Проповедь De tempore в тринадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Beati oculi qui vident quae vos videtis (Лк 10,23).
В этой евангелии Господь называет блаженными тех, кто Его видел, так-как говорит Он: Блаженный очи ваши, которые видят, дополни: «мое воплощение, возвещенное моим Отцом, которое исполнилось ныне, в ниши времена и которое вы созерцаете». Ибо много было царей и пророков как Давид, который просил, взывая: воздвигни силу Твою, то есть Твоего Сына, и приди (Пс 79,3), а также таких пророков как Исаия, который молил: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! (Ис 64,1). Те жаждали узреть, но не увидели, ибо еще не настало время, ранее предопределенное Его Отцом. Ибо Бог поступил так как опытный лекарь, который не приходит к больному тотчас, но только тогда, когда уже знает, что тот смертельно изнеможден. Делает так, чтобы больной ним не пренебрегал, и чтобы признал важность его прихода. Точно так и после падения первого человека не тотчас Бог прибыл, чтобы человек ненароком не подумал, что может быть спасенным иным образом, и чтобы признал ценность Его прихода. Пришел Он только в конце веков, когда Его приход был для мира наиболее необходим. Поэтому Господь говорит: Блаженны очи. Воистину, блаженны были очи апостолов, которые видели Христа, совершающего чудеса и знамения. Но блаженны очи не только тех, которые видели Его физически, но блаженны также те, кто видит Его духовно, очами сердца, веруя в Него. И подтверждает это Господь, говоря святому Фоме: ты поверил, Фома, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие и т.д. (Ин 20,29).
Блаженны не только те, кто Его видит, но наиболее счастливы те, кто сейчас созерцают Его лицом к лицу. Это сладчайшее видение. Именно из этого видения черпают всю свою радость святые. Поэтому Августин говорит: «Если бы было возможно, чтобы осужденные в аду могли созерцать Бога, то предпочли бы они оставаться в адских муках, созерцая Бога, чем пребывать в небе, но не видя Его». Ибо столь сильно бы они радовались, ни за что почитая мучения.
Поэтому также один одержимый на вопрос, что он думает о радости, которая является уделом святых в небе, ответил: Если бы все небо было пергаментом, все море – чернилами, все звезды – парижскими магистрами, а каждая соломинка – пером, даже тогда все эти парижане не смогли бы ни рукой, ни языком описать даже частичку той радости, какую имеют святые, созерцая лик Божий».
Это созерцание прекрасно представляет аллегория в Третьей Царской Книге, где читаем, что царица Савская, услышав (1Цар 10,1) о мудрости Соломона, сколь он рассудителен, сколь богат, как прекрасно построил храм или дом для своей супруги, дочери фараона, какова была пища за столом его, каковы были слуги его и стройность слуг его, ибо иначе одевал он подающих к столу, иначе виночерпиев, кухарей и воинов, иначе также всех рабов, тогда не могла она более удержаться (ср. 1Цар 10,4-5), ибо впала в восхищение. Наконец, собравшись с силами, сказала: «Все что я слышала – правда, но в моей стране я не услышала даже десятой части того, что ныне вижу собственными очами (ср. 1Цар 10,6-7). Посему блаженны люди твои, … которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (1Цар 10,8).
Соломон – аллегория самого Бога, от которого происходит всяческая мудрость. Царица Савская – это каждая верная душа, которая, находясь в своей стране, то есть в этом мире, или только слышит, сколь огромную радость приготовил Бог своим избранным в небе, или не может поверить в это. Но когда сама туда придёт, узрит Соломона, то есть Христа, узрит также жилища святых. Узрит там также, что иначе одеты апостолы и их последователи, иначе матери, иначе монахи, иначе вдовы, иначе девы, наконец, иначе супруги. Увидит также блюда тамошнего стола, которые никто сосчитать не может. Увидит также, что сам Христос, подходя, станет служить им (Лк 12,37), а Мария будет подавать им напитки. Тогда душа сначала скажет: «Правда все, что я слышала от проповедников, но не услышала от них даже десятой части того, что теперь видят мои очи». И впав в восхищение из-за необычайной радости, скажет также: Блаженны слуги твои (1Цар 10,8), а также блаженны все, кто собрались вокруг Тебя. Ты отрешь их слезы и вознаградишь за старания». Посему, кто хочет достичь такого видения, должен теперь, во временной жизни, оглянуться вокруг, как именно достичь неба. Посему говорит Господь: Блаженны очи ваши, которые видят. Но закрытые очи – не блаженны.
Посему должны мы иметь пред очами четыре вещи: во-первых, должны мы смотреть, чтобы не заблудиться; во-вторых, чтобы не упасть; в-третьих, чтобы не устать в пути; в-четвертых, чтобы не подвергнуться опасности.
Во-первых, говорю, чтобы не заблудиться. Люди же обычно теряются тогда, когда видят множество путей. В небо ведет один путь и он – весьма узок. Но есть также другие пути, они ведут человека к вечной погибели. Аллегорически представляют их семь главных грехов. Ибо гордецы идут путем Люцифера, алчные – путем богатого гуляки*, завистливые – путем Каина, обжоры – путем Олоферна, развратники – путем Содома и Гоморры. Подобным образом можно представить и остальные грехи. Поскольку же узок путь, который ведет нас к жизни вечной, посему должны мы смотреть вперед, а не оглядываться назад, чтобы не сойти с этого пути, и чтобы не случилось с нами то, что случилось с женой Лота (Быт 19,15-26). Ангел, выводя ее из Содома, запретил ей оглядываться, когда услышит крик в городе. Но когда она отдалилась немного от города, Бог низвел огонь на Содом и поднялся крик в городе. Жена Лота, услышав его, обернулась и была превращена в соляной столп (ср. Быт 19,26), который ныне лижут козы и другие животные.
Жена Лота представляет душу. Когда ангел, то есть проповедник, выводит ее из Содома, то есть из грехов, говорит ей, чтобы не оглядывалась назад, то есть не возвращалась к предыдущим грехам, от которых освободилась на исповеди. Таким образом она придет в Сигор (Быт 19,23), то есть в небо, чтобы наслаждаться созерцанием Бога. Душа пренебрегла этим советом, оглядывается назад и с пути спасения сходит на путь греха. И таким образом в конце концов превращается в соляной столп, который без конца будут лизать адские козы.
Во-вторых, должны мы следить, чтобы не упасть. Ибо многочисленны капканы, расставленные на нас на этом свете, и должны мы стараться, чтобы не попасть в них. Поэтому святой Антоний, будучи в восхищении, увидел расставленные по всему миру силки. Удивленный, он сказал Господу: «Кто же, Господи, может избежать этих ловушек?» И получил ответ, что человек смиренный не попадет в них.
В-третьих, следим, чтобы нам не устать в пути. Паломники, которые идут в Иерусалим, обычно подготавливают для себя запасы пищи, чтобы не устать в пути и не умереть от голода. Мы все паломники на этом свете и должны стремиться в небесный Иерусалим. Мы должны подкрепляться хлебом Тела Христового, чтобы не устать в пути. Так был подкреплен Илия, который черпая силы из пищи, принесенной ему ангелом, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (1Цар 19,8).
В-четвертых, должны мы смотреть на опасности, чтобы избежать их в пути. Ибо разбойники обычно следят за купцами. Зная, что везут они с собою ценные сокровища, хотят их в подходящий момент ограбить. Разбойники, которые нас выслеживают – злые духи. Знают они, что есть у нас ценное сокровище, то есть наши души, которые действительно ценны, ибо были искуплены драгоценной кровью Христовой. Злые духи подстерегают, чтобы отнять у них добродетели, которые являются одеяниями душ. Поскольку много опасностей на путях, посему следует просить Господа, чтобы сопровождал нас на нашем пути, так как сделал это Моисей, когда сказал: разве что Сам Бог пойдет с нами, и выведет нас отсюда (ср. Исх 33,15).
И так Тот, который является светом и проводником, пусть станет нам путем, чтобы мы не упали, пищей, чтобы мы не устали в пути, светом, чтобы мы не заблудились, защитником, чтобы мы не боялись разбойников. Посему Бог, выводя евреев из Египта, дал им огненный столп, чтобы указывать путь (ср. Исх 13,21), чтобы не заблудились. Дал им Моисея и Аарона, чтобы говорили от их имени (ср. Исх 4,14-16), а также, чтобы евреи не упали. Дал им также манну в пищу (ср. Исх 16,14-15), чтобы не устали в пути. Послал им также ангела, который шел пред ними (ср. Исх 23,20), чтобы защищать их и побеждать неприятелей. Пусть же соделает точно так и нам Тот, кто благ и милосерден.
* из притчи о богаче и Лазаре.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий