Проповедь De tempore в девятое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Facite vobis amicos de mammona iniquitatis: ut, cum defeceritis, recipiant vos in aeterna tabernacula (Лк 16,9).
Этими словами святой Лука поучает нас, как любящий отец детей, чтобы мы приобретали себе друзей. Во-вторых, убеждает нас подумать о нашем будущем словами: чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители, то есть в вечное блаженство.
Посему, во-первых, поучает нас, чтобы мы приобретали себе друзей. Иеремия говорит, что мы не должны доверять каждому из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы (ср. Иер 9,4). Отсюда ясно следует, что здесь на земле мы не можем найти настоящего друга. А Соломон говорит: блажен муж, который обрел друга верного (ср. Сир 6,14), как бы говорил: «Редко кто находит его на этом свете». Ибо так долго люди любят человека, как долго он имеет что-либо для раздавания. И отца, и мать, которых Бог велит любить, любят только до тех пор, пока они отдают детям плоды своих трудов.
Хорошо видно это на примере двух дочерей. Не хотели они заботиться об отце, который раздал им все свое имущество. Одна из них сказала: «Пусть отец идет к моей сестре». Вторая повела себя подобно. Когда день или два он был на ее иждевении, сказала: «Пусть отец возвращается к моей сестре». Наконец, один из соседей подсказал ему, чтобы наполнил сундук камнями, а сверху положил кусок парчи или иной дорогой материи, и распорядился занести это в церковь, когда люди будут идти на проповедь. Отец так и поступил. Как увидели это сестры, обе дочери вместе начали ссориться друг с другом, так как каждая захотела заботиться о нем. Отец, потребовав клятвы от одного из зятьев, отдал ему сундук, чтобы он хранил его до самой его смерти. Когда зять открыл сундук, не нашел в нем ничего кроме камней. И устыдился.
Есть обычай, что люди ищут дружбы королей, князей и других достойных людей. Те, однако, не могут ни дать, ни сделать всего того, что бы те желали, ибо не могут дать им ни жизни, ни здоровья. Но посмотрим, кто является настоящим и верным другом? Воистину, это Христос, который никогда не оставляет никого, кто Его любит. Воистину, тот является настоящим другом, кто оказывает нам настоящее расположение. Разве не была бы это огромная любовь, если бы король, имея больного проказой слугу, омывал бы его своей кровью? Именно это нужно было сделать и сделал это Христос, этот настоящий друг. Ибо все мы были как прокаженные после изгнания из рая, но Он омыл нас от наших грехов собственной кровью, как говорит Иоанн: омыл нас от грехов наших Кровию Своею (Откр 1,5). Поскольку Он имеет силу, чтобы нас защищать, богат, чтобы нас одаривать и поскольку Он щедр, хочет нам дать огромные дары. Посему постараемся же снискать Его дружбу.
Но каким же образом мы ее обретем? Верно, благодаря чистоте. Соломон говорит: Кто любит чистоту сердца, … тому царь — друг (ср. Притч 22,11), конечно – Царь небесный. И ничего удивительного, что любит Он людей чистых, если читаем о Нем, что в царстве небесном сопутствуют Ему девы. Также люди любят чистых слуг. Ибо если бы кто-либо своему земному господину подаст чашу грязной рукой, господин не посчитал бы этого чем-то добрым. Таким способом искал Христа Иоанн Евангелист, который после брачного пира пошел за Ним. Вот чистота, и потому друг Иоанна – Христос – возлюбил его более других апостолов.
Дружбу Христа можно снискать также послушанием. Ибо тогда приобретаем дружбу Христа, когда послушно выполняем Его заповеди, когда мы послушны нашим исповедникам. Посему Христос говорит: Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15,14). Так обрел дружбу Бога Авраам, о котором читаем, что Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт 15,6), и был он назван другом Бога. Но что сделал Авраам? В любом случае было ему сказано: Выйди из земли твоей, от родства твоего (Быт 12,1). И он так и сделал. Так выглядит послушание. Авраам символизирует каждого человека, которому Господь говорит: «Выйди из земли, то есть оставь дурное поведение, в котором ты пребывал год или два, но больше уже так не поступай, и иди!» Куда? Конечно, на исповедь и совершать благие дела. Если ты так поступишь, станешь другом Христа. О послушании Авраама читаем еще больше. Ибо сказал Господь: Возьми сына твоего… которого ты любишь, Исаака… и… принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу (Быт 22,2). Авраам так и поступил. Воистину, огромным было это послушание: не пожалел он даже собственного сына. Так, благодаря этим двум добродетелям, а именно благодаря чистоте и послушанию, мы можем стать друзьями Бога.
Во-вторых, евангелия убеждает нас позаботиться о нашем будущем. Наиболее напоминают нам об этом людские обычаи на этом свете. Ибо когда какой-либо властитель захочет переправиться по морю к гробу Господнему в Иерусалиме, приготавливает для себя запасы пищи, чтобы в пути не умереть от голода. Далее, выбирает для себя также наилучших рыцарей, которых имеет в своей стране. Посылает также ранее дары местным жителям, чтобы с большим почетом его приняли, и чтобы иметь в пути безопасность. Вот, милейшие, мы все должны переправиться через море этого мира к небесному Иерусалиму, где находится не только гроб Христов, но сам Христос, истинный Бог и человек. Посему позаботимся же о запасе пищи. А что это за запасы пищи, если не Тело Христово, которое тут, на этом свете мы должны вкушать. Должны мы также иметь вооруженную свиту добродетелей и благих деяний. Должны мы также ранее выслать дары местным жителям, давая милостыню убогим, как было в обычае святых. Тогда они примут нас в вечные обители.
В Книге Бытия (41,47) было представлено, как тут на земле должно выглядеть наше поведение. Читаем там, что Иосиф, видя, что грозит голод, что нельзя будет ни пахать, ни жать, собрал в период хорошего урожая зерно в амбары и потом кормил всю египетскую землю. «Глосса»: Иосиф символизирует каждого человека, который в период хорошего урожая, то есть при жизни, когда еще имеет возможность делать добро, ибо настанет час, когда не сможет ни пахать, ни жать – после смерти, и потому теперь наполняет амбары, то есть руки убогих. Это они – наши сокровищницы и сохраняют наши богатства в небесах. В период голода, то есть после смерти, мы находим их у них, как у друзей. Они же тогда примут нас в обители вечные.
К заботе о нашем будущем должна нас также побуждать мысль о смерти, ибо, хотим мы того или не хотим, должны умереть. Посему именно теперь используем эти временные блага таким образом, чтобы принесло это нам пользу. Было это аллегорически представлено в Первой Маккавейской Книге, где читаем, царь Александр, который первый царствовал над Элладой (1Мак 1,1), подчинил своей власти всех соседних властителей, а других уничтожил. С тех пор как все ему так удавалось, помыслил, что никогда не будет вынужден умереть. Когда же наконец понял, что умрет, позвав своих друзей и других достойных господ, разделил между ними царство, которое имел, свою землю и все города. Подобны царю Александру некоторые люди на этом свете, которым счастье сопутствует в жизни. Они уверены, что будут вечно жить и никогда не умрут. Должны они, однако, задуматься, где сейчас те великие цари, которые жили до нас. Разве все не умерли? Посему должны они поступить так как поступил Александр. Перед смертью должны разделить свое имущество между детьми и женой, часть даровать друзьям, часть же предназначить для души, чтобы в будущем благодаря этому приобрести жизнь для своей души.
Имеем тому еще один пример. На одном острове, лежащем посреди моря, был обычай, что народ ежегодно выбирал там нового царя. Спустя год отправляли его, полностью лишив всего, в изгнание. Случилось однажды, что прибыл на остров некто чужой, который не знал этого обычая. И именно его выбрали царем. Тогда пришел к нему кто-то, кто открыл ему обычай, бывший в стране. Тем временем новый царь ранее послал на этот остров золото и серебро, а также построил дома, так как жители острова не мешали ему в течение всего года ни в чем. Спустя же год, приговорили его к изгнанию. И он обрел новое, более обеспеченное место, чем то, которое покинул. Остров, где каждый остается только на год, это мир, в котором люди царствуют только год, то есть короткое время по сравнению с вечностью. После этой жизни каждый, лишившись всего, ввергается вниз и, если ранее не сделал ничего хорошего, приговаривается к изгнанию, то есть к вечному наказанию. И я советую всем, кто царствует на этом свете короткое время, чтобы раздал убогим все, что имеют, чтобы благодаря ним были приняты в вечные обители. Тогда обретут лучший дом, в который посылали свои богатства. Посему хорошо говорит Евангелист в сегодняшней евангелии: Приобретайте себе друзей богатством неправедным.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий