Любовь и благодушие св. Фомы

7/22/2022, No Comment

Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава VІ. Молитва. Парение тела. Доброта, 37.

Всякому, кто принял в дар от Бога такое множество благодеяний, весьма подобает преисполниться любовью ко всем. Так вот и Доктор был полон любви и милости, поскольку других опережал Божиими дарованиями, благодаря коим сиял учёностью. Ибо был он на диво благодушен, мягок в речах и вежлив в обращении. Благодаря мягкости его речей всякий чувствовал, чей Дух обитает в душе его; каждый, наблюдавший поведение его, мог узреть святость души его. Хотя он, сам не ведая греха, сверх меры ополчался на грешников, всё же из любви к справедливости и спасению души ближнего советовал судье и прелату так ополчаться на грех, чтобы оказаться разом и преследователем преступления, и спасителем человека – чтобы и преступление уничтожилось, и человека от преступления не погиб. Сей святой едва мог поверить, что люди грешат, считая всех подобными себе или лучше себя невинностью и нравом, а когда сталкивался с кем-нибудь, согрешившим по слабости, оплакивал чужой проступок, словно собственный, подражая примеру того, кто так сострадал чужому несчастью, словно сам сжигаемый пламенем.

Благодаря таковому его радушию казалось, что от одного лишь взгляда на лицо его возникает дивное чувство любви; и не было никого, кто, поглядев на него сколько-нибудь при общении и разговоре, не ощущал прикосновения особой утешительной благодати. Вот и брат Эуфранон Салернский, пользующийся известностью и добрым именем у всего Ордена Проповедников, часто повторял, что всякий раз, как он с благоговейным чувством глядел на Доктора, ощущал от его облика и речей прилив благодати духовной радости, каковая могла происходить только от Святого Духа.

И напитавшись от обильных корней любви его, на ветвях разрастались плоды милосердия. Ибо был брат Фома на диво сострадателен к нищим и постоянно обильно раздаривал нуждающимся свои туники и прочие вещи, побуждаемый к тому обилием жалости. Он не оставлял себе ничего лишнего, зная, что по Господнему предписанию следует восполнять что другим не хватает. Потому же он и на завтра себе ничего не приберегал, когда знал, что другие находятся в крайней нужде.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий