Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Евангельская бедность в «покаянном обращении» Проповедников, I, Бедность, как способ бегства от мира. 1.
Отречение от мира является основным элементом монашеской жизни во всей истории движений, стремящихся к совершенству, поскольку является основной тенденцией всего христианства.
Его особенным образом подчеркивали в первые года существования доминиканцев перед принесением обетов и в присяге «отвержения мира», которую произносили кандидаты в орден вплоть до 1257 года. Этот обряд предшествовал принятию облачения и часто воспринимался как принесение обетов.
Тем не менее – отречение от мира приобретало в ордене особенную форму. Орден не мотивировался бегством в пустыню, что было характерно для отшельнического монашества, а также некоторых нищенствующих орденов, особенно кармелитам. Совсем наоборот, св. Доминик отважно посылал своих братьев в мир. Это было принятие христианской позиции, описанной в Послании к Диогнету: христиане повсюду в мире, но они не от мира. Это была типичная позиция в Церкви после григорианской реформы, с XI века. В связи с этим следует вспомнить реакцию св. Доминика на поведение некоторых цистерцианцев, которые наблюдали за его братьями, «посланными на служение, несмотря на то что были в начале существования ордена немногочисленны, плохо образованы и в большинстве молодые». «Почему, ученики фарисейские, вы следите за моими учениками? Знаю, знаю и уверен, что мои молодые братья уйдут и вернутся, отправятся на миссию и вернутся в монастырь, в то время как ваши молодые споткнутся и уйдут из ордена».
Вместо этого орден безоговорочно акцентирует оторванность от мира в абсолютном отвержении «благ мира сего», включая в это преимущества достойной социальной позиции, принимая вместо нее смирение нищенствующей бедности. Тут речь шла уже не только, как в случае с монахами, ведущими общинный образ жизни, об отречении от личных благ в кругу общины, которая сохраняла право собственности, но об общем нищенстве, которое охватывало общины и монахов, пребывающих вне монастыря. Целью такого нищенства была не только покаянная нужда, но также и социальный статус нищего, поставленный в основании их совершенства. Как мы уже ранее говорили, нищенская бедность была для св. Доминика «состоянием социального унижения, которое с 1206 года он сознательно принял как в своем сердце, так и в своей жизни» и которое в 1215-1220 годах передал своим сыновьям в качестве основы их евангельского проповедничества.
Отправить комментарий