Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Евангельская бедность в «покаянном обращении» Проповедников, III, Обращение ко Христу, 4.
Теперь следует подчеркнуть, что все евангельские характеристики, которые мы только что упомянули, не смотря ни на что выступают также в других орденах того времени. Это не значит, что в Ордене Проповедников не имеют они своеобразный характер. Поскольку они глубоко связаны с другим, не менее евангельским элементом – «евангелизацией Слова Божьего», к которому братья «исключительно предназначены». Покаянное обращение братьев св. Доминика содержит проповедничество как существенный и неотделимый элемент и в этом заключается его специфическая форма.
Мы уже заметили, что то, что придает жизни Проповедников её покаянную ценность – «для отпущения грехов», это не нищенствующая бедность – она остается как бы на обочине. Это, согласно словам папы Гонория III, «труды и лишения, которые братья готовы переносить при исполнении своего служения» проповедников «в унижении добровольной бедности». Рассказ о призвании брата Генриха Иорданом, который мы тут часто приводили, содержит богатство подробностей и психологических данных, а кроме того вышел из-под пера человека прекрасно ориентирующегося во взглядах и чувствах Доминика и его первых братьев. Мотив проповедничества выступает там так же часто, как и мотив нищенской бедности, составляя контрапункт рассказа о доминиканском призвании. В другом месте Иордан выводит на сцену одного из наиболее значительных французских духовных, Еврарда, архидиакона из Лангра. Стал он братом «принимая жизнь в бедности». Во время своего путешествия в Ломбардию, которую он всегда совершал пешком и прося милостыню, Еврард «повсюду проповедовал убогого и нуждающегося Христа, которого являл в своем собственном теле». Нищенство и проповедничество не выступают рядом, воспринимаемые как средства и цель того же самого действия. Их жаждали одинаково и одновременно как воплощение единого идеала, как нераздельный евангельский тип, указанный в особе Спасителя Иисуса, который проповедовал от города к городу Царство Божье, а позднее высылал пред собой апостолов, подвое, запрещая им носить с собой золото, серебро и деньги, приказав «не заботиться о завтрашнем дне» и довольствоваться тем, что кто-либо соблаговолит уделить им как ежедневное пропитание.
Некий доминиканский новиций противопоставляет этот пример жизни предложению двух монахов, которые хотели, чтобы он оставил свое призвание и вступил в их орден: «Вы говорите мне, что Христос дал вам способ жизни и действия и что согласно с этим принципом вы поступаете. Но я нигде не читал, чтобы Христос был монахом черным или монахом белым, Он был просто убогим проповедником, посему я предпочитаю следовать его путем, чем каким бы то ни было иным». Это – основная идея ордена. В этом рассказе новиция слышно эхо убедительного слова, которое Доминик распорядился записать в Конституциях 1220 года, чтобы в нем передать братьям основу и ух их деятельности: братья «как мужи евангельские будут следовать за своим Спасителем, разговаривая с Богом или о Боге, между собой или с ближними… Они не должны ни получать, ни носить с собой золото, серебро, деньги или какие-нибудь дары, за исключением пищи, одеяния и других необходимых для жизни вещей, а также книг».
Уподобление Христу и апостолам – проповедников и нищенствующих – так как их представляли себе в ту эпоху, вот конечный принцип, который евангельской бедности придавал его существенное место в покаянном и апостольском призвании братьев св. Доминика.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий