Проповедь De tempore в шестое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Omnis qui irascitur fratri suo, reus erit judicio (Мф 5,22).
В этом фрагменте евангелии следует подчеркнуть две вещи. Во-первых, запрещает он вспыхивать гневом словами: Всякий, гневающийся. Во-вторых, словами: пойди прежде примирись с братом твоим (Мф 5,24) приглашает нас к примирению.
Что касается первого, то следует подчеркнуть, что евангелия запрещает нам гневаться, ибо гнев является началом всех иных преступлений. Запрещает нам это также, потому что все мы – братья; и наконец, потому что мы посланы в долгое путешествие. Аллегорически было это представлено в Книге Бытия (45), где читаем, что Иосиф, после того как даровал своим братьям зерно, за которым они пришли в Египет, призвал их и сказал: «Теперь вы должны идти к нашему отцу. Прошу вас, не ссорьтесь на дороге» (Быт 45,24). Иосиф символизирует Христа, который говорит нам христианам, чтобы мы не ссорились на дороге нашей жизни. Ибо каждый день мы проходим один огромный день пути к Отцу Небесному и потому мы не должны гневаться, пока не придем к Отцу.
Евангелия предостерегает пред гневом также потому, что он весьма немил Богу, нравится же дьяволу, и весьма вредит человеку. Во-первых, утверждаю, что гнев весьма немил Богу потому, что производит смятение в доме, в котором желает поселиться Бог. Воистину, в таком доме Бог не может оставаться.
Далее, потому что он искривляет образ Бога в душе. Ведь каждая душа создана по образу Бога, а человек пятнает этот образ грехами. Таким образом он становится подобным фальшивомонетчику, который подделывает серебро, добавляя в него медь. Таких людей встретит то, что ждет фальшивомонетчиков: будут сожжены в адском пламени. Посему гнев немил Богу.
В то же время человек склонный к гневу нравится дьяволу, поскольку по причине гнева человек приговаривается к тяжкому наказанию. Охваченный гневом человек не боится делать то, что подсказывает ему дьявол и даже если бы это был тяжкий грех, не жалеет он ни жены, ни детей. Иногда бросает в них табурет или нож, или толкает их на разожженную печь. Не прощает даже самого Бога.
Гнев вредит душе человека. Ибо ослепляет изнутри человека, который не может отличить правды от лжи. Так говорит поэт: «Гнев – препятствие для души в познании правды». А иногда во гневе человек убивает самого себя. Аллегорически это представлено в Первой Царской Книге в последней (31) главе о Сауле. Когда Саул не мог уйти от своих врагов, поскольку был побежден, по причине гнева, который к ним питал, сам бросился на свой меч и так убил себя. То же самое станет уделом всех легко впадающих в гнев. В судный день погибнут они от меча, то есть от приговора Христа. Примут смерть не только физическую, но и духовную.
Далее, гнев вредит человеку таким образом, что сокращает его жизнь. Книга Экклезиастика гласит: зависть и гнев сокращают дни (Сир 30,26). Весьма глупым был бы тот, кто бы хотел хранить огонь на своем лоне. Намного же глупее тот, кто хранит гнев в своем сердце, ибо огонь никогда не навредит так сильно телу во временной жизни, как гнев навредит душе. Вредит он даже людям добрым. Ибо иногда человек склонный ко гневу из-за одной пощёчины теряет десять или двадцать гривен.
Далее, гнев вредит душе, поскольку каждый человек сам мстит кому-то, а не отдает это в руки Бога, тогда призывает на свою душу огромную опасность. Так поступают те, кто имеет злые нравы и мстят, поджигая дома, посевы и стада скота. Люди-поджигатели подобны дьяволу, который в аду мстит душам при помощи огня. Ибо поджигатели тут на земле мстят, используя огонь. В будущем их ожидают подобные муки. Карой, предусмотренной для них согласно закону – является сожжение. Не должны они быть освобождены от этой кары, разве что воздадут за урон и принесут клятву, что более никогда не будут совершать подобные акты мести. Такие люди умирают плохой смертью, как имеем тому пример во Второй Царской Книге в особе Авессалома, который приказал поджечь поле Иоава (2Сам 14,30), и сам был за это повешен и пронзен тремя стрелами (18,14). Особа Авессалома представляет каждого поджигателя, который поджигает кому-то амбар или дом. Такой человек повиснет на адской виселице и будет пронзен тремя стрелами. Первой стрелой будет отделение от небесной общины. Второй стрелой будет приговор к вечной муке. Третьей будет то, что никогда не придет никакое спасение. И эта стрела – самая страшная.
Подобный пример имеем в особе Самсона. Читаем в Книге Судей (15,5), что поджег он посевы филистимлян. Спустя какое-то время был ними схвачен и ослеплен, а позднее сам лишил себя жизни. Поскольку гнев влечет за собой столь огромные несчастья, поэтому справедливо эта евангелия запрещает его. А посему, человече, отдай свой гнев Богу, чтобы отомстил за тебя так, как только Он один может. Ибо даже если весь мир попытается выдумать такой способ отмщения, чтобы жертва могла понести всю тяжесть наказания, то никто не сможет покарать так, как покарает одним словом Христос, говоря: идите… проклятые и т.д. (Мф 25,41). И потому Бог говорит: Мне отмщение, Я воздам (Втор 32,35; Рим 12,19).
Читаем же в «Житиях отцов», что некий монах пришел к отцу Филосию и признался ему, что собирается отомстить своему собрату, от которого услышал злые слова. Тогда отец Филосий начал молится такими словами: «О Боже, Ты уже нам не нужен, не нужно уже тебе заботиться о нас, ибо мы сами – как сказал этот монах – хотим мстить за наши обиды». Когда тот монах услышал это, начал жалеть о своем намерении. Благодаря таким примерам становится ясно, почему нам запрещается пылать гневом.
Во-вторых, приведенный фрагмент евангелии призывает нас к примирению словами: пойди прежде примирись с братом твоим (Мф 5,24). Ибо если кто-либо хочет принести Богу какой-либо дар, а гневается на кого-то из своих ближних, должен сперва примириться с ним и снискать его прощение. Только тогда сможет принести свою жертву. Ибо человек должен сперва очистить свое сердце, чтобы в нем не было ничего, что не нравится Богу. И потому Книга Исход гласит: Сыны Аарона получают наказ, чтобы омывать руки и ноги, когда должны приносить жертвы в скинии (ср. Исх 30,19-20). Если же очищались те, кто приносил в жертву овец и волов, на сколько же более должны очищаться мы, которые приносим в жертву и принимаем Тело Христово.
Посему имеем четырех братьев. С тремя мы обязаны примириться, с четвертым же – никогда. Первым нашим братом, с которым мы должны примириться является Христос. О том, что Он должен быть нашим братом, говорит Апостол: Он не стыдится называть их – то есть христиан - братьями (Евр 2,11). Ибо Он – тот сладчайший брат, который в судный день будет делить с нами свое наследие, окупленное Его бесценной кровью. Кто оскорбит этого брата, должен просить Его прощения, снискать Его милость. Аллегорически это было прекрасно представлено в Книге Бытия (45,1). Читаем там, что братья продали Иосифа в Египет, но потом, пав перед ним на колени, принесли ему дары, чтобы снискать его прощение. Он же, смилосердившись над ними, расцеловал их с плачем и таким образом примирился с ними. Иосиф символизирует Христа, который является братом всем нам. Но мы часто продаем этого брата, совершая смертные грехи. Ныне, поскольку мы оскорбили Его, должны пасть пред Ним наземь в смирении и исповедать свои грехи. Христос, видя наше сокрушение, тотчас простит нас, ибо Он милосерден. Возвращая грешнику утраченную милость, Христос полагает на лицо его поцелуй.
Второй наш брат – ангел, с которым мы примиряемся тогда, когда слушаем его советы и поступаем согласно с ними. Ибо это тот наш брат, о котором упоминается в Книге Товита, когда молодой Товия говорит ангелу: прошу тебя, брат Азария, скажи к чему эти части из рыбы? … Отвечая ему ангел сказал: если часть ее сердца положишь на угли, дым его отгоняет, то есть будут бежать злые духи и всякие черти (ср. Тов 6,7-8). Вот видим, что Товия – будучи человеком – называет ангела братом. И потому, как Товия выслушал совет ангела, так и ты, человече, поступи ныне. Послушай его совет, а если его чем-либо обидишь, примирись с ним. А каков же его совет? Верно, чтобы, вспоминая о вечных муках, положил свое сердце на адских углях, и тогда наверняка, расходящийся смрадный дым сокрушения отгонит от тебя злых духов и грехи. Ибо ангелы помогают нам как наивернейшие братья в борьбе с нашим врагом – силами сатаны. Аллегорически это представлено в Первой Маккавейской Книге (4,3), где читаем, что после смерти Маттафии, его место занял Иуда Маккавей и вел войны со своими врагами, а именно с Никанором и его войсками. Помогали ему в этом его братья, сыны Израиля. Иуда представляет каждого человека, который борется с Никанором, то есть с дьяволом, и с его войском, то есть искушениями. Тогда его братья – сыны Израиля, то есть святые ангелы, помогают ему вести сражения с врагом. Все удается тому, кто сохраняет приверженность этих братьев.
Очередным нашим братом является человек. Справедливо мы считаем друг друга братьями, поскольку происходим от одного отца, то есть от Адама, и от одной матери, а именно от Евы. Об этом брате говорит Иоанн: ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1Ин 3,15). Мы должны примириться с этим братом, от всего сердца простить ему обиды. Если так поступим, то и Отец наш небесный простит нам наши грехи. Но если не сделаем этого, и Он нам не простит. Пример того – недостойный раб, который не хотел простить своего брата. Был он потом ввергнут в темницу. Это ждет всех, кто здесь на земле не хотят прощать своим ближним. Будут они когда-то заключены в аду и никогда не будут оттуда освобождены. Посему Григорий говорит: «Мы все – братья, сотворенные одной силой и искупленные кровью, и потому не должны пренебрегать ни одним из наших убогих и оставленных братьев».
Нашим братом является также и сатана, поскольку у нас один и тот же Творец. Об этом брате речь идет в Книге Иова: Я стал братом шакалам (Вульгата – драконам) и другом страусам (Иов 30,29). Змеи ядом убивают людей. Точно также злые духи адским ядом, то есть грехами, убивают души. О, сколько же душ погибло от яда злых духов! Одни гибнут от гордыни, другие от зависти, еще иные от жадности, и то же относится к остальным грехам.
А то, что сатана является нашим братом и что убивает он своих братьев, аллегорически представлено в Книге Судей (8,30), где читаем, что Иероваал имел семьдесят сыновей, так как было у него много жен. Но родила ему сына также одна из его наложниц и дали ему имя Авимелех. Он знал, что не может стать царем, поскольку он – сын наложницы. Завидовал он своим братьям, которые могли получить царскую власть. Убил их всех, чтобы самому воссесть на троне. Этот Авимелех представляет дьявола, который видя, что его братья, то есть христиане, должны царствовать в небесном царстве, которое он сам утратил, ищет способ, как бы их убить. И многих в конце концов убивает, если не сопротивляться ему. Но с этим братом ни в коем случае мы не можем примиряться, ибо он неверен и нарушает мир.
Аллегорически описание этой мысли находится во Второй Маккавейской Книге (8,16), где Иуда Маккавей просит своих братьев, чтобы никогда не примирялись с его врагами, ибо каждый раз они его обманывали. Иуда, отважный как лев, символизирует Христа, который явил свою силу, побеждая ад. Просит Он своих братьев, то есть верных христиан, чтобы ни под каким видом не жили в согласии со злыми духами, которые являются нашими вечными врагами. Должны же мы мужественно с ними бороться, ибо обещают они многое, но мало из этого выполняют.
Некий вор заключил договор с сатаной, что будет ему служить, только бы ему везло в воровском ремесле. Дьявол пообещал ему это, говоря, что, если его схватят, он освободит его и не допустит, чтобы его казнили на виселице. Когда вор уже много наворовал, был в конце концов пойман на краже и брошен в темницу. Тогда пришел к нему дьявол, говоря: «Не бойся! Не повесят тебя, ибо я сделаю так, что не смогут найти в городе ни одной веревки. Тогда ты возьми и дай эти деньги судье. Таким образом уйдешь от них». Когда вор хотел так сделать, вместо денег вытащил веревку и был повешен. Таково вероломство дьявола.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий