Когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие

7/17/2022, No Comment

Проповедь De tempore в пятое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Cum turbae irruerunt in eum ut audirent verbum Dei (Лк 5,1).

В этой евангелии было затронуто три вопроса. Во-первых, такое рвение этого народа в слушании слова Божьего, что нам его представили в качестве примера. Во-вторых, то, что Сын Божий вошел в лодку. И в-третьих, Его учение из лодки.

В связи с первым вопросом следует заметить, что эти толпы теснились к Иисусу, чтобы насытить свои души хлебом слова Божьего. Воистину, велико было их рвение. Было оно столь великим, что Господь из-за огромного натиска не мог учить на суше, но вошел в лодку, чтобы оттуда излагать учение. И несомненно каждый, кто познал бы силу слова Божьего, охотно бы Его слушал. Ибо оно имеет такую силу просвещения души, что она начинает видеть то, что должна делать, а чего избегать: Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс 118,105).

Слово Божье также побуждает зачерствелые души к сокрушению. Было это представлено на примере святого Петра. Когда он трижды отрекся от Христа, пропел петух и тогда Петр, выйдя вон, плакал горько (Мф 26,75). Петух символизирует проповедника, который начинает учить и тогда Петр, то есть закоренелый грешник, начинает плакать по причине своих грехов.

Слово Божье также освобождает человека от злого духа. Было это представлено в Первой Царской Книге, где читаем, что царь Саул имел злого духа, который его мучил. И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него (1Сам 16,23). Давид означает проповедника; когда он начинает играть, то есть излагать слово Божье, тотчас злой дух, то есть дьявол, отступает от Саула, то есть от грешного человека.

Также ангелы, которые преподносят Богу наше благочестие, слушают слово Божье. Имеем тому пример. Ибо читаем, что святой Беда на какое-то время перед своей смертью потерял зрение, а поскольку он охотно читал проповеди, однажды его враги и насмешники коварно попросили его, чтобы вышел проповедовать, говоря, что люд ждет его. Беда, поверив им, приказал себя отвести и став на бочке, проповедовал, думая, что его слушает множество людей, в то время как стояли там только насмешники, чтобы его высмеять. Когда же он, окончив проповедь, согласно своему обычаю, сказал: «Что Он вам да соблаговолит подать», огромный хор ангелов ответил: «Аминь», так как бы вокруг стояло множество людей. И поэтому мы должны охотно слушать слово Божье.

Что же касается второго вопроса, то заметь, что лодка, в которую вошел Христос, символизирует покаяние, то есть крест Христов. Иероним говорит, что лодка означает крест, который мы принимаем, ибо покаяние является как бы спасительной доской после кораблекрушения. Поэтому, подобно как человек, который бросает корабль, тонет, точно так человек, который отвергает покаяние, ввергается в ад. Было это представлено в Книге Ионы. Пророк Иона вместе с какими-то людьми плыл на корабле по морю. Когда из-за него началась страшная буря, его спутники, видя, что оказались в опасности, бросили Иону в море и его тотчас проглотила рыба (Ион 1,3-2,1). Иона символизирует каждого человека, который плывет по морю, то есть пребывает в этом мире. Но когда он на корабле, то есть исполняет покаяние, тогда наваливается буря, то есть сатанинские искушения, и, если человек не хочет им противостоять, его сбрасывают с корабля, то есть отстраняют от покаяния, и он тонет в море, то есть в аду. И так рыба, то есть дьявол, который приближается, глотает его.

Знай же, что существует такой обычай, что, когда начинается буря на море, все люди прощают тем, кто им сделал что-либо плохого. Подобно и мы, исполняющие покаяние, должны прощать всем, кто нас обидел.

Те, кто плывут по морю, привыкли выбрасывать с корабля тяжести, чтобы не утонуть. Подобно и мы, все тяжести, которыми мы обременены, как имущество, приобретенное нечестно ростовщичеством, грабежом и воровством должны выбросить, то есть отдать, чтобы мы не были потоплены дьяволом.

Подобным образом на корабле совершается путешествие по морю в Иерусалим, то есть к Гробу Господнему. Также, совершая покаяние, мы должны переправляться в небесный Иерусалим, где находится не только Гроб Христов, но также вся Святая Троица.

Эта лодка, согласно комментариям, символизирует также крест Христов. Благодаря ней мы причаливаем к берегам небесной отчизны. Христос вошел в нее ради нашего спасения и для того, чтобы нас из нее учить. Семикратно Он изложил нам учение в семи предложениях, которые произнес на кресте. Первое звучало: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (Лк 23,34). Второе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23,43). Третье: Жено! се, сын Твой (Ин 19,26) и се, Матерь твоя! (Ин 19,27). Четвертое: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27,46; Мк 15,34). Пятое: жажду! (Ин 19,28). Шестое: совершилось! (Ин 19,30). Седьмое: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк 23,46). О, сколь же ценное учение передал Он нам в этих словах!

В первом предложении Он научил нас тому, что даже если бы мы испытали какие-то огромные обиды, все-равно мы должны их милосердно прощать ради Бога, который не только терпеливо выносит совершенное зло, но также, хоть и мог бы помешать своим неприятелям и призвать для защиты множество легионов ангельских, не желал того, и что более того, добром отплатил за зло, когда оправдывал перед Отцом тех, кто Его распинал, когда говорил: не знают, что делают! (Лк 23,34) и молился за них: Отче, говорит, прости им (ср. Лк 23,43). Не родился еще такой человек, который испытал бы столько обид и несмотря ни на что сразу их простил. Это свидетельство против тех, кто даже наименьшей обиды не хочет прощать, хотя получил бы за это огромный дар, коим является отпущение грехов. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши (Мф 6,14).

Во втором высказывании, а именно в том, которое обратил к разбойнику, Он освобождает грешников от отчаяния. Поэтому Ансельм, исполненный прославления, сказал: «О Господи Иисусе, разбойник, который за свои грехи был распят, всегда жил в грехах, но все-таки в смертный час, когда исповедал свои вины, удостоился милосердия и в тот же день был с Тобою в раю».

Когда в третьем предложении Он сказал: Жено! се, сын Твой и се, Матерь твоя! (Ин 19,26-27), научил нас, что мы должны заботится о родителях и оказывать им уважение, ибо склоняют нас к тому множество причин, а именно: Святое Писание, примеры и награды. Так наказывает нам это Святое Писание, то есть Новый и Ветхий Завет: почитай отца твоего и матерь твою (Исх 20,12; Втор 5,16; Эф 6,1), а также: Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исх 21,17; Мф 15,4; Мк 7,10).

Склоняют нас также примеры, а особенно пример Христа, который в момент смерти и ухода из этого мира, исполненный заботой о матери, вверил ее ученику.

Даже животные могут послужить нам примером. Ибо говорится о журавлях, что, когда эти птицы в старости лишаются перьев, их молодые заботятся о них так долго, как это нужно, то есть до смерти. И справедливо, ибо эти родители заботились о них, когда те были еще малыми.

К заботе о родителях склоняют нас также награды, первой из которых является долгая жизнь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх 20,12). Посему, если хочешь долго жить, почитай родителей. Вторая награда – выслушанные молитвы: Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан (Сир 3,5). Третья награда – получение благословения временного и вечного: почитай отца твоего, чтобы пришло на тебя благословение временное и вечное (ср. Сир 3,8).

Но есть и такие, кто не только не относятся с почтением к своим родителям, но даже насмехаются с них, говоря: «Вы стары и лишились разума». Таковые должны страшится, чтобы не случилось с ними того, что с Хамом, сыном Ноя. Ной после потопа начал обрабатывать землю и садить виноградник. Выпив же вина, он опьянел и уснул, а во сне обнажился. Увидев это, его младший сын, насмехался над отцом и обо всем донес своим братьям. Те же, отвернувшись, прикрыли своего отца и не видели тела его. Ной, узнав пробудившись, что сделал его сын Хам, сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт 9,25).

Ной символизирует Бога Отца, который сейчас как бы спит, поскольку не карает грешников, но в день суда пробудится и тогда осудит всех, кто насмехался над Ним или оскорбляли своих родителей, и не воздали за это, и приговорит их к рабству вечного наказания в аду.

Некоторые так долго оказывают уважение своим родителям и хорошо с ними обходятся, как долго родители могут работать или что-либо давать, но когда это заканчивается, тогда немного заботятся о них, как это однажды произошло. Однажды один честный человек, уже не в состоянии работать, отдал свое имение единственному сыну, которого имел, чтобы сын заботился о нем до смерти. Пока сын не женился, жил вместе с отцом под одной крышей, но потом приказал ему спать снаружи. Когда настала зима, старец просил сына теплую одежду, чтобы не умереть от холода. Однако сын не позаботился о нем. Наконец отец позвал внука, то есть сына своего сына, и сказал ему: «Иди к своему отцу и проси, чтобы отец купил что-нибудь из одежды». Мальчик пошел и получил столько, что отец купил четыре локтя сукна, из чего два отдал отцу, а остальное приказал спрятать. Увидев это, мальчик начал плакать и просить, чтобы дал ему и остальную часть сукна. Отец спросил: «Зачем оно тебе?» Мальчик же, вдохновленный Святым Духом, ответил: «Хочу сохранить его для тебя. Когда ты постареешь, я не дам тебе ничего более того, что ты дал моему деду». Услышав это, отец восполнил все, что упустил.

Когда Христос в четвертый раз отозвался, говоря: для чего Ты Меня оставил? (Мф 27,46; Мк 15,34), научил нас, чтобы мы оказывали сочувствие измученным, поскольку произнес эти слова особенно ради тех, кто находился в преисподней, несчастья которых, как говорит Августин, Он почитал своими.

Когда Христос отозвался в пятый раз, говоря: жажду (Ин 19,28), научил нас жаждать небесных благ, и чтобы мы, когда придем к источнику Святой Троицы, поступали так, как говорит псалом: жаждет душа моя к источнику жизни (ср. Пс 41,3).

Когда Христос отозвался шестой раз, говоря: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк 23,46), научил нас, что в конце нашей жизни мы должны вверить душу Господу, чтобы Святой Дух вернулся к Тому, кто Его уделил. Примером тому является святой Николай. Когда он почувствовал, что приближается его конец, начал петь псалом: на Тебя, Господи, уповаю (Пс 30,1), а когда сказал: в Твою руку предаю дух мой (Пс 60,6), блаженно почил.

Когда Христос отозвался седьмой раз, сказал: Совершилось! (Ин 19,28), научил нас стойкости в благом деле. Во знаменование этого в Законе было наказано приносить в жертву голову и хвост животного. Григорий говорит: «Воистину, зря бежать, если бег не кончается». Посему Господь говорит: претерпевший до конца спасется (Мф 10,22). А в Откровении сказано: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2,10).

Имеем тому пример. Однажды язычники поймали сорок христиан и посадили их в кадь, полную воды, а была зима. Во время этой казни один язычник узрел сорок ангелов, держащих сорок венцов над головами этих сорока христиан. Но вскоре один из истязуемых сказал, что отрекается от веры, только бы его вытащили из кади. Когда это сделали, один ангел унес в небо один венец. Видя то, этот язычник сказал: «И я верую в Того, ради которого они переносят эти муки». Тотчас его поместили на место того христианина, который отрекся и который также спросил язычника, кто его так неожиданно обратил. Тот ответил ему, что видел и как христианин утратил венец, ибо не выстоял в добром. А язычник, который перенес муку до конца, получил вместе с другими венец вечный, к которому пусть приведет нас Господь. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий