Вспоминаем бл. Христофора Медиоланского, пресвитера
Блаженный Христофор принял доминиканское облачение в монастыре Сан-Эусторджо в Милане примерно в конце XIV века.
Чтобы утолить свою жажду святости, он глубоко пил из двух источников святости – покаяния и молитвы, очищающих как длительными постами, так и суровым воздержанием. К этим средствам достижения святости он добавил очень строгое соблюдение обета бедности, который он принес при вступлении в Орден, также постоянную практику смирения и его порождение – девственное целомудрие. Невозмутимое терпение и испытанное благоразумие в сочетании со всеми христианскими добродетелями и монашеским совершенством сделали его поистине святым человеком. Ко всем этим приобретенным добродетелям следует прибавить проницательный ум и легкое понимание прочитанного, а также многие другие природные таланты незаурядного порядка. Сильный в словах и делах, блаженный Христофор уже вскоре после своего рукоположения стал широко известен, и слава о нем распространилась по всей северной Италии. Он был апостольским проповедником и своими проповедями обращал многих грешников, и, куда бы он ни пошел, производил там глубокие нравственные перемены. Ни трудности, ни усталость не могли устрашить его. Посланник Божьего милосердия, он всегда был готов немедленно отправиться в путь, когда его призывали к любым трудам ради спасения душ. Трудности путешествия, гораздо более серьезные в те дни, чем ныне, не могли помешать ему, даже когда ему приходилось проходить через дикие местности, где дорог было мало, а опасности подстерегали на каждом шагу.
Монастырь Сан-Доменико и церковь Санта-Мария-Мизерикордиарум в Тадже
Он благовествовал во многих регионах Италии, но особенно в Лигурии. В 1406 году он отправился проповедовать в Таджу, где его успех был даже большим, чем обычно. Жители были настолько очарованы его святостью и проповедью, что решили построить для него церковь и монастырь. Здания были быстро воздвигнуты и посвящены Пресвятой Деве Марии, под титулом Матери Милосердия, а место, в котором они были построены, было указано ему в видении. Вскоре граждане Таджи начали заметное меняться в лучшую сторону, и многие из наиболее выдающихся горожан, попрощавшись с радостями жизни, вступили в Доминиканский Орден, чтобы под его руководством добиться реального прогресса на пути истинного совершенства.
Бог наделил его даром пророчества. Однажды он увидел людей, танцующих на площади в Кастеллано (городок в регионе Трентино). «Я вижу, - сказал он, - что теперь вы весело танцуете, но погибель ваша не за горами, и радость ваша вскоре сменится печалью». И действительно, страшная чума унесла большую часть населения города всего через несколько лет. Он предсказал, что город Триора (в Лигурии) будет сожжен, что и произошло, когда в Италию вторглись французы. Они отдали город на разграбление, подожгли его и превратили в пепел. Вскоре после его смерти настал предсказанный им голод. Жителям Таджи он предсказал, что они убегут из города, хотя их и не будут преследовать, и что река, протекающая через город, выйдет из берегов и уничтожит их сады. Когда же они отнеслись к этому с недоверием, он сказал: «Вы сами увидите это и многие другие несчастья, о которых я вам сейчас говорю». Оба эти предсказания сбылись с точностью до йоты. Примерно за семь лет до того, как он это сказал, Константинополь пал, захваченный турками. Вторжение грозило также Италии. Но так как опасность казалась далекой, ничего не было сделано для того, чтобы ее предотвратить.
Мемориальная доска на стенах набережной Отранто
В 1480 году, через двадцать лет после того, как блаженный Христофор произнес это пророчество, у итальянского побережья появился турецкий флот, и не встретив сопротивления, высадил войска в Отранто. Двенадцать тысяч христиан были убиты или взяты в плен, также убиты были все священники. Отец-доминиканец из Отранто проповедовал с амвона, когда турки вошли в город. Он продолжал свою проповедь. Ворвавшиеся в церковь турки, приказали ему спуститься, и когда он отказался, его разрубили надвое. Он умер, произнося: «Святая вера! Святая вера, святая вера!». Италия содрогнулась от страха при известии об этом вторжении. Таджа, как и многие другие города, опустела, и таким образом сбылась первая часть предсказания блаженного Христофора. Наводнение также произошло, как он предсказал. Соседние горы частично осыпались. Огромные камни скатывались по их склонам и, падая в реку, заставили воду выйти из берегов и затопить равнины, вызывая серьезные разрушения. Прекрасная некогда долина превратилась в печальную картину запустения: дома, превратившиеся в руины, поваленные деревья в садах, разрушенные городские стены.
Трапезная монастыря в Тадже
Святая жизнь блаженного Христофора и его горячая проповедь оказали удивительное влияние на сердца и чувства людей. Но, как осторожно сообщают нам его биографы, причиной его большого успеха стала основательность его учения. Его проповеди были полны догм, и о нем можно с уверенностью сказать, что он кормил людей хлебом жизни и возвещал им чистое слово Божие. Когда он был настоятелем в Таджи, он распорядился, чтобы все отцы из монастыря каждый день изучали Святое Писание, а также читали творения Отцов Церкви, а особенно – ангельского доктора Фомы Аквинского, вместо того, чтобы тратить свое время на чтение работ популярных авторов, чтобы их проповеди, как и его собственные, были полны здравого учения, и чтобы эти проповеди убеждали и умы, и сердца людей. Он очень возмущался теми проповедниками своего времени, которые пренебрегая Евангелием и Святым Писанием, проповедовали свои новомодные представления. Образцом в этом отношении служили его собственные проповеди, полные слов Святого Писания и цитат из святого Фомы Аквинского и Отцов Церкви. Это было связано, главным образом, с тем, что он постоянно изучал Catena Aurea - «Золотую цепь», составленную святым Фомой, и содержащей избранные отрывки из греческих и латинских Отцов.
Он сам составил четыре больших тома проповедей, которые сохранились в монастырской библиотеке. Первый и второй тома содержали проповеди на все воскресенья и праздничные дни года (De tempore), третий том содержал проповеди на праздники Святых (De sanctis), в то время как четвертый том являлся собранием выдержек из творений Отцов.
Таджа, реликвии бл. Христофора
В 1484 году он отправился читать проповеди во время Великого Поста в город Пинья, близ Вентимильи. Там он заболел, и, чувствуя, что смерть его близка, попросил немедленно доставить его в Таджу, чтобы умереть в окружении своих дорогих собратьев по Ордену. Настигнутый жестокой бурей, он прибыл в монастырь промокшим до нитки. Приор тотчас же уделил ему последние таинства, и вскоре после этого он отдал свою святую душу в руки своего Творца. Чудеса прославляли память о нем, и с тех пор его всегда почитали как святого. Однако он не был причислен к лику блаженных до 1875 года.
Он до конца был верен обетам, принесенным во время крещения, Христос царствовал в его сердце, а Его имя всегда было на его устах, Он жил во всех его делах. И, будучи для нас примером на земле, он теперь заступается за нас перед Христом на небесах.
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)
В церковном календаре память его совершается 1 марта, а в Ордене 20 февраля.
Молитва
Боже, Ты соделал блаженного Христофора верным провозвестником Твоего слова среди народов и усердным служителем Твоей благодати. Просим Тебя, соделай, чтобы благодаря его заслугам и примеру мы в полноте используя свой ум и сердце могли нести другим людям Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий