И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели

10/23/2022, No Comment

Проповедь De tempore в девятнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Et ecce offerebant ei paralyticum jacentem in lecto (Мф 9,2).

В этой евангелии необходимо выяснить, что представляет этот расслабленный, что представляет постель, а что эти люди, которые принесли его к Господу.

Обрати внимание, что под видом этого расслабленного представлен грешник. Постель означает грех. Человек лежит в ней тогда, когда грех нравится ему; встает же с этой постели, когда отвергает грех. И тогда с этой постели он поднимается без промедления. Так поступил Матфей, о котором читаем, что, когда он лежал в этой постели, Христос сказал ему: следуй за Мною! И он тотчас встал и последовал за Ним (ср. Мф 9,9). Не ответил: «Подожди, Господи, до завтра, я сначала посовещаюсь со своими друзьями и распродам своё добро». Воистину, быстро нужно было встать с этой постели, ибо в ней никогда нельзя хорошо отдохнуть, но лежится на ней как на шипах. А есть ли ныне кто-либо, кто мог бы отдыхать на шипах? Верно, никого. Грехи воистину, как шипы, которые пронзают и ранят душу. И поэтому пророк Михей говорил сынам Израиля, пребывающим в неволе и утружденным: Встаньте и уходите, ибо здесь не есть место покоя (ср. Мих 2,10).

То, что тогда Пророк сказал евреям, теперь говорит нам Бог: Встаньте, понимаем – от грехов, которые взяли в плен ваши души. Нет вам в них покоя, но скорее мучение. И уходите. Куда? Воистину, в землю обетованную, то есть в царство небесное.

Встаньте также по причине нечистоты этой постели. Ибо намного большая нечистота греха, чем какая бы то ни была грязь тела. Если бы какой-нибудь князь лежал в грязи и не хотел из нее встать, был бы это для него огромный позор. Точно так для человека, который должен быть князем в царстве небесном, огромный позор лежать в грязи греха и не вставать от него.

Восстаньте с этой постели также из-за огромной опасности. Ибо кто мог бы безопасно лежать на постели, если бы над ним висел меч, привязанный на одной только нити? Меч же, который висит над всеми грешниками, это – Божья справедливость. Бог будет судить человека таким, каким его застанет. И посему следует без промедления встать с этой постели. Но иногда, когда грешник не хочет вставать, поскольку связанный и ослабленный грехом, не может, тогда нужны ему помощники, которые принесли бы его к Богу. Так как этому расслабленному, который сам прийти ко Христу не мог и его принесли четверо мужчин, как читаем у Матфея (9,1-7). Подобно же и в духовном значении есть четыре фактора, которые несут и приводят духовно расслабленного грешника ко Христу.

Первый – это исповедание грехов. Ибо грешник, отдаленный от Христа и от царства небесного, сам не может вернуться, если не принесет его или не приведет исповедь. Аллегорически представлено это в особе царя Манассии, о котором читаем в Четвертой Царской Книге (21,1-18). Стал он наследником Езекии на царском троне в Иерусалиме. Поставил он… истуканы… в храме Господнем (ср. 2Цар 21,7) и приказал евреям воздавать почитание истуканам. А когда пророки порицали его за это, поубивал их. Даже своего родственника, пророка Исаию, приказал распилить деревянной пилой. Поэтому Господь привел на него царя ассирийцев, который схватил его и закованного в цепи привел в Вавилон. И когда Манассия оказался в трудной ситуации и ни откуда не видел помощи, вспомнил, что его отец взывал к Господу и был освобожден. С огромным сокрушением обратился он к Господу, говоря: «Совершил я больше грехов, чем песка морского. И не прошу, чтобы Ты отпустил мне это, но, чтобы не погубил меня вместе с беззакониями моими» (ср. Молитва Манассии 9.13). И хоть был он великим грешником, поскольку все-таки сокрушенный в глубине сердца, исповедал грех, Господь выслушал его и привел назад в Иерусалим, то есть в его царство. И вел он там блаженную жизнь. «Глосса»: Манассия – это каждый грешник, которого собственные грехи выдают царю ассирийцев, то есть дьяволу, в неволю. И так теряет он Иерусалим, то есть царство небесное. Но когда обращается и исповедует грехи, говоря: «Согрешил я», тогда сразу, через исповедь приводится ко Христу. Таким образом возвращает себе царство, которое утратил через свои грехи.

Точно также обратился один ростовщик. Читаем о нем, что, занимаясь ростовщичеством, он отдалился от Бога и немного не думал ни о Боге, ни об исповеди. Когда же заболел, друзья и жена склоняли его, чтобы исповедался и принял святое причастие. А он им сказал: «И чем мне поможет исповедь, которую я так долго откладывал?» Друзья ответили: «Все-равно ты должен исповедаться. Может быть, Бог окажет тебе милость». Наконец, позвали исповедника. Ростовщик сказал ему: «Отче, я бы охотно исповедался, но я так глубоко погряз в грехах и в ростовщичестве, что не знаю, как из этого выбраться». Исповедник сказал ему: «Не теряй надежды! Только бы ты приступил к исповеди, ибо исповедь имеет такую силу, что на исповеди все отпускается». Тогда ростовщик начал исповедоваться, и Господь даровал ему такое сожаление о грехах, что от плача он почти не мог говорить. Сразу после исповеди он возвратил все ростовщические проценты, воздал за свои грехи и добродетельно окончил свою жизнь. Таким образом, через исповедь он был приведен ко Христу.

Вторым фактором, который приводит грешного человека ко Христу, является память о смерти. Примером тому служит один монах, обязанностью которого было стеречь монастырские ворота. Однажды он сказал сам себе: «Ты происходишь из равно знатного рода, что и другие в этом монастыре, а доверили тебе самое низкое занятие. Воистину, нужно бросить этот монастырь». Когда сбросил он рясу и вышел за монастырские ворота, тотчас открылись все гробы и он не мог идти далее. Явился ему ангел, который сказал ему: «Куда же ты хочешь идти, несчастный? Ты также подобен этим умершим и вскоре умрешь». А монах ему ответил: «Я уже должен умереть?» Ангел ему: «Конечно». Задумавшись над тем, что должен умереть, он возвратился в монастырь и добродетельно окончил жизнь. Вот так, того, кто хотел отдалиться от Бога, вернуло воспоминание о смерти.

Третьим фактором, который приводит человека к Богу, являются милостыни. Аллегорически это было представлено в Книге Бытия (27-33). Читаем там, что Иаков, оскорбив своего брата Исава, удалился в чужую землю. Когда же наконец захотел вернуться от Лавана, у которого служил четырнадцать лет, к своему брату Исаву, забрал свое имущество и ушел от него. Уже будучи в пути, сначала выслал своему брату дары. Приняв их, Исав тотчас вышел на встречу Иакову и бросившись ему на шею, поцеловал в знак примирения. «Глосса»: Иаков представляет человека грешного, который оскорбив своего брата, то есть Христа, служит Лавану, то есть дьяволу и отдаляется от Христа. Если же он хочет вернуться к Богу, должен сначала выслать Ему дары, давая милостыню убогим. Милостыня эта сразу приведет его ко Христу, который тотчас поцелует его, своею милостью отпуская его прегрешения.

Четвертый фактор, который приводит человека к Богу – это молитвы святых и добрых людей. Примером тому служит один мещанин, который был городским старостой и сделал много зла служителям Божьим. Наконец, когда коснулась его болезнь, стал он впадать в отчаяние. Но его жена, благочестивая женщина, в тайне от мужа, осторожно пришла к монахам и просила их молиться Богу, чтобы соблаговолил ниспослать ее мужу истинное сожаление о грехах, и чтобы он не потерял надежду на милосердие Божье. Когда монахи обратились к Богу в молитвах, неожиданно этот человек изменился и среди ночи потребовал исповедника. И тогда жена поняла, что благодаря молитвам братьев он изменился столь неожиданно. После исповеди он изменил свою жизнь к лучшему.

Таким образом четыре перевозчика приводят духовно грешного человека к Богу. И говорит Господь таковому: иди в дом твой (Мф 9,6), то есть в царство небесное, в частых размышлениях, чтобы ты мог избежать потопа в судный день. Этот дом был аллегорически представлен как Ноев ковчег, ибо подобно тому, как те, кто вошли в ковчег, избежали потопа, потому что не утонули (Быт 6-8), так точно и тот, кто войдет в небесный ковчег, никогда не утонет в аду.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий