Вспоминаем блаженных Иснарда из Кьямпо, пресвитера и Сибиллину Бискосси, деву
Блаженные города Павии
Павия... Прекрасный город на севере солнечной Италии. Он прославлен плодородием почв, ведь именно здесь выращивают редкие сорта винограда, производят вино и вкуснейшие молочные продукты. Павия славится не только своим процветающим сельским хозяйством, но и богатой историей. Этот город был основан ещё в V веке знаменитым деятелем Римской Империи Плинием Старшим. Немало пришлось пережить Павии радостных и печальных событий... Однако жителям города во всех благих начинаниях помогала Пресвятая Богородица. После принятия горожанами христианства и до наших дней Дева Мария считается небесной покровительницей Павии. Даже этот факт подчеркивает необычайную религиозность жителей города, что благоприятно сказалась на его истории.
Можно так же немало говорить о людях, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города. В этой статье мы расскажем о доминиканских монахах средневековья, стоявших у самого истока основания Ордена Проповедников, и много потрудившихся ради спасения душ христиан Павии. Именно они своей любовью, молитвами, проповедями, служением Богу многое изменили в сознании граждан города...
Блаженный Иснардо из Кьямпо
Недалеко от Венеции в провинции Виченцо находится небольшой городок Кьямпо. Даже в наши дни здесь проживает не более, чем 12500 человек. Гостей этого города часто поражает скромная красота его улиц, старинных домиков и церквей. Но ещё больше захватывает туристов интереснейшая история Кьямпо, которая хранит память о великих деятелях, родившихся и живших здесь. В тени многих богатых и знатных исторических личностей можно заменить фигуру простого доминиканского монаха, искреннего проповедника, посвятившего свою жизнь Богу. Звали этого монаха фра Иснардо...
Начало жизненного пути
К сожалению, история не сохранила данные, в каком году родился блаженный Иснардо. Однако известно, что он был рожден в городе Кьямпо.
Некоторые исследователи утверждают, что Иснардо происходил из благородного дома Нарди, который в XIII веке был известен своим богатством во всей Италии. В то же время другие историки считают, что Иснардо родился от бедных жителей Кьямпо.
Детство будущего монаха прошло в родном городе. Возможно, здесь же он получил начальное образование.
Вся жизнь юного Иснардо могла пройти в тихом городке Кьямпо, если бы он не подружился с человеком, который изменил его судьбу...
Друг от Бога
Случилось так, что молодой Иснардо по неотложным делам должен был поехать в Болонью. В то время Болонья была одним из крупнейших торговых центров Италии, городом учебы, науки и искусства, поэтому многие молодые люди разных регионов страны стремились побывать там. В Болонье Иснардо познакомился с богатым дворянином Гуала де Рониис, который родился и долго прожил в провинции Бергамо, получил хорошее образование и имел неплохое наследство от родителей. Между Гуала и Иснардо скорее всего была значительная разница в возрасте, однако это не помешало им подружится, найти общие интересы. Гуала де Рониис рассказал Иснардо, что в Болоньи проповедует удивительный монах, который говорит о Христе, об истинной любви и чести, и слова его навсегда остаются в глубине души, поражая её своей силой, будто жаркий огонь. Конечно молодому человеку очень захотелось увидеть этого необычного монаха и послушать его проповеди. Гуала согласился пойти вместе с Иснардо на проповедь. Скорее всего уже стало понятно, что проповедовал в тот день никто иной, как святой Доминик. Слова монаха навсегда оставили глубокий след в сознании Иснардо, жизнь юноши сильно изменилась, и с каждым днём он все ближе подходил к мысли об отречении от мира и принятии пострига.
Монашество
Когда душа Иснардо утвердилась в желании оставить мир, он вместе со своим другом Гуала де Рониис пришел к св. Доминику, смиренно прося принятия в Орден. Проповедник с радостью исполнил просьбу друзей. Это произошло в 1218 году. По свидетельству историков, Иснардо и Гуала почти год были послушниками в монастыре города Болоньи. Только в 1219 друзья приняли монашеский постриг, принеся торжественные обеты Богу. Спустя некоторое время Иснардо и Гуала сподобились и священного сана.
Духовное образование
После принятия монашества жизненные пути Иснардо и Гуала стали расходиться. В конечном итоге фра Гуала стал епископом Брешии, а брат Иснардо всю жизнь посвятил проповеди слова Божьего в облачении простого монаха. Но не будем забегать вперёд. Прежде чем стать проповедником, фра Иснардо нужно было преобрести духовные образование, которое он сначала получал в Болонье. Позже монах был отправлен учиться в Милан. Фактически 10 лет Иснардо провел в путешествиях между Болоньей и Миланом, получая в этих городах образование. Считается, что большую часть этого времени монах прожил в монастыре Сан-Эусторджо в Милане. Старания брата Иснардо оказались не напрасны. Он стал замечательным проповедником, слава о котором быстро разлеталась по Италии так, что проповеди монаха приходили послушать огромное количество людей из разных городов. В то же время фра Иснардо не возгордился своим красноречием и познаниями в области богословия. Он считал себя недостойным рабом Божьим, которого Господь сподобил проповедовать Истину, чтоб отвратить души людей от греха.
Брат Иснардо вел аскетический образ жизни: одежда его была из грубой ткани, сильно поношенная, он часто ходил босой, строго постился и проводил много времени в молитве, всей душой стараясь угодить Богу.
Переезд в Павию
В 1231 году брат Иснардо был приглашён епископом Родобальдо Чиполла в город Павию, чтоб основать монастырь. Этот город стал местом великих дел монаха Иснардо и его последним пристанищем. Строительство нового монастыря на берегу реки Тесино продвигалось достаточно медленно, так как Орден проповедников в те годы только шел к своему величию и не насчитывал большое количество монахов. Однако фра Иснардо проявлял большое усердие в деле строительства монастыря, который он назвал в честь Пресвятой Богородицы — Санта-Мария из Назарета, подчёркивая тем самым искренние почитание Девы Марии. Благодаря небесному заступничеству Пресвятой Владычицы строительство монастыря завершилось спустя несколько лет, и обитель наполнилась многочисленными насельниками.
Милосердие против насмешек
Вообще жизнь фра Иснардо была очень непростой, полной боли, поношений и насмешек из-за одного нелепого факта: монах обладал крепким телосложением, был достаточно полным человеком. Такая неприятность брата Иснардо постигла конечно не из-за того, что он не соблюдал посты или предавался чревоугодию. Напротив, Иснардо постился очень строго и даже не в пост он ел достаточно мало, чтоб только подкрепить свои силы. Безусловно, бедный монах страдал нарушением обмена веществ или гормональным сбоем. Однако люди в те времена воспринимали полноту, как следствие переедания и своими жестокими шутками часто больно обижали несчастного монаха. Но Иснардо не злился на своих обидчиков, а только молился за них, проявляя к неразумным свое милосердие...
Чудеса блаженного Иснардо
Однажды фра Иснардо проходил по улице Павии, спеша по важным делам. За ним увязался какой-то человек, который в процессе разговора стал шутить над телосложением монаха, доходя до серьезных оскорблений. Но блаженный не обращал внимания на жестокость своего попутчика. И вот на краю дороги собеседники увидели хромого человека, который просил милостыню. Монах присел рядом с несчастным, расспросил о его болезни. Оказалось, что тот человек уже долгое время не мог ходить, и только добрые люди помогали ему перемещаться на небольшие расстояния. Тогда фра Иснардо, сжалившись над больным, встал на колени, искренне помолился Богу об исцелении несчастного. И чудо произошло!!! Хромой поднялся на ноги и стал ходить, не испытывая боли и слабости в ногах. Это чудо увидел обидчик блаженного, который образумился и стал просить у Иснардо прощения за насмешки. Конечно же незлобивый монах простил своего обидчика...
Но второе чудо, произошедшие во время земной жизни брата Иснардо, показало, как низко перед Богом обижать и оскорблять кого-либо, особенно монахов и священников.
В один день брат Иснардо проповедовал в Павии, и его пришли послушать многие горожане. Когда же монах говорил Слово Божье, один легкомысленный человек, который во время проповеди сидел на высокой деревянной бочке, с насмешкой сказал ему: «Как я могу поверить в святость такого толстого китообразного человека, как фра Иснардо? Я больше сейчас могу поверить, что эта бочка может прыгнуть и сломать мне ногу."В конце дерзкой фразы глупого шутника бочка, на которой он сидел, начала подпрыгивать, как будто её двигала невидимая сила. Испуганный мужчина от необъяснимых подпрыгиваний бочки упал с высоты на землю, при этом получив перелом ноги. Это событие навсегда вразумило дерзкого оскорбителя, который стал с того момента более избирателен в своих словах.
Проповедь среди еретиков
В XIII веке на севере Италии распространялось влияние еретиков, которые очень хотели привлечь к себе как можно больше христиан. Блаженный Иснардо участвовал в достойной борьбе за души людей, многих отвратив от ереси. С каждым днём растущий успех проповедей монаха привел к тому, что его враги-еретики вначали стали высмеивать его, потом угрожать проповеднику расправой. Так же они сделали попытку опорочить репутацию фра Иснардо, тем самым заставив его прекратить проповедовать. Но монах был неприклонен, ничто не могло его испугать. Часто во время проповеди он призывал Пресвятую Богородицу с просьбой защитить верующих от нападок еретиков.
Слава о красноречивом проповеднике распространилась не только в Италии, но и во Франции. Священники из итальянских и французских городов просили монаха прийти с проповедью, чтоб обратить души людей от еретических взглядов. По историческим данным, фра Иснардо проповедовал в таких городах, как Алессандрия, Пескьера-дель-Гарда, Верона и Брешия, где его друг, Гуала де Рониис, к тому времени был уже епископом.
Кончина блаженного
В марте 1244 года Иснардо постигла тяжёлая болезнь, от которой он так и не смог оправиться. На фоне имеющихся патологий болезнь стала развиваться очень быстро, так что проповедник увядал на глазах. Блаженный скончался 19 марта 1244 года. О нем рыдал весь город, особенно же те монахи-доминиканцы, которые собрались в новооснованный монастырь города Павии и много лет жили под руководством фра Иснардо. Проповедник был похоронен в церкви при основанном им доминиканском монастыре города Павии.
Почитание после смерти
До конца восемнадцатого века могила блаженного была очень посещаема христианами. Особенно горячее почитание монаха распространилось среди заключённых, которые, обретя свободу молитвами блаженного, в благодарность за освобождение оставляли на могиле проповедника тюремные цепи, которыми они были раньше закованы. Небесным заступничеством перед Богом блаженный после смерти исцелил нескольких больных, в том числе тяжело больную монахиню доминиканского ордена. Останки фра Иснардо в настоящее время покоятся в базилике Святых Гервазио и Протасио в Павии.
Беатификация
Процесс беатификации монаха Иснардо продолжался несколько столетий. В конце концов проповедник был признан блаженным только 12 марта 1919 года Папой Бенедиктом XV.
Не только блаженный Иснардо со своими братьями-монахами из доминиканского монастыря много потрудился ради Христа в Павии. Среди блаженных, оставивших свой след в истории города, можно так же выделить праведную жизнь Сибиллины Бискосси. Судьба этой женщины - пример непростого, тернистого, полного скорбей и лишений пути к Раю, которого Сибиллина несомненно достигла в конце своей земной жизни.
Блаженная Сибиллина Бискосси
Ранние годы жизни
Блаженная Сибиллина Бискосси родилась около 1287 года в очень богатой, известной и в то же время глубоко религиозной семье. Родным городом для будущей монахини стала Павия.
Родители блаженной, Умберто Бискосси и Оноре де Вецци, уделяли много времени воспитанию, обучению и религиозному просвещению своей дочери. Сибиллина пламенно любила своих отца и мать и не думала, что совсем ещё ребёнком останется круглой сиротой.
Не известно, почему родители будущей монахини так скоропостижно скончались. Возможно, причиной этого послужила какая-то болезнь. Сибиллину взяли на воспитание сердобольные соседи, жившие рядом с её домом. Они пытались вернуть девочке жизнерадостный нрав, которым она обладала раньше, но Сибиллина никогда уже не стала прежней. После смерти родителей она много времени проводила в молитве, была молчалива, задумчива и только в Боге девочка черпала утешение в её скорби.
Духовное зрение и телесная слепота
В 12 лет юную Сибиллину постигло ещё одно несчастье: девочка полностью ослепла. Болезнь пришла к ней так внезапно, что Сибиллина какое-то время не могла смириться с этой тяжкой ношей. Врачи и лекарства девочке не смогли помочь, хотя были приложены немалые усилия. Причина внезапной потери зрения так же не была установлена. Возможно, девочка где-то сильно ударилась затылком или же слепоте предшествовала ещё какая-то болезнь.
Будучи совершенно слепой, Сибиллина продолжала с помощью родных и соседей ходить в церковь на богослужения и не переставала постоянно молиться. Конечно же Сибиллина в конце концов приняла слепоту как волю божию и смирилась с этим недугом. Однако девочка продолжала искренне просить Господа об исцелении её от болезни, так как Сибиллина очень хотела посвятить себя Богу, а служение Всевышнему девочка не представляла в состоянии полной телесной слепоты.
Чудесное видение
Однажды Сибиллина, запершись в своей комнате, искренне молила Бога о даровании ей здоровья, возвращении зрения. И вот слепой девушке престало чудесное видение: ей явился св. Доминик, который к тому времени уже перешёл в Вечность, в небесной славе. Святой поддержал несчастную Сибиллину и показал ей такой прекрасный, непередаваемый словами свет Рая, что девушке это видение запомнилось на всю оставшуюся жизнь.
«В вечности, дорогая дочь, - сказал святой в конце видения, - тебе придется пережить тьму, чтобы потом наслаждаться вечным светом».
Проповедник благословил девушку, и видение закончилось.
После этого события Сибиллина больше не стремилась увидеть земной свет, потому что она сподобилась видеть свет Неба. Она перестала просить Бога об исцелении от слепоты, полностью подчинившись воле Всевышнего.
Монашеский путь
Желание посвятить себя служению Богу ещё более утвердилось в душе Сибиллины после чудесного видения, и к пятнадцати годам девушка решила стать монахиней. Сибиллина очень хотела принадлежать к доминиканскому Ордену, ведь именно св. Доминик поддержал и утешил её в видении.
Девушка приняла постриг в монастыре своего родного города Павии. Сибиллина облачилась в одежду доминиканских монахов и навсегда отреклась от мирской суеты.
Маленькая келья и великие подвиги
В XIV веке во многих городах Италии ещё не было женских доминиканских монастырей, так как Орден проповедников только начинал своё существование. Город Павия не был исключением. Юная Сибиллина хоть и стала считаться членом Ордена, но женского монастыря, где бы она могла подвизаться, в Павии не было. Поэтому девушка поселилась в маленькой, тесной келье рядом с церковью, которая принадлежала доминиканцам. Из этой кельи Сибиллина не выходила 67 лет, проведя их в молитве и аскетических подвигах. Добрые люди приносили монахини каждую неделю немного еды, передавая её через маленькое окошко. Только таким образом блаженная поддерживала связь с внешним миром, посвятив себя подвигу затворничества.
Необыкновенное мужество
Многим кажется, что подвиг затворничества для святых людей был легче, чем, например, подвиг мученичества за Христа. Но даже на примере жизни бл. Сибиллины можно видеть, как непросто было таким образом служить Богу.
В маленькой, тесной комнатке Сибиллина жила совсем одна, долго её мучило одиночество, потому что человек - существо социальное и всегда нуждается в общении с окружающими. Правда в начале монашеского пути с Сибиллиной в тесной келье жила ещё одна девушка, желавшая посвятить себя Богу. Однако вскоре та девушка скончалась, оставив Сибиллину одну.
Спустя несколько лет такого подвига Сибиллина стала легко переносить одиночество, углубившись в общение с Господом, Который сподобил монахиню многих видений.
Голод, жажда, в лютую зиму – холод часто испытывали терпение Сибиллины в затворе. Монахиня спала на жёсткой скамье и в любую пору года носила одну и ту же одежду.
Ко всему прочему мы помним, что Сибиллина была совершено слепой и жила практически на ощупь. Однако ради Христа блаженная была готова на всё, даже на такие великие подвиги.
Наставница душ человеческих
Через несколько лет затворничества монахини в маленькой келье о её благочестивой жизни стала распространяться молва по родному городу Сибиллины Павии. Многие люди стали приходить к ней, чтоб получить совет и попросить о молитвенной поддержке. Монахиня всех принимала с большой любовью. Сохранилось предание, как Сибиллина своими молитвами помогла женщине, которая долгое время не могла спать из-за ночных страхов, долго мучивших её. Блаженная совершала и другие чудеса.
Однажды местный священник проходил под окном монахини. Он спешил причастить тяжело больного человека, жившего неподалеку. В руках священник нёс Святые Дары. Сибиллина поприветствовала священника и сказала ему, что Святые Дары, который он несёт, не освящены. Священник вернулся в церковь и понял, что взял Святую Гостию не из того сосуда. Это чудо демонстрирует без тени сомнения святость Сибиллины.
Блаженная никогда подробно не изучала Священное Писание, так как до слепоты она была совсем юной, а после потери зрения она просто не имела возможности читать. Но познания в области Священного Писания, которые имела монахиня, поражали многих. Все приходящие к Сибиллине верили, что Сам Бог просветил её великой мудростью. К монахине приходили разрешать религиозные споры даже очень уважаемые учёные, получившие духовное образование.
Переход в Вечность
Господь заранее известил блаженную о дне и часе ее кончины. Сибиллина заранее стала готовиться к смерти, которую она встретила с большой радостью.
Монахиня скончалась 19 марта 1367 года в возрасте 80 лет. Вокруг ее постели собрались множество людей, в том числе и знаменитых деятелей Доминиканского Ордена, которые пришли проводить Сибиллину в последний путь.
Тело блаженной было похоронено в соборе Санта-Мария-Нуова города Павии, где оно почивает до наших дней.
Беатификация
Процесс беатификации монахини Сибиллины, как и в случае с блаженным Иснардо из Кьямпо, продолжался несколько столетий. Наконец, Папа Пий IX 17 августа 1854 года официально признал монахиню блаженной и установил её почитание.
Заключение
Казалось бы в чем можно найти сходство между жизнью блаженного Иснардо и монахини Сибиллины, кроме того, что они долгие годы прожили в Павии, совершая там свои подвиги ради Христа и то в разное время? Путь Иснардо и Сибиллины – это пример необыкновенного мужества и стойкости в совершаемом деле. Бл. Иснардо много пострадал от нападений еретиков, да и его болезнь, придавшая монаху мощное телосложение, породила немало оскорблений и насмешек со стороны неразумных людей. Но эти обстоятельства не остановили монаха: он продолжал проповедовать, благоукрашать монастырь, помогать людям. Монахиня Сибиллина рано потеряла родителей, с двенадцати лет осталась совершенно слепой. Однако Сибиллина несмотря ни на что всю свою жизнь посвятила служению Господу, возлюбила Его всем сердцем.
Из примера подвигов этих людей мы видим, что никакие страдания не могут отвратить настоящего Христианина от Бога по словам апостола Павла: «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»...
Отправить комментарий