Вспоминаем блаженного Лаврентия Рипафраттийского, пресвитера
В средневековье Пизанская Республика во многом была обязана своей безопасностью и защитой от нападений флорентийцев и жителей Лукки укрепленному замку Рипафратта, построенному на вершине холма, у подножия горы Пизано. В настоящее время, несмотря на то что замок лежит в руинах, он все еще сохраняет свой угрожающий вид и кажется – господствует над маленьким городком с населением около шестисот жителей, приютившимся у его подножия. Именно в Рипафратте 4 марта 1359 года родился блаженный Лоренцо. Он принадлежал к славному дворянскому роду, потомки которого до сих пор живут в городе Пиза.
В юности благодать Божья сохранила его от тех грехов, которые губят столь многие юные души. Вероятно, он отправился в Пизу, чтобы учиться, с намерением посвятить себя служению Богу в каком-нибудь монашеском ордене. Около 1379 года он вступил в Доминиканский Орден, и был рукоположен в сан дьякона в монастыре Святой Екатерины в этом городе. Тогда ему было уже около тридцати восьми лет. Магистр его новициата был святым и ученым человеком, в высшей степени способным направить его на путь совершенства.
В это время в Пизу приехал блаженный Джованни Доминичи, знаменитый доминиканский проповедник. Его слава была столь велика, что когда флорентийцы пригласили святого Викентия Ферреро для евангелизации Тосканы, он выразил свое удивление тем, что они стали искать проповедника в другом месте, когда у них был такой великий проповедник, как блаженный Джованни Доминичи. Его красноречивые проповеди произвели огромное впечатление на слушателей, а особенно на молодых людей, многие из которых, презрев почести и удовольствия временной жизни, решили оставить мир, чтобы уйти в монастырь. Подобно блаженному Иордану Саксонскому, он стал грозой эгоистичных матерей, которые, боясь потерять своих сыновей, запрещали им ходить на его проповеди. В течение некоторого времени он трудился над проведением реформы в Доминиканском Ордене. Здесь в нескольких словах будет уместно пояснить, почему возникла необходимость проведения такой реформы. Чума 1348 года, опустошившая Европу, почти уничтожила итальянские монастыри. Раскол также опустошил Церковь и разделил членов монашеских орденов на враждующие группы, повергнув всех в страшное смятение. Даже одной из этих причин было бы достаточно, чтобы погубить самый ревностный монашеский орден, а вместе они почти полностью уничтожили монашескую жизнь. Но Бог по милости Своей не оставил монашеских учреждений и призвал множество избранных душ, чтобы восстановить развалины, оставленные чумой и расколом.
замок Рипафратта
Святая Екатерина Сиенская взволновала сердце своего духовника - блаженного Раймонда Капуанского, возбудив в нем пламенное желание реформировать Доминиканский Орден, который пострадал также, как и остальные. Как только он стал во главе Ордена, обратился с горячим призывом ко всем, кто любит Бога и Орден, в который они вошли. И он получил благородный ответ. В Ордене появилось множество святых мужей, которые ревностно и успешно начали трудится над его возрождением, основываясь на принципах первичного Устава.
В Германии был преподобный Конрад Прусский, а в Италии – блаженный Иоанн Доминичи, блаженный Лоренцо Рипафраттийский и многие другие, не менее святые, чем ревностные. Блаженная Кьяра Гамбакорти реформировала свой монастырь в Пизе и послала сестёр для исполнения той же работы в Геную, Парму и Венецию.
Блаженный Джованни Доминичи, встретив весьма сильное сопротивление в монастырях Флоренции и Пизы, начал с реформирования монастыря Сан-Доменико в Венеции. Из этой обители реформа распространилась на крупный монастырь Свв. Иоанна и Павла в этом же городе, и на монастырь Сан-Доменико в Читта-ди-Кастелло, в Умбрии. В последнем монастыре огромную помощь оказал ему блаженный Лоренцо. Джованни Доминичи вскоре понял, какого ценного помощника он обрел в лице Лоренцо из Рипафратты. Его святость признавали все. К жизни в ангельской чистоте он прибавил весьма строгий аскетизм, пламенную ревность о спасении душ и непоколебимую стойкость, и верность в соблюдении Устава Ордена. Ко всем этим добродетелям прибавлялось еще и прекрасное знание Святого Писания, и глубокое понимание его смысла, за которое он заслужил прозвище: «Ковчег Нового Завета», как его называл святой Антоний Падуанский.
монастырь Сан-Доменико в Кортоне
Блаженный Джованни Доминичи понимал, что для того, чтобы обеспечить продолжение своей реформы, необходимо создать хороший новициат. Он собирался доверить важную, но трудную должность магистра новициата отцу Микеле Тоси, молодому пизанцу, которого он обратил от распущенной жизни к служению Христу. Но этот отец умер в расцвете сил, став жертвой милосердия, с которым он ухаживал за братьями, заболевшими чумой. Тогда он избрал блаженного Лоренцо из Рипафратты, который в высшей степени подходил для этого задания.
Монастырь новициата был открыт в Кортоне, на границе с Тосканой, посреди плодородного края, под восхитительным небом. Это было идеальное место для духовных упражнений послушников. Вскоре после того, как это было сделано, блаженный Иоанн Доминичи был назначен архиепископом Рагузы, и в конце концов возведен в кардиналы. Блаженный Лоренцо стал магистром новициата между 1402-1405 годами. Среди его послушников было несколько выдающихся особ, оставивший свой след в истории. В 1405 году молодой флорентиец, получивший самые теплые наставления от блаженного Иоанна Доминичи, постучался в ворота монастыря и, упав к ногам блаженного Лоренцо, попросил, чтобы его приняли в новициат. Это был будущий святой Антонин Флорентийский, которому тогда едва исполнилось шестнадцать лет. Вскоре вслед за ним пожаловал блаженный Петр Капуччи, который, приняв монашеский постриг в Читта-ди-Кастелло, в своем родном городе, отправился в Кортону, чтобы отдать себя под руководства святого наставника. В 1407 году в новициат поступили два художника из Муджелло. Это были Фра Анджелико и его брат Фра Бенедетто. По отношению к своим послушникам блаженный Лоренцо проявлял удивительный такт. Он наставлял их на путь умерщвления плоти, избегая той чрезмерной сладости и снисходительности, из-за которой гибнуть столь многие молодые души. В то же время он удерживал их от пылкого возбуждения, которое способно обманывать начинающих на пути к совершенству, и которым многие подрывают свое здоровье, а неблагоразумными аскезами обрекают себя на бесполезную жизнь. Таким образом, хотя его собственная жизнь была покаянной, он смягчал строгость правила настолько, насколько это было в его силах, не разрушая дисциплину и не отступая от духа и цели Ордена. Частыми духовными наставлениями он раздувал пламя божественной любви в сердцах послушников. Другим качеством блаженного Лоренцо, достойным самой высокой похвалы, была его мудрость, благодаря которой он понимал и укреплял особое призвание каждого из своих послушников. Хотя он никогда не позволял им упускать из виду главную цель формации ордена – покаяние и усердие, он поддерживал их в полном развитии особых талантов каждого из них. Святому Антонину он советовал исследовать бесконечное поле науки, человеческой и божественной. Фра Анджелико и Фра Бенедетто он позволил посвятить себя живописи, но открыл им небесные модели, чтобы направлять их художественное вдохновение. «Дорогие братья, - часто говорил он им, - умоляю вас я - тот, кому Бог не дал талант живописца, который даровал вам, но тем не менее, будьте истинными братьями-проповедниками. В самом деле, не только словами мы убеждаем людей любить добродетель и избегать пороки, но и примером непорочной жизни, а также – искусством, которое является внешним выражением внутренних человеческих мыслей; возвышенные искусства, среди которых первое место занимают музыка и живопись. Несомненно, произойдет так, что многие грешники, на которых не повлияет проповедь отцов нашего Ордена, обратятся, тронутые созерцанием картин, которые вы представите пред их очами. У вас есть преимущество, которого лишен проповедник. Слова не могут дойти до тех, кто далеко, и самый красноречивый голос не сможет говорить с грешником из могилы. Но ваши небесные образы будут иметь бессмертное влияние, и на протяжении веков они останутся действенными проповедниками религии и добродетели».
Мы не знаем, как долго счастливые ученики оставались под руководством блаженного Лоренцо. Во время своего длительного пребывания в Кортоне он часто выезжал проповедовать в соседние города и деревни. Слово Божье срывалось с его чистых уст так, как оно исходило из уст апостолов и пророков. Святой Антонин на раз в своих сочинениях выражал восхищение проповедью блаженного Лоренцо и не боялся сравнивать его со святым апостолом и проповедником Павлом.
церковь Сан-Доменико в Пистое (главный алтарь)
Великая добродетель и благоразумие, которые отличали блаженного Лоренцо, не могли оставаться погребенными в безвестности. Он был назначен Генеральным Викарием реформированной Конгрегации, которой он верно служил. На этом посту проявились новые дары его благоразумия. Он поселился в монастыре Сан-Доменико в Пистое. Теперь он мог гораздо более свободнее служить душам. Он постоянно проповедовал, катехизировал бедняков в сельской местности, посещал и утешал больных, особенно тех, кто был поражен чумой и покинут своими родственниками и друзьями.
Его прежний послушник, святой Антонин, был возведен на архиепископскую кафедру Флоренции и часто советовался с блаженным Лоренцо во всех своих трудностях и испытаниях. Святой Антонин не желал принимать столь высокое достоинство, которое налагало на него столь огромную ответственность. Ни мольбы флорентийских магистратов, ни хорошо известные пожелания папы не могли убедить его дать свое согласие. Но когда блаженный Лоренцо сказал ему, что такова святая воля Божья, он перестал противиться и принял рукоположение в архиепископы. То, что святой Бернард сделал для папы Евгения III, блаженный Лоренцо сделал для святого Антонина Флорентийского. Он часто писал своему бывшему послушнику письма, полные небесной мудрости, наставляя его о том каким должен быть христианский епископ и какие исполнять обязанности. Он нисходил до мельчайших подробностей, о том, как следует управлять своим епископским дворцом и тому подобного. Он знал, что домашнее хозяйство вельмож слишком часто плохо регулируется, и советовал ему следить за всеми, кто находится в его попечении, чтобы не возникало скандалов. Он посоветовал ему не допускать в свой дворец женщин и детей, за исключением случаев крайней необходимости.
место упокоения Блаженного (монастырь Сан-Доменико в Пистое)
Блаженный Лоренцо был уже почти столетним старцем. Измученный тяжелой аскетической жизнью, он также страдал от язвы на ноге. Но он наслаждался редким счастьем видеть, как многие из его послушников становятся украшением Церкви и Доминиканского Ордена. Трое из его послушников были возведены на наши алтари непогрешимым голосом Церкви, а многие другие, не удостоившиеся такой чести, также оставили после себя вечную славу. Другим великим счастьем, дарованным ему, было узреть, как благословенная Богом реформа Ордена распространяется по всем регионам Италии.
Его смерть была подобна его жизни. Когда приблизилась его кончина, он с великим благоговением принял таинства святой Церкви, а затем, обратившись к своим братьям, увещевал их неустанно трудиться ради спасения душ и верно соблюдать доминиканский устав, чтобы быть образцами святости; чтобы люди, видя святость их жизни, могли твердо следовать стезями добродетели. Он почил в Господе 28 сентября 1557 года в возрасте девяноста восьми лет.
Прошло немного времени, прежде чем Бог явил его святость многочисленными чудесами у его гробницы, но к лику блаженных он был причислен только в 1851 году.
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика»
Отправить комментарий