Проповедь De sanctis в день святого Георгия, мученика Перегрина Опольского.
Induite vos armaturam Dei, ut possitis stare adversus insidias diaboli (Эф 6,11).
Храбрый рыцарь сперва должен облечься во всеоружие, а потом должен вступить в борьбу с врагом. Апостол, зная об этом, сперва вооружает рыцарей Христовых, когда говорит: Облекитесь во всеоружие, а потом призывает вооруженных к борьбе, говоря: чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Святой Георгий был рыцарем Христовым, более того – предводителем, так как был трибуном, который под своим началом имеет тысячу солдат, поэтому также к нему могут относиться эти слова, в которых слышим приказ вооружиться, а потом вступить в бой с врагом.
Что касается первого вопроса, следует знать, что святой Георгий имел четыре элемента вооружения, а именно: щит, шлем, панцирь и меч, которые означают четыре вида духовной брони: веру, надежду, любовь и добрые дела.
Во-первых, его вера была как бы щитом. Читаем о святом Георгии, что, когда он увидел, что Дациан принуждает людей приносить жертвы идолам, сам стал перед ним и воскликнул: «Все боги язычников – это бесы, небеса же сотворил Господь». Апостол говорит: паче всего возьмите щит веры (Эф 6,16).
Во-вторых, надежда была как бы его шлемом. Читаем о святом Георгии, что, когда во время великих гонений многие отрекались от веры, он, уповая на Господа, своим учением укреплял всех христиан.
В-третьих, его любовь Бога и ближнего была как бы мечем. Читаем о святом Георгии, что, когда он видел великие гонения и огромный страх среди христиан, из-за столь огромного оскорбления Бога и погибели людей, был ранен мечем любви.
В-четвертых, его добрые дела были как бы панцирем. Читаем о святом Георгии, что хоть он и был богат, оставил все свои блага, всю службу, все рыцарское снаряжение и полностью посвятил себя служению Богу и ближнему. Ибо как панцирь защищает все тело, так добрый поступок украшает душу и хранит ее. Поэтому Апостол говорит: облечемся в оружия света (Рим 13,12). Посему, добрые дела вооружают, ибо хранят душу и являются оружием света, ибо ее украшают.
Посему по примеру святого Георгия мы должны облечься во это всеоружие, поскольку с его помощью мы должны завоевать царство небесное. Аллегорически это было представлено в Книге Судей (18,1-10), где читаем, что поскольку сыновья Дана не получили удел среди других колен, взялись за оружие и сражаясь, завоевали для себя землю богатую, в которой ни в чем не было недостатка. Сыновья Дана означают грешников, Дан – значит суд. Те, кто является сыном суда, а не милосердия, справедливо, по причине своих грехов, не получают наследственный удел, но потом, схватившись за оружие, то есть благодаря добродетелям, добывают и возвращают то, что утратили через грех, а именно богатство царства небесного, где ни в чем не будет никакого недостатка.
Что касается второго вопроса, то в словах: чтобы вам можно было стать против козней диавольских представлена была победа над врагами. В связи с этим следует знать, что святой Георгий, победил трех врагов, а именно: дьявола, мир и плоть. Посему, во-первых, победил дьявола, ибо, как читаем, убил какого-то огромного дракона. Об этом драконе сказано три подробности: что жил он в воде, что своим дыханием отравлял воздух и что убивал людей. Подобно дьявол, который обитает в некоторых, то есть в развратных людях, и который использует воду, то есть злой шепот, жаждет человека духовно утопить. Аллегорически это было представлено в Откровении. Святой Иоанн увидел, что пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою (Откр 12,15). Этот змий означает дьявола, который искусил Адама и Еву. Он то из своей пасти, то есть из нутра своего, полного зла, пускает воду, то есть искушает женщину, то есть душу, чтобы вовлечь ее в грех и таким образом утопить в аду. Этого змия, то есть дракона, победил святой Георгий трояким копьем, а именно копьем благочестивой молитвы, ибо читаем о нем, что уповал на Бога, вторым копьем страстей Господних, ибо читаем о нем, что творил крестное знамение, а также третьим копьем сочувствия, ибо рисковал жизнью ради спасения некой девы.
Посему читаем о нем, что однажды прибыл он в провинцию Ливия, в город, называемый Силена. Вблизи этого города находилось озеро, подобное морю, в котором прятался весьма опасный дракон. Был он опасен, поскольку часто обращал в бегство людей, выступавших против него с оружием, а подходя под городские стены, дыханием своим отравлял его жителей. Из-за этого погибало очень много людей и потому жители города давали ему каждый день две овцы. Когда же овцы начали заканчиваться, тем более что много их не было, посоветовавшись, постановили бросать ему овцу и в придачу жертвовать человека. Когда же отдавали сыновей и дочерей, а рок не щадил никого, и уже почти все сыновья и дочери были сожраны, однажды волей судьбы была поймана и предназначена для дракона единственная дочь царя. Тогда отчаявшийся царь воскликнул: «Возьмите золото и серебро, и даже половину царства, но оставьте мне мою дочерь, чтобы не погибла таким способом». Тогда народ отвечал ему с огромным гневом: «Ты, царь, сам установил этот закон, а теперь, когда погибли все наши дети, хочешь спасти свою дочь! Если не поступишь со своей дочерью также, как приказал поступить с иными, мы подожжем тебя вместе с твоим домом!» Услышав это, царь начал плакать над дочерью, говоря: «Горе мне, дочерь мой сладчайшая, что же мне делать, что сказать, если не увижу уже твоей свадьбы!» И обратившись к народу, сказал: «Прошу вас даровать мне восемь дней отсрочки, чтобы я мог оплакать мою дочь». Люд согласился с этим, но спустя восемь дней обратился к царю с великим гневом, говоря: «Хочешь ли ты нас погубить ради твоей дочери? Вот, все мы погибаем от дыхания дракона!» Тогда царь, видя, что не сможет спасти дочь, облачил ее в царский наряд, обнял и со слезами сказал: «Ах, я несчастный! Дочерь дражайшая, я был уверен, что сыновей тобою рожденных я буду воспитывать при царском дворе, а ты станешь пищей дракона! Ах, я несчастный! Дочерь сладчайшая, я думал, что на твою свадьбу приглашу многих князей, дворец украшу жемчугом, услышу бубны и арфы, а ты теперь отправляешься в пасть дракона!» И поцеловав, отправил ее со словами: «Если б я раньше умер, моя дочерь, чем бы тебя так потерял!» Тогда она пала к ногам отца, прося благословения, а когда отец, рыдая, благословил ее, отправилась в сторону озера.
Святой Георгий, проходя по близости, увидел ее плачущую и спросил, что случилось. Она ответила: «Добрый юноша, садись скорее на коня и убегай, чтобы не умер вместе со мною». А Георгий ответил: «Не пугайся, дочерь, но скажи мне, чего ты ждешь на очах всего народа». Она ответила: «Вижу, добрый юноша, что у тебя великодушное сердце, но почему ты хочешь умереть вместе со мной? Убегай, не задерживайся!» Георгий же ответил: «Не уйду отсюда, пока не скажешь мне всего». Когда же она открыла ему всю правду, сказал: «Не бойся, ибо во имя Христа, помогу тебе». Она же на это: «Добрый рыцарь, не погибай вместе со мной! Хватит того, что я сама утрачу жизнь, все-равно освободить меня не сможешь, а погибнешь вместе со мной». Когда они так разговаривали, вот дракон, приближаясь, вытащил голову из озера. Тогда напуганная девушка воскликнула: «Убегай немедленно!» Тотчас Георгий, запрыгнув на коня, перекрестился и отважно бросился на нападающего на него дракона. Вверив себя Богу, он замахнулся копьем и тяжело ранив дракона, повалил его на землю. Тогда он сказал деве: «Накинь свой пояс на его шею!» А когда девушка без колебания исполнила этот приказ, дракон последовал за ней как смиреннейший пёс. Когда его привели в город, люди, видя это, начали убегать на возвышенности и укрепления, крича: «Горе нам, ибо все сейчас сгинем!» Тогда святой Григорий позвал их, говоря: «Не бойтесь, ибо Бог прислал меня сюда, чтобы я освободил вас от кары дракона. Только уверуйте во Христа и пусть каждый из вас примет крещение, и я убью дракона». Тогда царь вместе со всем людом приняли крещение, а святой Георгий, выхватив меч из ножен, убил дракона и приказал выволочь его за город. Тогда четыре пары волов, выволокли дракона за город на огромное поле. В тот день приняло крещение двадцать тысяч мужей, не считая женщин и детей. Царь же, чтобы почтить Пресвятую Деву Марию и святого Георгия, построил церковь необычайной величины. Из-под ее алтаря вытекал источник живой воды, которая исцеляла всех больных, которые ее пили. Царь же хотел предложить святому Георгию множество денег. Тот отказал их принять, посоветовав раздать их убогим. Георгий еще кратко поучил царя о четырех делах, а именно: чтобы заботился о церкви Божьей, почитал священников, внимательно участвовал в богослужениях и всегда помнил о бедных. Потом, поцеловав царя, уехал.
Во-вторых, святой Георгий победил мир. Ибо этот мир боролся с ним посредством успеха и невзгод. Посредством успеха тогда, когда Дациан соблазнял его лестью и обещаниями даров, чем обычно многих можно обмануть. В Книге Премудрости Сираха читаем: дары и подарки ослепляют глаза судей (ср. Сир 20,29; Вульгата 20,31). Мир боролся с Георгием также устраивая торжества в его честь. Весь город был украшен, чтобы искусить его таким оказанием почета. Он всем этим пренебрег. Во-вторых, мир боролся с ним посредством невзгод, то есть причиняя ему различные страдания, а были то огромные страдания. Среди других мучеников было только трое, которые претерпели большие мучения, а именно: Викентий, Лаврентий и Екатерина. Викентий претерпел распятие на крюках, вырывание внутренностей и натирание солью. Лаврентий – поджаривание на решетке, Екатерина – пытки от размещенных вокруг и вращающихся ношей и лезвий. Все эти и еще большие страдания испытал святой Георгий.
Читаем о нем, что, когда во времена императора Дациана* вспыхнули такие гонения на христиан, что в течение только одного месяца семнадцать тысяч из них одержало венец мученичества, святой Георгий, тронутый сердечной болью, сказал: «Все божества языческие – это злые духи, небеса же сотворил Господь!» Разгневанный наместник сказал: «Как смеешь ты столь дерзко наших богов называть злыми духами! Скажи мне, откуда ты происходишь и как тебя зовут!» Георгий ответил: «Зовут меня Георгий. Происхожу я из Каппадокии, из знатного рода. Благодаря помощи Христа, я прибыл в Палестину, чтобы лучше служить Богу Небесному». Когда же наместник не смог склонить его изменить убеждениям, приказал пометить Георгия на механизме пыток и все его тело разрывать крюками. Более того, уместив возле вскрытых внутренностей горящие лучины, приказал солью натирать его раны. В ту же ночь Георгию явился Господь в ярком сиянии и сладостно подкрепил его, ибо Его полный сладости образ и голос так укрепил святого Георгия, что ни во что не ставил пытки. Дациан, видя, что не может победить его пытками, позвал одного чернокнижника и сказал ему: «Христиане благодаря своим магическим трюкам насмехаются с пыток и пренебрегают приношением жертв нашим богам». Чернокнижник ответил: «Если я не преодолею его трюки, приговори меня к смерти». Посему, надеясь на свое колдовство и призывая имена божеств, он подмешал яд в вино и подал Георгию, чтоб выпил. Тогда муж Божий, перекрестившись, выпил все, ничуть не повредив себе. Чернокнижник, увидев это, с плачем пал к его ногам, прося прощение и крещение. Сразу после этого судья приказал его казнить.
Разгневанный Дациан приказал ввергнуть Георгия в расплавленный свинец. Тот, перекрестившись, погрузился в нем и с Божьей помощью почувствовал себя как бы в целительной ванне. Потом Дациан приказал влить ему кипящий свинец в горло, но и это ничуть ему не повредило. Тогда он сказал Георгию: «Негодяй, скажи, какие это магические чары помогают тебе выдержать все эти пытки?» Георгий ответил: «Это никакие не чары, а Божьи дары». Тогда Дациан приказал разбить молотками его лицо до самого мозга, потом повесить за ноги и дымом окуривать его голову, чтобы задохнулся, но и этим немного ему повредил. Тогда он приказал его снять, ввергнуть в темницу и там мучить голодом, а не его животе положить огромный камень, чтобы ним раздавленный, испустил дух. Но слуги, которые утром пришли к императору, сказали, что святой Георгий здоров и поет, прохаживаясь по темнице.
На следующий день Дациан приказал поместить Георгия на колесе, утыканном обоюдоострыми мечами, но колесо тотчас же сломалось, и Георгий остался невредимым. Увидев это, Дациан решил обещаниями смягчить того, кого не мог победить угрозами и пытками. Посему сказал: «Сын мой, видишь ли, сколь милостивы мои боги, которые тебя, святотатца, столь терпеливо сносят, и несмотря ни на что готовы тебя простить, если ты захочешь обратится. Посему, сделай, дражайший сын, то, к чему я тебя призываю и отрекись от суеверий, принеси жертвы нашим богам, чтобы они и мы возвели тебя в великому достоинству». Георгий, усмехнувшись, сказал: «Чтобы ты уже больше ничего не говорил, скажу тебе, что льстивыми словами ты не убедишь меня больше, чем пытками, но вот я готов сделать то, к чему ты меня склоняешь». Дациан, обманутый этим обещанием, обрадовался и приказал герольду объявить, чтобы все собрались и увидели, как Георгий, который так долго сопротивлялся, наконец уверовал и приносит жертвы. Когда же от радости украсили весь город, Георгий вошел в храм божеств и пав на колени, в присутствии всех просил Господа, чтобы до основания разрушил этот храм вместе с его божествами, чтобы ради Его славы и ради обращения народа ничего от него не осталось. И тотчас огонь, упавший с неба, сжег храм с идолами и жрецами, земля же разверзлась и поглотила все, что осталось. Услышав об этом Дациан, приказал привести Георгия и сказал ему: «Какие чары ты использовал, негодяй, совершив такое преступление?!» А Георгий ответил: «Царь, не верь тому, что говорят, но иди со мной и посмотри, что я приношу жертву». Царь на это: «Я разгадал твое коварство, ибо ты хочешь сделать так, чтоб и меня поглотила земля, как ты сделал с храмом и моими богами». А Георгий ответил: «Скажи мне, несчастный, каким образом помогут тебе эти твои божества, если они сами себе не смогли помочь?»
Царь, премного разгневавшись, обратился к своей жене Александре: «Я умру побежденным, ибо вижу, что этот человек меня победил». Жена же ответила: «Ты жестокий тиран и палач, разве я не повторяла тебе постоянно, чтобы ты не гнал христиан, поскольку их Бог воюет защищая их. Знай же, что и я хочу стать христианкой». Пораженный царь воскликнул: «О, горе мне, вот и тебя обманули!» И приказал повесить ее за волосы и очень долго ее бичевать, а она, когда ее истязали, спросила Георгия: «Георгий, свет истины, буду ли я спасена, ведь я еще не возродилась из воды крещения?» А святой Георгий: «Будь спокойна, дочерь, поскольку твоя пролитая кровь будет почитана крещением и венцом мученичества». Тогда она, молясь, отдала Господу дух.
На следующий день Дациан приказал протащить святого Георгия по всему городу на веревке, привязанной к его шее. Так сражался этот преславный муж с миром. И более того, этот Дациан приказал сделать сосуд в форме кувшина, в котором изнутри были вбиты железные гвозди, и в этом сосуде катили Георгия по всему городу. Когда уже все его тело было исколото, приказал его вытащить и вбив ему гвоздь в живот, бросил в подземелье. Поскольку святой Георгий переносил столь страшные муки, мог сказать то, что было написано в Маккавейской Книге: Господи, имеющий совершенное ведение, Ты знаешь, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания (2Макк 6,30). Так вот, страдания его были многими, как вы слышали, а также длительными, ибо страдал он долгое время, а именно четыре года.
В-третьих, святой Георгий победил собственной тело, которое жаждет удовольствий и наслаждений. Противясь плотским удовольствиям, он выпил яд, а восставая против наслаждений, сохранил целомудрие. Ибо был он прообразом будущей жертвы Христа, что было представлено в Книге Чисел, где Господь говорит Моисею: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе красную корову, полнолетнюю, без порока, у которой нет недостатка, на которой не было ярма (Числ 19,2). Потом следует добавить: пусть ее принесут в жертву Господу. Святой Георгий был красным от пролитой крови, его стойкость свидетельствует о полноте годов, не было в нем никакого порока нечистоты и не носил он ярма какого-либо прегрешения.
Как вы слышали, он выдержал страдания, наносимые телу, а поскольку столь мужественно сражался и победил своих врагов, Господь вознаградил его как стойкого и храброго рыцаря. Во-первых, наградил его так, что дал ему власть над смертью. Читаем о нем, что, когда вывели его из темницы за город на место казни, было там огромное множество тел и человеческих костей. Один же из семидесяти царей, которых император пригласил на зрелище, сказал Георгию: «Теперь мы хотим убедиться в силе твоего Бога, ради которого ты претерпел так много, воскреси же всех этих умерших». Он ответил: «Вы никоим образом недостойны, чтобы получить какую-либо Божью милость, однако ради укрепления верующих и для того, чтобы вы познали, что Он – истинный Бог, сотворивший небо и землю, я попрошу Его, чтобы этим умершим соблаговолил вернуть жизнь». И тотчас все теле восстали, а Георгий окрестил тех и многих других, который увидев чудо, уверовали во Христа.
Во-вторых, Господь наградил Георгия также таким образом, что, когда тот находился в подземелье с животом, пробитым гвоздем, сам Бог посетил его и извлекая, как лекарь гвозди, поддержал его.
В-третьих, Господь наградил его также таким образом, что о что бы он не попросил в смертный час, был бы выслушан. Читаем о нем, что перед самой смертью он пол на колени и молился, говоря: «Господи Иисусе Христе, прошу, чтобы Ты не отдалил души моей от Себя и Своей благодати, и чтобы соблаговолил выслушать каждого, кто будет мена призывать в нужде». И был услышан голос с неба, говорящий, что был он выслушан. И так он отошел ко Христу.
* Упоминаемый только в этой легенде Дациан (Дакиан, Дадиан), был наместником (Палестины?) при императоре Диоклетиане. В «Золотой легенде» сказано: На Никейском соборе легенда о Георгии была включена в число апокрифических сочинений, поскольку не известно точно, в каком месте свершилось его мученичество. В Календаре Беды говорится, что Георгий пострадал в персидском городе Диасполе, который прежде назывался Лидда и находился неподалеку от Яффы. В одном сочинении сказано, что он принял страдания при императорах Диоклетиане и Максимиане; в другом же — что он был казнен при Диоклетиане в присутствии семидесяти царей его империи. Еще говорят, что Георгий пострадал при правителе Дакиане в царствование Диоклетиана и Максимиана.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий