Грмония между искусством и жизнью

2/21/2010, No Comment

Из апостольского послания папы Иоанна Павла II (AAS 75 (1983) s. 796-799).

«Тот, кто участвует в делах Христовых, должен быть всегда с Христом соединён». Так обычно говорил брат Иоанн из Фьезоле, которого называли Фра Анджелико, как по причине непорочной его жизни, так и ради некой небесной красоты создаваемых им икон, особенно икон Пресвятой Богородицы.

Ангелы (фрагмент образа Коронация Девы)

Ощутив призвание к монашеской жизни, он в юном возрасте попросил принять его в Орден Братьев Проповедников более сурового устава во Фьезоле, где находился монастырь святого Доминика. Слава о его таланте живописца стала широко распространяться, благодаря великолепно исполненным работам, которые поручали ему братья и настоятели. Поэтому и заказов становилось всё больше. Папа Евгений IV призвал его в Рим. В то время когда брат Иоанн был занят росписью церкви св. Петра и Ватиканского дворца, у Евгения IV была отличная возможность не только любоваться великолепием произведений прекрасного мастера, но, прежде всего, восхищаться благочестивым монахом, верным уставу, смиренным и жертвенным.

Также Николай V был самого лучшего мнения о брате Иоанне. «Он окружал столь великого мужа почётом и уважением, из-за его целомудренной жизни и благонравия». Поэтому он решил поручить ему украсить фресками свои личные покои. Тот во всём остался верен своему стилю, который можно бы назвать «молитвой в красках».

В Риме, в монастыре Матери Божьей у Минервы, он завершил свою жизнь, прославленную выдающимися произведениями и ещё более монашескими и человеческими достоинствами. По мнению современников «он был человек очень скромный и праведный, сиял множеством добродетелей, смиренный художник, опытный монах, муж славный святостью». Вазари, который собрал во Флоренции много данных, свидетельствующих о его прекрасной жизни, выразил уверенность в том, что очарование и небесный свет, исходящие от его икон, притом всех без исключения, являются плодом совершенного слияния воедино святой жизни и творческой мощи. И это, несомненно, явилось причиной, по коей он получил прозвище Анджелико, художник исключительный в своём искусстве и ни с кем несравнимый.

Благовещенье 

Поэтому бесспорно, что брат Иоанн благодаря исключительной одарённости своей натуры обладает огромными заслугами в духовной жизни и в деле окормления душ. Также и сегодня он очень помогает народу Божию находить путь к Богу. Именно таково, согласно Второму Ватиканскому Собору, задание сакрального искусства, о чём сказано в Конституции о священной Литургии (122): «К благодарнейшим занятиям человеческого духа с полным правом причисляют изящные искусства, особенно искусство религиозное и его вершину, то есть искусство священное. По природе своей оно обращено к бесконечной Божественной красоте, которая должна тем или иным образом найти своё выражение в человеческих произведениях искусства, и они тем более посвящаются Богу, равно как и Его восхвалению и прославлению, что у них единственное предназначение: в высшей степени содействовать благочестивому обращению человеческих душ к Богу».

По отношению к нам это делает именно брат Иоанн, муж глубокой духовной жизни и великий художник. Поэтому мы считаем, что настало время для того, чтобы явить его в сиянии света в Церкви, к которой он и ныне не перестал обращаться своим божественным искусством.

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий