Проповедь De tempore в восемнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Diliges Dominum Deum tuum ex toto corde tuo (Мф 22,37).
В этой евангелии Господь увещевает нас, чтобы мы Его любили. Видя, что много людей не знают Святого Писания: ни Ветхого, ни Нового Закона, ни того, что возвещали пророки, Господь хочет всех их научить. Как благой и совершенный учитель подает им в это воскресенье фрагмент из Святого Писания, говоря: Возлюби Господа. На этом фрагменте, коротко выражаясь, утверждается весь Закон и пророки (Мф 22,40). И этот фрагмент должны знать и исполнять все люди. Ибо если бы Бог сказал: «Переправься за море к Моему гробу», или: «Постись целый день», или: «основывай монастыри или церкви», или: «Давай большую милостыню», человек мог бы оправдываться, говоря: «Поститься не могу, так как я слаб. На путешествие за море не могу собрать средства. Милостыню не в состоянии давать, поскольку сам беден». Но эту заповедь может исполнить каждый: и богатый, и здоровый, и больной; молодой и старый, сильный и слабый.
Призыв, чтобы мы любили Господа, исходит для нас из множества источников. Во-первых, из Святого Писания. Книга Второзакония гласит: Возлюби Господа и т.д. (Втор 6,5), как сильно Он прежде возлюбил нас (1Ин 4,19). И во многих других местах Святое Писание призывает нас любить Господа. Этому Господу мы должны быть послушны.
Также природа побуждает нас к этому. Ибо если натуральным образом сын любит отца, от которого взял начало и тело свое, сколь же более должен человек любить Бога, который дал ему и душу, и тело. Бог сотворил человека прекраснейшим творением телесно, духовно же сформировал его по Своему образу. Ибо если бы кто-то утратил глаз, как сильно бы он любил того, кто бы ему его вернул.
Бог же дал нам не только глаза, но и все члены, и из-за этого Он является нашим Отцом. Поэтому Он сам говорит у Матфея: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф 23,9). А если Он – наш Отец, то связан с нами узами родства. На свете между родственниками царят такие отношения, что любят они друг друга более, чем иных. А поскольку Бог – наш Отец, посему справедливо должен быть любим своими собственными сыновьями и собственными детьми. И поскольку Он – наш Отец, стал нашим братом, чтобы мы Его более любили. Он – наш брат, поэтому должен быть любим. А грехами мы вновь и вновь оскорбляем Его, а иногда даже продаем этого брата, которого ради родства должны любить. Однако же, поскольку Он – наш брат, не хочет нас наказывать, хотя вполне справедливо мог бы это сделать, поскольку является Господом неба и земли.
Аллегорично представлено это в Книге Бытия (37-42). Читаем там, что братья Иосифа, видя, что их отец Иаков любит Иосифа более чем кого бы то ни было из них, из зависти продали его за тридцать динариев Измаильтянам. И хотя имели они злые намерения относительно Иосифа, Бог в конце концов обратил это в его благо. Иосиф стал в Египте наиважнейшим после фараона. Потом, когда наступил голод в их стране, братья отправились в Египет, чтобы купить зерно. Прибыли они к брату своему Иосифу, которого, однако не узнали. Он же узнал их и мог бы тогда справедливо отомстить, но смилосердившись над ними, простил их прегрешение. Более того, пригласил их на пир, вручил дары и простил все зло, которое они сотворили. «Глосса»: Иосиф представляет Христа. Его братья, то есть мы – христиане, оскорбляем Его вновь и вновь смертными грехами. И не только оскорбляем, но даже иногда продаем. И не только за тридцать динариев, но иногда за один динарий или одно небольшое удовольствие, ложную клятву или обман. Поскольку, однако Он – наш брат, то несмотря на то, что мы Его так сильно оскорбляем, не хочет нас наказывать, хотя мог бы, ибо Он – наш Бог, а мы – презренные черви. Но проявляя над нами свое милосердие, прощает нам зло, которым мы Его прогневили, дарует зерно, пищу и одеяние, и сейчас и на будущее. Пригласит нас также на пир, который приготовит в своем доме, то есть в царстве небесном.
Подобным образом Он пригласил Иоанна Евангелиста, о котором читаем, что перед его смертью, пришел к нему Христос, говоря: «Идем, возлюбленный мой, на мой пир. Ибо уже настало время, чтобы ты радовался на моем пиру с моими братьями апостолами в царстве небесном». Скажет Он это также и нам, если будем Его любить, ибо Он – наш брат и наша плоть.
Должны мы Его также любить из-за милости, которую оказал нам в своих страстях, когда выкупил нас из рабства злых духов. Можно бы было долго рассказывать, как сильно Он ради нас страдал. Ибо даже если бы Он не сделал для нас ничего более, а только то, что в Великий Четверг после Вечери с апостолами вышел из города и пришел в Гефсиманский сад, чтобы молиться, и когда погруженный в молитве начал размышлять, говоря: «Завтра Тебя оплюют, этой ночью схватят и проведут через город как злодея с завязанными глазами. Завтра прибьют Тебя к кресту. Завтра увидишь также свою Матерь, стоящую в слезах под крестом», от чрезмерной тревоги и страха начал Он истекать кровавым потом; одну каплю этого пота каждый человек должен вложить в свое сердце и никогда о ней не забывать; именно по одной только этой причине мы должны Его любить.
Любить Бога побуждают нас также обещания, данные Им тем, кто будет Его любить. Апостол, который сказал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор 2,9), увидел это в небе.
Любить Бога должна побуждать нас также огромная польза. Ибо тем, кто Его любит, Он отпускает грехи. Лука говорит о Марии Магдалине: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк 7,47).
св. Феликс Ноланский
Тех, кто Его любит, Он также хранит от опасностей. Примером тому служит святой Феликс. Читаем о нем, что когда был он епископом, а разразились тогда жестокие гонения на христиан, он, стоя на площади, утверждал народ, чтобы выстояли в вере. Увидев это, гонители захотели его схватить. Он тогда спрятался в небольшой расщелине среди руин. Тотчас по воле Божьей пауки сплели в этом проходе свою паутину. Гонители увидели это и удалились, полагая, что там никого нет. А как настала ночь, святой Феликс вылез оттуда и таким образом избежал грозившей ему смерти. Кто же его так быстро сохранил, если не Бог, который всюду хранит своих друзей?
Бог также заботится о тех, кто Его любит, и не позволяет им умереть от голода. Примером тому служит святой Максим. Видя, что из-за преклонного возраста он не выдержит пыток, укрылся в лесах. Блуждая там и страдая от голода и холода, упал наконец на землю полуживым. Святой же Феликс, которого он рукоположил в священники, приговоренный судом – как говорят – и крепко связанный веревками, нагим был оставлен под открытым небом. Но в полночь ангел освободил его и вывел. Феликс начал искать в лесу святого Максима епископа, но не знал, куда идти. Но по воле Божьей быстро нашел епископа, лежащего на земле с закрытыми очами, стучащими зубами, еле живого. Феликс, хоть и не имел под рукой никакой пищи, которую бы мог дать умирающему, однако заметил дар, ниспосланный с неба. Ибо заметил висящую недалеко на каком-то тернистом кусте гроздь винограда. Он выдавил из нее в уста Максима вино, которое тотчас подкрепило его. И кто же это соделал, если не Бог, который заботится о своих друзьях?*
Заботится же Он о своих друзьях, которые любят Его, даже в последние минуты их жизни. Когда оставляют человека все ближние, тогда Бог остается с ним. Имеем тому пример у многих святых, при смерти которых Он был.
Признаки же того, что кто-либо любит Бога, следующие. Во-первых, если он охотно слушает, когда говорят о Боге. Имеет это место во время проповеди. Если же ты охотно слушаешь проповедь, это признак того, что любишь Бога, поскольку блаженны слушающие слово Божье и соблюдающие его (Лк 11,28). Далее, если ты охотно говоришь о Боге. Это происходит во время молитвы. Ибо когда ты молишься, тогда разговариваешь с Богом, а Бог разговаривает с тобой. Также, если ты охотно смотришь на Него очами, ибо «где любовь, там и око». Это происходит во время мессы. Посему, если ты охотно участвуешь в мессе, это признак того, что ты любишь Бога. Также если ты охотно идешь в Его дом, так как делала это Анна. Читаем о ней у Луки (2,36-37), что, будучи вдовой лет восьмидесяти четырех, она не отходила от храма, … день и ночь (ср. Лк 2,37). Так поступай и ты: прежде чем начнешь что-либо делать, поспеши в церковь.
Далее, если с охотой и без уныния Ему служишь. Читаем в Книге Бытия, что служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт 29,20). Точно так и ты, если посты, ночные бдения, посещения церкви, если все это дается тебе легко, и ты не чувствуешь усталости, это признак того, что ты любишь Бога.
Любишь также Бога тогда, когда охотно высылаешь Ему дары, а это происходит тогда, когда ты щедро раздаешь милостыню. Ибо доброхотно дающего любит Бог – говорит Апостол (2Кор 9,7).
* речь идет о свв. Феликсе и Максиме из Нолы (III в.)
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий