Вспоминаем бл. Альваро Кордовского, пресвитера
Историки Доминиканского Ордена расходятся во мнениях относительно места, где родился блаженный Альварес, в Лиссабоне или в Кордове, в которой он провел большую часть своей жизни. Однако все утверждают, что он происходил из знатного рода. В 1368 году он вступил в Орден в монастыре Святого Павла в Кордове. Освятив себя во время послушничества покаянием и молитвой, он начал свое служение с удивительным успехом и вскоре обратил от злой жизни множество грешников. Он проповедовал Евангелие в Андалусии в то время, когда великий доминиканский проповедник и чудотворец святой Викентий Ферреро трудился в Кастилии. Из Испании блаженный Альварес отправился в Италию, где проповедовал с таким же успехом, как и на родине.
Затем мы слышим о его пребывании в Палестине, занятым тем же трудом по обращению грешников. Его глубокая преданность Страстям Божественного Господа побудила его надолго остаться в Святой Земле. Его любовь к проповеди нашла широкое распространение в Палестине, населенной турками, раскольниками и плохими католиками со всех стран. И печаль его сердца при виде стольких грехов на самом месте искупления человечества заставила его проливать горькие слезы печали и негодования. В 1405 году он вернулся в Испанию, как раз накануне войны с маврами. Мавританский король Гранады отказался платить дань королю Кастилии, с которым он был связан старинными договорами, и, насильственно овладев городом Аямонте, усердно готовился к новым завоеваниям. Дон Энрике III, король Кастилии, тщетно протестовал против нарушения договоров и не мог получить удовлетворения.
Блаженный Альварес странствовал с проповедями покаяния и старался внушить народу, что победа христиан над маврами зависит от перемены их нравов. Слава о его святости, красноречии и патриотизме произвела живое впечатление на души людей, и в скором времени в Андалусии произошли поистине удивительные перемены. Он постоянно напоминал им, что, когда испанский народ был верен Богу и религиозному долгу, он всегда побеждал своих врагов. Но Бог предал их ужасам войны, голода и позорного ига их врагов тогда, когда они предались удовлетворению своих страстей, презирая учения своей святой религии.
Дон Энрике, оказавшись вынужденным вступить в войну с маврами, созвал кортесы в Толедо, чтобы посоветоваться с вельможами своего королевства о наилучших средствах для ее успешного проведения. В ответ на его призыв они собрались в Толедо со всех концов и в большом количестве. Но они прибыли только для того, чтобы справить его похороны, так как молодой король умер на Рождество 1406 года.
Королева Екатерина Ланкастерская
Его смерть подвергла королевство опасности со стороны внешних врагов и внутренних фракций. Гранды попытались короновать брата покойного короля, дона Фернандо, в обход молодого принца Хуана, сына дона Энрике. Королева Екатерина, вдова, покойного короля, умоляла блаженного Альвареса прийти ей на помощь, чтобы отстоять права ее сына и тем самым обеспечить мир в королевстве. Он согласился с ее желаниями и употребил весь свой замечательный дар убеждения, чтобы внушить вельможам единственное желание – обеспечить благо королевства, и в то же время внушить королеве дух умеренности. Бог благословил его усилия. Принц-младенец, дон Хуан II, был провозглашен королем Кастилии, а регентство разделено между королевой Екатериной и доном Фернандо. Блаженный Альварес стал духовником и советником королевы и в этом двойном служении оправдал себя со всеобщим удовлетворением. А когда молодой принц стал достаточно взрослым, чтобы получать советы, он приложил все усилия, чтобы привить ему твердые принципы религии, нравственности и справедливости, и научить его быть истинным отцом для своего народа, а также сторонником и защитником Церкви.
Как только в Кастилии воцарился мир, началась война с маврами, увенчавшаяся успехом. Все города, захваченные маврами, были возвращены, и губительная сила мусульман была успешно остановлена.
Блаженный Альварес также произвел великую реформу нравственности королевского двора и придворных. Его святая и самоотверженная жизнь была молчаливым уроком для тех вельмож, которые, как это обычно бывает при королевских дворах, любили удовольствия этой жизни и пышность земной власти больше, чем Бога. Уважая его за его подлинные и непритворные добродетели, они вскоре научились обуздывать свою непомерную гордыню и практиковать все добродетели истинных христиан. Но мир в королевстве снова был нарушен, и на этот раз блаженный Альварес был бессилен предотвратить возникшие раздоры. Регентство было разделено: Старая Кастилия осталась за королевой, в то время как дон Фернандо взял на себя ответственность за Новую Кастилию. Теперь Альварес почувствовал себя более свободнее, чем прежде. Он больше не был обременен обязанностью находится при дворе и получил возможность возобновить свое апостольское служение, которое так на долго прервалось. Он отправился проповедовать и посетил все уголки Старой Кастилии и Леона, всюду ревностно трудясь ради спасения душ.
Через три года после разделения регентства дон Фернандо стал королем Арагона, а королева Екатерина получила единоличное регентство в Кастилии.
Она усердно просила блаженного Альвареса помочь ей в управлении страной своими мудрыми советами, но он умолял ее предоставить ему полную свободу заниматься своим святым служением. Уже давно он вынашивал идею основать общину, соблюдающую первичный устав Доминиканского Ордена. Если бы он только захотел, он бы смог построить великолепный монастырь, и обустроить его всем необходимым, так как и королева, и кастильская знать были готовы снабдить его всеми необходимыми средствами. Но, как истинный ученик святого Доминика, он предпочел жить в самой строгой бедности, и пожелал построить монастырь, таким, каким бы построил его сам святой Доминик. Желая сделать его настоящим домом для молитвы, уединения и обучения, он выбрал уединенное место, достаточно далеко от людских жилищ, чтобы его не беспокоили, и в то же время достаточно близко к большому городу, чтобы исполнять доминиканское призвание проповедовать. Выбранное им место находилось на горе в нескольких милях от Кордовы. Он назвал его Scala Coeli, то есть «Небесная лестница», чтобы напомнить тем, кто в нем обитает, что Небеса должны быть единственным желание их сердец, и что все их занятия и монашеские обязанности должны быть лишь средством достижения этого вечного блаженства.
Новый монастырь вскоре был заполнен. Многие отцы приезжали к нему со всех концов Испании, желая быть наученными им тайнам совершенства. Все они были наполнены его духом, и Scala Coeli вскоре прославилась как семинария святости, учености и благочестия. Святые миссионеры, которых она выпускала, много сделали для чести и славы Божьей и обращения грешников.
Возможно, самой важной услугой, которую оказал Церкви этот монастырь, была роль его отцов в восстановлении народа в повиновении власти законного папы. Сражаясь с антипапой Петром де Луна (Бенедиктом XIII), блаженный Альварес знал, что ему придется столкнуться с влиянием многих сильных мира сего, и что против него будут использованы власть и деньги. Он предвидел трудности, с которым ему и его новой общине придется столкнуться, и все же он не дрогнул, так как понял, что это – его долг. Святой Викентий Ферреро, его собрат-доминиканец, отступив от повиновения Петру де Луна, заставил короля Арагона подчиниться постановлениям Констанцского Собора и власти Мартина V, избранного отцами этого собора. Блаженный Альварес, воодушевленный той же ревностью о мире в Церкви, решил повести кастильский двор путем короля Арагона. Все было против него. Страсти, интриги, предрассудки, интересы, гранды – все это поначалу встало на сторону антипапы.
Королева Екатерина Кастильская отправила послов на Констанцкий собор и, согласившись оставить Петра де Луна, отправила второе посольство епископов, которое устранило последнее препятствие на пути к миру в Церкви.
Королева умерла вскоре после этого счастливого события (2 июня 1418). Таким образом, влияние, которое блаженный Альварес всегда имел на королеву, его горячие молитвы, посты и непрестанные проповеди привели Кастильское Королевство к признанию истинного наместника Христа.
А блаженный Альварес, после этого счастливого события, вместо того чтобы отправиться на покой, который он заслужил своими трудами и преклонным возрастом, снова с новым рвением приступил к делу проповеди. Катехизировать, наставлять бедных и невежественных, исцелять больных, утешать страждущих, бороться с суевериями, примирять враждующих – таковы были святые занятия, которым он снова предался и которые продолжал до конца своей жизни. И к этим, и без того достаточно тяжким трудам он прибавлял много суровых покаяний и проводил много часов в молитве. Проведя целый день проповедуя и уделяя таинства в горах Андалусии, он вернулся в свой любимый монастырь Scala Coeli, где провел почти всю ночь в молитве у подножия алтаря, неустанно стуча в дверь Божьего Милосердия, чтобы получить новую благодать, которая позволила бы ему продолжить служение. Одетый во власяницу, с железной цепью вокруг чресл, он подчинил свое тело закону духа и одержал постоянную победу над всеми своими страстями. И по мере того, как возрастали его возраст и труды, он удлинял свои ночные бдения, а его посты становились все более частыми и суровыми. Он стер из своей памяти свое высокое положение и наслаждался служением самым низшим членам общества. Он и его братья жили, собирая милостыню. Ему доставляло удовольствие выходить на улицу и просить подаяние. Часто он выходил на большую площадь Кордовы, где собирались для торговли купцы, обращался к ним и заканчивал свою речь такими словами: «Мои дорогие братья, бедные монахи святого Доминика в горах вверяют себя вашему милосердию», и ему всегда удавалось добиться успеха.
Иногда Бог допускал, чтобы община была доведена до крайней нужды, чтобы показать, как дорогие Ему добродетели Его слуги Альвареса. Однажды в монастыре не осталось ни крошки хлеба, ни какой бы то ни было иной пищи. Эконом подошел к приору и сказал ему, что есть только листья салата, оставшиеся от вчерашней вечерней трапезы. Блаженный Альварес увещевал отцов и братьев уповать на Бога и идти в трапезную, когда прозвучит обеденный колокол, хотя подавать на стол было нечего. Когда пришло время обеда, он как обычно благословил стол, а затем стал молить Бога, чтобы Он сжалился над своими слугами, доведенными до столь великой нужды. Когда он молился, зазвонил монастырский колокол. Привратник отправился к воротам и увидел там человека с мулом, нагруженным провизией: хлебом, вином, рыбой и всякой пищей. Он побежал сказать об этом приору, который велел ему поблагодарить своего благодетеля, но, когда брат вернулся, тот ушел, и они так и не смогли узнать, кто же послал им пищу.
При строительстве монастыря Scala Coeli несколько раз возникали проблемы с материалами. Блаженный Альварес начал молиться, и ночью послышался сильный шум, как будто тесали камни и пилили дерево. А утром материалы были найдены на земле, приготовленные для строительства, но кто их туда положил, или откуда они взялись, так и не выяснили.
Однажды, когда блаженный Альварес шел по главной улице Кордовы, возвращаясь домой после проповеди, он увидел бедняка, покрытого язвами, который находился при смерти. Он накрыл его плащом и на плечах понес в монастырь. Когда он проходил через обитель, один из отцов спросил его, какую ношу он несет. Он же ответил: «Это бедный умирающий человек, которого я нашел на улице, покинутого всеми. Я принес его сюда, чтобы позаботится о нем. Мое сердце не позволило мне оставить его там в таком состоянии». Он положил свою ношу на пол и открыл ее, и вот, они увидели не человека, а фигуру Христа на кресте. Впоследствии это распятие повесили в одной из часовен монастырской церкви, где оно и по сей день является предметом всеобщего поклонения.
Его покаяния, всегда суровые, становились все более суровыми по мере того, как жизнь его приближалась к концу. Он наказывал себя до крови и брал на себя епитимьи, которые очень трудно было исполнять. Он часто ходил на коленях, все время бичуя себя дисциплиной, в часовню, посвященной Пресвятой Деве, оплакивающей Христа. Дорога была каменистой, и ангелы Божьи часто сопровождали его, расчищая небольшие камни и поддерживая его под руки. После его смерти отцы, удостоившись увидеть эти небесные милости, велели написать образ, на котором Святой стоит на коленях, с обнаженными плечами, покрытыми следами жестоких самобичеваний, в сопровождении ангелов, преклонивших колени вокруг него. Это картину до сих пор можно увидеть в Кордове. Великая преданность Страстям нашего Божественного Господа, которая привела его в паломничество в Святую Землю, также вдохновила его на строительство нескольких небольших часовен в монастыре Scala Coeli, в которых он распорядился изобразить различные сцены Страстей Иисуса Христа. Первой была Агония в Гефсиманском саду, второй – Иуда, предавший нашего Господа предательским поцелуем, третья – кровавое бичевание у колонны, четвертая – терновый венец, пятая – Ecce Homo, следующая – Иисус несет свой крест на Голгофу, седьмая – распятие, а последняя – мертвое тело Христа в объятьях Его скорбящей Матери.
Эта последняя часовня называлась часовней Богоматери Скорбящей, и это было его любимое место для молитвы и покаянных практик. Однажды вечером, когда он молился в одной из этих часовен, начался такой обильный дождь, что небольшой ручеек, отделявший сад от монастыря, так разлился, что он не мог преодолеть его. А колокол уже звонил к Утрени, полуночному оффицию в хоре. Что же ему было делать?
Он возвел глаза к Богу, снял свой черный плащ, расстелил его на текущей воде, стал на него и благополучно перешел на другой берег, а потом снова надел его и пошел в хор на Утреню.
Также несколько раз он изрекал пророчества, даром которого был наделен.
Его святая жизнь была увенчана святой смертью. Он почил 19 февраля 1420 года. Похоронили его в монастырской церкви, но чудеса, которые каждый день совершались у его могилы, побудили Мартина де Мендосу, епископа Кордовы, перенести его мощи в дорогой саркофаг и поместить их в часовне, где бы к ним можно было легче подступиться. Священнослужители всех рангов приходили туда служить мессу и многие из них свидетельствовали, что от святых мощей веет восхитительное благовоние. Была написана также подлинная летопись всех чудес, получившая одобрение епископа.
Отцы нашего Ордена оставались в монастыре Scala Coeli до тех пор, пока Иоанн Толедский, доминиканский епископ Кордовы, не передал им храм Святых Мучеников в своем епархиальном городе. Как только они обосновались в своей новой обители, приступили к перенесению реликвий блаженного Альвареса в свою новую церковь. Но когда два приора монастырей Святого Павла и Святых Мучеников, сопровождаемые толпой благочестивых людей, пришли в церковь Scala Coeli и попытались унести гроб, в котором покоилось тело, разразилась гроза. Когда же они положили его на алтарь, буря тотчас прекратилась, но разразилась снова, когда они во второй раз попытались вынести реликвии. Все посчитали, что воля Небес и самого святого мужа состоит в том, чтобы тело его оставалось в храме обители, которую он основал и так горячо любил.
Заброшенный почти столетие, монастырь Scala Coeli был восстановлен знаменитым доминиканцем – отцом Людовиком Гранадским, и снова божественное поклонение вознеслось к Небесам из давно опустевшей церкви, а братья святого Доминика снова предались размышлениям в своих кельях, и соблюдению всех сладостных монашеских правил в монастыре, построенном блаженным Альваресом. Тогда произошло великое возрождение народной преданности Блаженному, которое продолжается и по сей день. Культ его утвердил папа Бенедикт XIV в 1741 году.
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)
Молитва
Боже, Ты украсил блаженного Альварo дарами любви и покаяния, дай, чтобы по его примеру и предстательству мы всегда носили в теле мертвость Господа Иисуса, а в сердце любовь к Тебе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий