Из статьи брата Петра Лясковского ОР, Способы отдыха средневековых братьев-доминиканцев. 3.
Пришло время анализа доминиканского отдыха с практической стороны, то есть способов употребления такового средневековыми братьями-проповедниками. Основным источником для нас являются акты генеральных и провинциальных капитулов, которые либо устанавливают определенные нормы отдыха, либо – что чаще – порицают и устанавливают наказания для братьев, которые переусердствовали в этой сфере своей жизни.
Чаще всего братья отдыхали пребывая вместе, в общении, играх, употребляя вино или пиво. В дальнейшей части этой статьи буду использовать для такого рода встреч термин «рекреация». Довольно быстро в ордене развился обычай, когда братья после обеда встречались, чтобы немного пообщаться и расслабиться. Во время хорошей погоды выходили в сад. Эти рекреации на свежем воздухе были, однако, окружены различными ограничениями, наказывающими братьям вести себя достойно и серьезно, и не говорить на праздные, мирские темы. Наверное, на это не очень обращали внимание, поскольку капитулы укоряли братьев, которые слишком уж вовлекались в дискуссии о смущающих разум естественных науках и логике. Эти постановления, однако, не соблюдались повсеместно. Находим множество порицаний братьев (начиная практически с начал существования ордена, с 1252 года), которые распевают светские, вульгарные и несерьезные песни или играют в различные игры. Однако постепенно законодательство начинает допускать умеренные игры. Святой Антонин Флорентийский (следует отметить, что был он доминиканцем-обсервантом, что подсказывает, что в обычных доминиканских монастырях наверняка нравы были более распущенными) допускает, чтобы братья ловили рыбу или плавали. Ставит он, однако, требование, чтобы занятия спортом или игры монахов не допускали снятие монашеского облачения (остается интригующим, почему по мнению святого плаванье не требовало снятие облачения). В XV веке популярным развлечение доминиканцев было разыгрывание сцен и театральных представлений. Также и здесь случались злоупотребления: известны порицания конца XV века, что братья не должны снимать при этом облачения и не приглашать женщин для разыгрывания женских ролей.
Хотя это как кажется противоречит литургическому ритму дня, братьям довольно часто случалось устраивать рекреации после Комплеты (Повечерия). В конце средневековья в Лилле даже легализировали такую практику. Доминиканцы любили тогда вести дискуссии на не совсем благочестивые темы, касающиеся, например качества различных вин. Кажется, что братья употребляли также иного рода алкогольные напитки. Злобный французский стишок, обличающий пороки различных орденов гласит: «Якобинец кружку за кружкой вливает». Враждебно относящийся к ордену (поэтому можем допускать, что пишет он с определенным преувеличением) Пейр Карденаль* пишет: «Если Бог познается благодаря хорошей жизни, хорошему одеянию, хорошей еде и хорошему сну, то они определенно познают Бога». Проблема увлечения многочисленными разговорами и приемами выступала на всех уровнях орденской иерархии: обвиняли приоров виновных в нарушении молчания в своих монастырях, провинциальные капитулы, слишком затягивающие свои заседания, поскольку превращали их в приемы, на которые иногда приглашали даже светских вельмож.
Один интересный вид развлечения братьев-проповедников описывает историк Анна Зайховска. Из анализа рукописи, сохранившегося в Архиве Польской Провинции, она делает вывод, что доминиканским братьям-студентам, которые начинали занятия в краковском studium generale, устраивали хейзинг, называемый по-латыни depositio beanorum. Это был обычай, распространенный в университетах Западной Европы, практикующийся также, хотя в меньшей степени, в Краковском Университете. Так выглядела эта забава в светском учебном заведении: «Беанов (то есть новоприбывших студентов) трактовали во время таковых как деревянные бревна, которые нужно обтесать и острогать, при этом поддавали их этим операциям используя весьма топорные инструменты, обливали помоями, били, в конце же они должны были принести присягу, что не будут пытаться отмстить кому-либо из своих мучителей. Хейзинг заканчивался пирушкой, естественно за счет беанов». К сожалению, у нас нет свидетельств, которые описывали бы нам, имел ли монастырский хейзинг такую же самую форму. Сохранилась только одна проповедь, которую скорее всего произнесли во время такого торжества, в которой проповедник немилосердно критиковал новых студентов.
Кажется, что братья, как приличествует странствующим проповедникам, находили радость и отдохновение в походах и путешествиях. Как было уже упомянуто выше, св. Фома во времена своей молодости (правда еще пред вступлением в орден) любил бродить по горам, окружающим Монтекассино. Веслав Шимона, приближая читателям образ блаженного Генриха Сузо, описывает, что он восхищался прекрасными пейзажами, среди которых путешествовал, а в конце своей жизни много времени проводил в разговорах со своим другом. Автор считает, что эти разговоры происходили во время длительных прогулок. Интересным свидетельством такой формы отдыха является монастырь Сан-Марко во Флоренции во времена его знаменитого приора, Джироланимо Савонаролы. Община этого конвента имела обычай совместных выходов за пределы города. Во время этих прогулок братья вместе читали Литургию часов, но также общались друг с другом, придумывали разные благочестивые стишки и песни или даже исполняли религиозные танцы. Случались также индивидуальные путешествия в качестве отдыха. По крайней мере так следует интерпретировать разрешение оставить монастырь на восемь дней для некоего брата из польской провинции. Целью его путешествия является посещение amicos vestros.
Подобно как с рекреациями и разговорами, так и с путешествиями братьям случалось иногда злоупотребить. Ежи Клочовский в одной из своих книг неоднократно упоминает, что наибольшей проблемой средневековой доминиканской жизни были братья бродяги. Пенитенциарные постановления польских доминиканцев указывают на появление различных злоупотреблений, связанных с путешествиями среди тогдашних братьев: в списке серьезных проступков выступают езда верхом или длящиеся намного более необходимого миссионерские путешествия.
К сожалению, мне не удалось найти доминиканских первоисточников, которые могли бы четко подтвердить гипотезу о третьем, упомянутом мною, способе отдыха братьев, а именно – послеобеденном сне. Единственным доводом является упоминание, о котором уже говорилось выше, о плане дня св. Фомы Аквинского, который имел обычай коротко вздремнуть после обеда. Кажется, однако, почти определенно, что это было обычной практикой многих братьев. Обычай этот, именуемый сиестой, был распространен в южных странах, из которых происходит орден, и нет повода допускать, чтобы братья доминиканцы являли собой исключение в его практике. Имеем явное свидетельство, что сон в эту пору дня был на постоянной основе вписан в распорядок дня аббатства Клюни. В принципе, все старинные монастырские уставы позволяли полуденный сон.
* Пейре Карденаль (окс. Pèire Cardenal, 1180 — 1278) — провансальский трубадур. Из знатного рода, был в молодости каноником, затем предался радостям светской жизни, пользовался благосклонностью короля Хайме I Арагонского и умер, чуть не дожив до ста лет. Сохранились около 70 стихотворений Карденаля, в основном — mune Sirvente (сирвенты). В них он выступает искренним сторонником графа Раймунда VII Тулузского и радуется неудачам крестоносцев в борьбе против альбигойцев. В стихотворениях его высмеиваются Церковь, кардиналы, папа. Согласно средневековому жизнеописанию «он порицал зло этого мира и неверность клириков».
Отправить комментарий