17 апреля

4/17/2010, No Comment

Вспоминаем блаженных Кьяру (Клару) Гамбакорти и Марию Манчини, монахинь

Монахини из Санта-Кроче

Каждый человек на Земле идёт своим, непохожим на другие путём ко спасению. Всем этот путь даётся Богом, но "тесными вратами" многим непросто следовать в Рай. Трудности на дороге к Небесному Царству могут быть разные: кто-то живёт в нищите, кто-то страдает от болезней или поношений окружающих. Но больнее всего испытать непонимание близких, тех, к кому с младенчества привязано сердце и кого любишь всей душой. Даже эти люди могут стать преградой стремлению к Райским Обителям, непониманием, жестокостью, корыстью и безжалостностью строя козни своим родным, желающим только спасения души...

В пизанском монастыре Санта-Кроче в далёком XV веке жили две монахини – Кьяра и Мария. С первых дней знакомства они искренне подружились. До конца своей жизни их души были невероятно привязаны друг ко другу. Из-за чего же? Безусловно, они имели общие интересы, увлечения; они обладали одинаковым, неумолимым стремлением к Богу. Однако их судьбы до вступления в монастырь , полные потерь, горести и страданий, были очень похожи, что так же послужило причиной чистой дружбы этих женщин, которые всегда с большой любовью и пониманием поддерживали и утешали друг друга. О том, кем же в миру были монахини Кьяра и Мария и как они пришли в монастырь, мы поговорим в этой статье.

Блаженная Кьяра Гамбакорти

Рождение и детство

Блаженная Кьяра родилась в 1362 году в Венецианской Республике, хотя есть предположения, что её родиной является Флоренция. При крещении девочка получила имя Виттория (Виктория). Красивую малышку с золотистыми локонами и чистыми, как горные озера, глазами в семье нежно называли Торой.

Девочка росла послушной, веселой и милой на радость своим близким. Виттория любила познавать окружающий мир, но особенно она с огромным интересом слушала рассказы родных о Боге – Создателе вселенной. В красоте итальянской природы, запахе цветов, журчанье ручья и пении птиц Тора видела любящий взгляд Господа. И каждый раз, уединяясь с природой, девочка осознавала, что должна жить для Бога, отдать ему все умения и таланты. Но пока юная Виттория в тишине природы своего сада погружалась в детские мечты, молилась Господу и думала о будущем, её семья жила непростой и очень бурной жизнью.

Семья Виттории

Детство будущей монахини и её братьев прошло беззаботно: дети жили в богатом доме, хорошо питались, одевались в дорогие наряды и ни в чем не нуждались. Однако за видимым благополучием семьи Гамбакорти стояла карьера отца семейства, которым был синьор Пьетро. Успешный купец, хитрый политик, Пьетро не брезговал никакими средствами, чтоб добиться успеха в своем бизнесе. Доходы Пьетро Гамбакорти были очень высокими, многие конкуренты ему завидовали. При том купец любил принимать участие в политических распрях и нередко связывался с криминалом, чтоб "обстряпать" свои коммерческие дела. В общем жизнь у него была разнообразной и бурной.

Семья Гамбакорти долгое время прожила в Пизе, однако в тот год (1362), когда родилась Виттория, Пьетро с домочадцами правительство города отправило в политическую ссылку подальше от Пизы, так как он много чего здесь натворил, занимаясь купеческим делом и принимая участие в политических делах. Но у Пьетро к тому времени было много денег и он без проблем уехал из Пизы и поселился вместе со своей семьей по одной версии во Флоренции, по другой – рядом с Венецией.

Италия не очень консервативная страна, здесь постоянно что-то меняется, особенно в политике. Поэтому в 1369 году в Пизе пришли к власти другие представители, которые раньше покрывали "тёмные" дела Пьетро в бизнесе (говоря современным языком). Гамбакорти им понадобился, и они возвратили его из ссылки в город. Пьетро продолжил заниматься купеческим делом, при этом он был назначен на должность главного судьи. Теперь синьору Гамбакорти нечего было бояться и он спокойно начал увеличивать свой капитал всеми возможными способами.

Иногда кажется непонятным, как у такого отца могла вырасти набожная дочь? Всё дело в жене Пьетро. Мать Виттории была глубоко религиозной женщиной, совершенной противоположностью своему мужу. Именно эта женщина воспитала в дочери настоящую христианку: чистую, любящую и милосердную. В конце концов, если бы не помощь матери, судьба юной Виттории могла сложиться совсем иначе. Но об этом поговорим ниже...

Замужество

Достигнув подросткового возраста, Виттория стала понимать, что жизнь не так прекрасна и беззаботна, как ей это казалось раньше. Но девушка никак не ожидала, что она станет пешкой в политических и коммерческих играх своего отца. Дело в том, что Виттория, от рождения очень красивая, приглянулась одному юноше, которого звали Симоне Масса. Он был из богатой семьи одного пизанского политика. Пьетро Гамбакорти не мог без внимания оставить возможность брака между Симоне и Витторией: во-первых, это послужило бы притоку новых денежных средств в финансы семьи; во-вторых, данный брак гарантировал немалую роль Гамбакорти в политике Пизы.

Решение о браке было принято практически без согласия Виттории, которой в тот момент было всего 12 лет. Девушка не сильно обрадовалась перспективе скорого замужества, но послушание родителям для неё было естественным элементом жизни, Витторию так воспитали.

Бракосочетание состоялась в 1374 году... Двенадцатилетняя девочка вышла замуж за синьора Масса.

Свадьба была пышной: богатые наряды, роскошные украшения, множество знатных гостей, душистые цветы, дорогие подарки и пир с изысканными блюдами. Но всё это изобилие не радовало Витторию, душа девушки желала иной жизни.

Встреча с Екатериной Сиенской

Святая Екатерина Сиенская была не только великой подвижницей своего времени. Немало монахиня из Сиены сделала для примирения враждующих семей во многих итальянских городах, в том числе и в Пизе. В этот город святая прибыла весной 1375 года. Как важный представитель города, Пьетро Гамбакорти должен был встретить св. Екатерину и оказать ей всяческое содействие, ведь уже тогда многие считали монахиню святой. Через отца с Екатериной познакомилась юная Виттория. В лице сиенской монахини девушка нашла понимающую наставницу и настоящего друга. Виттория много жаловалась Екатерине на то, что была рано выдана замуж, что её отец устроил брак ради собственной выгоды. Святая, утешая девушку, наставляла её на путь истинный, убеждая быть верной женой, любящей матерью и настоящей христианкой. После отъезда св. Екатерины из Пизы, святая много писала Виттории, наставляя её в трудных жизненных ситуациях. Приведём отрывок одного из писем:

«И смотри, чтобы ты не тратила свое время зря, но всегда тратила его либо на молитву, либо на чтение, либо на занятие рукоделием, чтобы не впасть в безделье».

Смерть мужа

Семейная жизнь Виттории и Симоне продлилась недолго, хотя нельзя сказать, что девушка была несчастна в браке. В 1377 году в Пизе разразилась эпидемия чумы, которая унесла много жизней. Болезнь не обошла стороной и мужа Виттории. Спустя всего лишь три года после свадьбы муж Торы скончался. Ещё совсем юная, Виттория осталась вдовой, детей в браке Торы и Симоне не было.

Потеряв мужа, молодая вдова стала больше уединяться для молитвы и чтения духовных книг. Виттория после смерти супруга собиралась покинуть мир и уйти в монастырь, но это оказалось не так просто...

Побег

Желание Виттории посвятить свою жизнь служению Богу не интересовало её отца и повзрослевших братьев, которых Пьетро втянул в коммерческие дела. Как только девушка овдовела, отец начал вести переговоры о новом браке своей дочери: ему нужны были денежные поступления; жадность затмила глаза синьору Гамбакорти, и даже счастье дочери больше не имело смысла для него.

Пятнадцатилетняя Виттория больше не желала замужества. Поэтому она придумала план побега из дома. Ночью девушка бежала из дома в монастырь ордена "бедных кларисс". Основательницей этого Ордена была св. Клара Ассизская, которая последовала подвигу св. Франциска, приняв бедность ради Христа. Образ жизни монахинь был достаточно строгим, но это не смутило юную Витторию, хотя она выросла в очень обеспеченной семье. Не известно, успела ли девушка принять в монастыре постриг. Однако в обители юную синьору стали называть Кьярой (то же, что и Клара) в честь основательницы Ордена. В тихой обители, посещая богослужения, непрестанно молясь Богу и выполняя послушания, сестра Кьяра думала, что обрела покой. Однако самое неприятное было ещё впереди...

Несостоявшийся брак

Пьетро Гамбакорти возмутил дерзкий поступок дочери. Он приложил все усилия, чтоб найти и вернуть Витторию домой. Пьетро с сыновьями "перевернули" весь город в поисках девушки, и, наконец, один из братьев Виттории нашел сестру в монастыре. Девушка умоляла оставить её в покое и не сообщать о местоположении отцу, но брат не согласился и приволок несчастную сестру домой.

Разъяренный Пьетро, который уже запланировал следующий брак дочери, приказал запереть Витторию в тёмной комнате совсем одну, запретив общаться с друзьями и ходить на богослужения. В домашнем заточении девушка много молилась, прося Господа о помощи. Несчастная узница всё-таки тайно поговорила через дверь со своими близкими подругами, которым всецело доверяла, попросив их продать её украшения, наряды и раздать деньги нищим. Мать Виттории несколько раз тайно выводила дочь на мессу, когда мужа и сыновей не было дома.

А в усадьбе семьи Гамбакорти снова готовились к свадьбе: слуги делали генеральную уборку в доме, повора находили изысканные рецепты для праздничного обеда, портные шили новое платье для невесты. Тем временем Виттория сидела запертой в тёмной комнате совсем одна без поддержки и утешения.

Не известно, чем бы кончилась эта история, если б в город не приехал по важным делам один испанский епископ. Епископ всё-таки человек не из простых, да и его визит был немаловажным для Пизы. Потому семье Гамбакорти было поручено встретить и на небольшой срок поселить в своей усадьбе этого епископа.

Беседуя с епископом, Пьетро между прочим рассказал ему о своей "упрямой" дочери и попросил поговорить с ней, чтоб Виттория подчинилась воле отца и вышла снова замуж.

Епископ, пообщавшись с девушкой, понял, что ее желание оставить мир ради служения Богу твердо и непоколебимо. Он не стал отговаривать Витторию изменить свое решение, а благословил стоять в нём до конца.

Пьетро Гамбакорти понял, что никак не склонит дочь к новому браку, да и разговор с епископом сильно тронул его душу. Поэтому он решил отпустить Витторию в монастырь. С 29 июня 1376 г. по 30 ноября того же года девушка провела в заточении у своего отца.

Вступление в Орден

Юная синьора Гамбакорти не вернулась в обитель "бедных кларисс". Её вдохновил подвиг Екатерины Сиенской, с которой к тому времени она была хорошо знакома. Поэтому девушка решила принять постриг в женском доминиканском монастыре Санта-Кроче. Два года она была послушницей, и только в декабре 1378 года Виттория принесла торжественные обеты Богу. Теперь её стали именовать Кьяра, ведь так девушку назвали ещё клариссы.

В монастыре, однако, Кьяру не всё устраивало. Дело в том, что в той обители, где поселилась девушка, практически не следовали строгому уставу доминиканского ордена: кто-то из насельниц имел собственность, сестры мало уделяли времени молитве, могли не поститься – в общем атмосфера была совсем не аскетическая. Кьяра чувствовала себя потерянной среди вседозволенности сестёр монастыря, хотя в обители были сестры, которые серьезно относились к монашеской жизни, как, например Мария Манчини, с которой Кьяра быстро подружилась.

Из-за этого девушка стала просить свою мать, которая часто приходила навестить дочь, посодействовать ей в строительстве нового монастыря. Мать долго беседовала с мужем, убеждая его помочь в этом благом деле. Пьетро сначала отказывался, но потом решил, что этот шаг будет ему только на руку.

Строительство монастыря

Ещё в 1377 году Пьетро начал строительство большой церкви в одном из лучших районов города. Строительство было посвящено приезду Папы Григория XI, который пожелал на этом месте увидеть церковь. Исполнить волю Папы из политических соображений для синьора Гамбакорти было очень кстати. А ведь, если Папа, приехав в Пизу снова, увидит не только церковь, но и монастырь, в глазах понтифика Пьетро точно не останется в стороне.

Церковь Сан-Доменико была построена в 1385 году, и вокруг неё быстро выросли монастырские здания. Теперь в Пизе был второй женский доминиканский монастырь, куда и переселилась монахиня Кьяра с некоторыми сёстрами во Христе.

Настоятельница обители

В новый монастырь стали со временем собираться женщины и девушки, желавшие посвятить себя служению Богу. Настоятельницей они избрали монахиню Кьяру.

Кьяра была одной из первых, кто заговорил о реформах в доминиканском ордене. Многие монастыри к тому времени отступили от уставов, данных св. Домиником. Кьяра же в своем монастыре установила суровую дисциплину: монахини одевались в грубую одежду, строго соблюдали посты, исполняли послушания и много молились. Примеру монахини Кьяры стали следовать многие обители.

Ещё одной особенностью монастыря, в котором жила Кьяра, было то, что здесь устроили приют для странников, больных и нищих. Они могли отдохнуть, поесть, получить медицинскую помощь и набраться сил. Некоторые бедные женщины, которым некуда было больше идти, оставались в обители навсегда.

Убийство отца и братьев

Как мы теперь знаем, Екатерина Сиенская очень хорошо знала семью Гамбакорти. В очередной раз Пьетро решил пригласить святую в Пизу, так как она была очень известна и данный визит сделал бы честь дому Гамбакорти. Но святая тогда была сильно больна. Она ответила Пьетро письмом, где его больше всего поразили следующие строки:

«Не откладывайте покаяние, времени мало, и приближается точка смерти, которую мы не замечаем».

Екатерина Сиенская умерла в 1380 году.

А 12 лет спустя сбылось её пророчество...

Тёмные дела Гамбакорти не могли пройти бесследно. Его политика стала некоторым надоедать, а конкуренты в купеческом деле не на шутку обозлились. В Пизе состоялся заговор против Гамбакорти, который возглавил Висконти из Милана, не менее богатый и знатный человек, чем Пьетро Гамбакорти.

Пьетро вместе со своими сыновьями Бенедетто и Лоренцо были убиты нанятыми уголовниками, которые нанесли им множественные ножевые ранения. Пьетро и Бенедетто умерли сразу, а Лоренцо долго мучился от боли, истекая кровью. Так закончилась жизнь Пьетро и его сыновей.

Конечно Кьяре трудно было забыть ту боль, которую причинили ей отец и братья до вступления в монастырь, но она не держала на них зла. Смерть родных очень расстроила монахиню, она не могла себе представить, что их больше нет в живых.

Однако, когда жена и дочери человека, убившего отца и братьев Кьяры, пришли в её монастырь, прося принять их в число сестёр, монахиня не отказала им, а с большой любовью приняла этих женщин в стенах обители.

Переход в Вечность

При жизни монахиню Кьяру сестры обители считали уже святой. Она умерла тихо, немного поболев и достойно приготовившись к переходу в Мир Иной. 17 апреля 1420 года Кьяра Гамбакорти скончалась в возрасте 58 лет. Когда её хоронили, то сестры монастыря вместо заупокойного реквиема запели праздничное песнопение "Gloria". Монахини верили, что их настоятельница в Раю, потому что они знали, какую чистую любовь имела Кьяра к Богу и людям.

Беатификация

Процесс беатификации монахини Кьяры шел достаточно долго. 4 марта 1830 года Папа Пий VIII признал монахиню блаженной и установил её почитание.

Блаженная Мария Манчини

Жизнь этой блаженной - доказательство того, что святость очень мало зависит от внешних обстоятельств. Практически нет такого состояния жизни, которое внутренний дух не мог бы освятить. В блаженной Марии Пизанской мы находим пример служительницы Божьей, которая дважды вышла замуж и имела много детей, прожила несколько лет в этом мире как вдова, а затем поступила в монастырь. Таким образом, блаженная шла к монашеству через многие испытания, которые она перенесла достойно. Поговорим немного подробнее о судьбе этой удивительной женщины...

Детство и семья

Родным городом для блаженной Марии стала Пиза. Будущая монахиня родилась в 1355 году. При крещении она получила имя Каталина. О семье монахини известно немногое. По некоторым предложениям, Каталина принадлежала к богатому пизанскому роду, который имел вес в политических делах города.

Уже с детства родители готовили дочь к выгодному браку, что тогда было повсеместно принято в Италии. Родные уделяли воспитанию дочери много времени, поэтому девушка выросла образованной и скромной.

Каталина была набожным ребенком: всегда с удовольствием ходила на богослужения, любила в тишине молиться и слушать рассказы взрослых о Боге. Но о монашеской жизни Каталина в юности не думала. Она хотела удачно выйти замуж, иметь детей, быть хозяйкой большого дома.

Первое замужество

Первый раз Каталина вышла замуж ещё совсем юной. Её мужем стал Баччо Манчини – очень богатый, влиятельный политик города Пизы. В браке Каталины и Баччо родились двое детей, которые умерли ещё в младенчестве из-за врождённых патологий. Совсем скоро и муж Каталины скончался. Причина смерти Баччо не известна, хотя некоторые историки утверждают, что синьор Манчини умер от болезни, забравшей у него все силы.

После смерти супруга Каталина впервые стала думать о монашеской жизни. Однако родные женщины настояли на втором браке.

Второй брак

Спустя некоторое время после кончины Баччо Манчини в Пизе состоялась пышная свадьба. Синьора Каталина вышла замуж второй раз за Гульельмо Спеццаласте. Второй муж Каталины был так же богатым и знатным человеком. Он активно участвовал в политической жизни города. Второй брак продлился дольше, чем первый. В семье родилось шестеро детей, однако они все умерли ещё младенцами. А за детьми последовал и отец семейства. Он скончался от серьезной болезни. Каталина тяжело пережила смерть двух мужей и восьмерых детей. Теперь богатство и слава совсем не радовали её.

Родители Каталины хотели снова выдать дочь замуж, но молодая женщина наотрез отказалась. Она твердо решила оставить мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Принятие монашества

В возрасте двадцати пяти лет Каталина поступила в доминиканский монастырь Санта-Кроче. Некоторое время она была послушницей, а после приняла монашеский постриг с именем Мария.

В обители монахиня вела очень строгий образ жизни, хотя многие сёстры монастыря отступили от заветов св. Доминика, имея немалую собственность, относясь безответственно к обязанностям и обетам. Тогда Мария стала собирать вокруг себя группу из молодых насельниц, которые пламенно желали служить Богу, строго следуя уставам св. Доминика. Среди этих сестёр оказалась и Кьяра Гамбакорти, о которой говорилось ранее. Мария и Кьяра быстро подружились, хоть и разница в их возрасте была почти 10 лет.

Переселение в новый монастырь

После того, как Пьетро Гамбакорти построил женский доминиканский монастырь, монахини Кьяра и Мария с несколькими сёстрами из Санта-Кроче переселились в новую обитель. Настоятельницей монастыря стала Кьяра, а Мария с радостью помогала ей в управлении монастырём.

В Сан-Доминико сестра Мария усилила свои подвиги ради Христа, хотя монахиней Кьярой и так была установлена строгая дисциплина. Блаженная Мария в новом монастыре сподобилась нескольких чудесных видений.

Милосердие монахини

Сестра Мария была очень милосердной и доброй женщиной. Она была инициатором создания госпиталя при новопостроенном доминиканском монастыре. Сразу же после открытия госпиталя в него потянулись многие больные. Сестры обители ходили по улицам Пизы в те районы, где жили нищие. Монахини на себе переносили несчастных больных и раненых в монастырский госпиталь, где оказывали им медицинскую помощь. Сестра Мария сама перевязывала раны больным, ухаживала за лежачими пациентами, не брезгуя даже теми, кто имел гнойные, дурно пахнущие раны. По свидетельству насельниц обители, монахиня Мария даже могла выпить то вино, которым она обрабатывала раны больным (в те времена раны обрабатывали вином, так как чистый медицинский спирт получать не умели).

Однажды произошел такой случай. Вечером в монастырь постучал тяжелораненый юноша. Несчастный от боли и потери крови еле держался на ногах. В тот момент многие сёстры монастыря были заняты. Поэтому лечением юноши занялась монахиня Мария. Она перевязала несчастному раны, покормила и положила спать в одну из палат госпиталя. Наутро юноша чудесным, необъяснимым образом исчез. Сестры обители были уверены, что монахине Марии в виде раненого юноши явился сам Христос...

Настоятельница монастыря

17 апреля 1420 года скончалась настоятельница обители монахиня Кьяра Гамбакорти. Сестра Мария заменила Кьяру на посту настоятельницы. Монахиня 10 лет мудро и милосердно управляла обителью. Она была великой подвижницей и ревнительницей строгой монашеской дисциплины. Сёстры монастыря очень любили блаженную и во всём ее слушали, просили молитв и наставления.

Блаженная кончина

В январе 1431 года монахиня Мария Манчини тяжело заболела. Долгое управление обителью, многочисленные подвиги и труды забрали много сил у настоятельницы монастыря. Блаженная Мария умерла 22 января 1431 года. По монахине плакали многие горожане Пизы. Тело Марии Манчини было похоронено в церкви обители Сан-Доминико. Сейчас мощи бл. Марии выставлены для поклонения верующим в церкви Санта-Катерина в Пизе, в правой часовне.

Беатификация

Процесс беатификации монахини проходил несколько столетий. Папа Пий IX признал Марию Манчини блаженной. 2 августа 1855 года.

Заключение

Когда читаешь о жизни святых людей далёкого средневековья, часто душу охватывает необыкновенное удивление. В наш век, когда собственная выгода, деньги и богатство важнее многих моральных ценностей, непросто поверить, что когда-то, даже очень давно, жили люди, которые на первое место ставили служение Богу и любовь к ближнему. Однако в средневековье хватало корысти, зависти, сребролюбия и жестокости. Этих и других пороков было не меньше, чем в наши дни, хотя внешне многие хотели казаться религиозными людьми. Но даже в таком обществе находились чистые души, которым некомфортно было жить во грехе, и эти люди впоследствии совершали подвиги, становились святыми, хотя путь к Раю всегда был непростым. Примером может служить подвижническая жизнь блаженных Кьяры Гамбакорти и Марии Манчини.

Возможно, среди греха современного мира и сейчас существуют такие сильные личности, которые умеют искренне любить Господа и ближних, надеяться на лучшее и верить в Бога. Наверное, именно на этих скромных, кротких и чистых людях до сих пор держится мир!!!

No Comment

Отправить комментарий