Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава VII. Его природные свойства и телосложение. Ум, рассудительность, память. Презрение к земному. Отрешенность души, 39-40.
О природном же телосложении Доктора и душевных качествах его говорят, что телом он был крупен, станом прям и высок, что отвечало прямоте его духа; пшеничный цвет лица указывал на здоровое кровообращение; слегка лысоватая голова его была велика, словно могущество телесных сил, служащих разуму, требовало и могучего органа. Чрезвычайно гибкие члены его словно были предназначены для выражения скрытых в душе размышлений. Он был крепок здоровьем и брался за любые телесные труды добродетели. Благодаря упованию на близость Божию он не страшился ничего ужасного, а по кроткому смирению своему не презирал ничего низкого. Говорят, когда он держал путь в Париж, его застигла ужасная буря на море; и хотя моряки испугались смерти, он оставался неустрашим во время всего шторма. Казалось, Бог сделал из его тела столь благородный инструмент, что, подчиняясь внушениям добродетели, он никогда не противоречил суждениям разума. И когда свирепствовал ураган, гром и буря, он, словно щитом, заградившись крестным знамением, твердил: «Бог во плоти пришёл, Бог за нас умер».
А поскольку дух сего Доктора не смущали никакие чувственные страсти, земные предметы совершенно не привлекали его, а от почёта он ничуть не надмевался тщеславием, то по достоинству обладал он тонким умом и Дух Премудрости Божией, обитавший в нём, изострил его разум. И, рассказывают, в одной дружеской беседе он сказал (не ради суетного тщеславия, а к вящей похвале и славе Божией), что не доводилось ему читать книги и не проникнуть с помощью Духа Божия в глубину тайн её. Ибо по достоинству Дух Божий не скрывал ничего от сего мужа желаний (Дан. 10:19), полностью посвятившего себя исследованию божественных предметов, к чему предназначило его Божественное провидение, но открыл ему, что было необходимо для работы над священным учением. Ибо он был инструментом Божией Премудрости, через который Бог изволил открыть свою тайну. О тонкости его ума, остроте разумения и умелости в построении суждений достаточно свидетельствует множество изданных им книг, необычность найденных им истин и мыслей, ибо едва ли в силах кто-нибудь, какого бы великого он ни был ума и трудолюбия, с пониманием прочитать те книги, которые он за краткое время сочинил и надиктовал.
Отправить комментарий