы им было легче читать оффиций в хоре без книг, но и для того, чтобы слова царственного псалмопевца всегда были у них на устах. Блаженный Констант, верный духу своего ордена, знал псалмы наизусть и любил приправлять свои слова выдержками из них. Нам рассказывают, что, когда он желал получить какую-либо великую милость от Бога, он прочитывал для этого Псалтырь. А чтобы призвать своих собратьев-доминиканцев любить и практиковать такую же преданность, он сказал им однажды, что никогда не заканчивал чтение Псалтыря, не получив того, о чем он молился. В 1473 году, когда турки напали на Грецию, кто-то попросил его прочесть Псалтырь, чтобы дать отпор врагу. Несколько раз он начинал читать псалмы с этим намерением, и каждый раз ему мешали закончить. Тогда он сказал своим братьям, что Бог дал ему знак, что хочет наказать греков за их грехи.
Церковь св. Петра Мученика в Асколи
Несколько раз он был приором в Фабриано и Перуджи, и всегда оказывался благоразумным настоятелем. Его огромная тяга к молитве и созерцанию не мешала ему принимать активное участие в общественных делах. Он примирял враждующие фракции и умиротворял народные волнения. Он восстановил монастырь в Асколи, который до сих пор сохранился и является образцом монашеской обители, скромной по своему стилю и строгого по своей архитектуре. Когда у него не хватало средств для продолжения строительства, ему несколько раз помогал городской совет, чтобы выразить свое уважение и почтение к святому приору. В 1474 году он прибыл в Мантую, на Провинциальный Капитул доминиканской Ломбардской Конгрегации. Его репутация и слава о чудесах, которые он сотворил, предшествовали ему, и почтение, которым он пользовался, вылилось в народную демонстрацию, когда он прибыл в город. Увидеть его или поговорить с ним, прикоснуться к нему или к его облачению казалось неоценимой милостью, которой все стремились насладиться. Большие куски его хабита были отрезаны и бережно хранились как реликвии.
В следующем году жители Фабриано попытались убедить его настоятелей отправить его провести оставшиеся годы жизни в родном городе, но он получил разрешение остаться в Асколи и, таким образом, избежать стольких почестей и почитания. В воскресенье перед Шестидесятницей (второе воскресенье перед Пепельной Средой) 1481 года, 24 февраля, все были удивлены, увидев множество маленьких детей, бегающих по улицам Асколи, и услышав, как они кричат: «Святой приор умер, святой приор умер». Блаженный Отец действительно был мертв. В тот день он почил в Господе. Сенат и городской совет собрались при известии о его смерти и «считая, - как написано в протоколах заседания, - что его смерть была общественным бедствием», постановили оказать помощь в его похоронах и покрыть часть расходов на церемонию. Также Бог пожелал почтить Своего верного слугу, и посох, которым Блаженный Отец пользовался в старости, стал чудотворным. Множество чудес стало божественной наградой по молитвам о заступничестве блаженного Константа, особенно в Асколи, Фабриано и Перудже.
Хотя чудеса благодаря его заступничеству продолжались непрестанно, и голос благодарного народа постоянно провозглашал его святым, только недавно, в 1811 году, Церковь официально одобрила его культ (Папа Пий VII 22 сентября 1821 года). С тех пор чудеса на его могиле в Асколи умножались вплоть до 1866 года, пока жестокая революция не изгнала отцов из монастыря. С тех пор его честные реликвии взывают к Богу в уединении безмолвной святыни (ныне церковь действует, реликвии бл. Константа покоятся в алтаре левой апсиды).
В 1529 году некий отец-доминиканец перевез его голову в Фабриано и передал на попечение монахов-камальдулов из монастыря Святого Себастьяна. Она до сих пор остается там, как объект народного почитания (ныне хранится в Кафедральном Соборе Фабриано).
Блаженный Констант написал «Житие блаженного Конрада из Брешии» (официально не беатифицирован), который был магистром его новициата, а также жития некоторых других блаженных Ордена, также сборник проповедей De Tempore и De Sanctis.
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)
Молитва
Боже, Ты среди народов прославил блаженного священника Константа как неустанного молитвенника и миротворца. Соделай по его предстательству, чтобы мы, ходя стезями праведности, обрели вечные покой и славу. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий