Братья Проповедники и миряне

4/20/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, I. Позднее происхождение Третье Доминиканского Ордена, 3.

С самого начала существования Ордена св. Доминик и некоторые братья спонтанно и весьма плодотворно служили среди мирян, преданных благочестивым практикам, особенно среди женщин. Деятельность Иордана Саксонского и его сердечного друга Генриха Кельнского среди «дев, вдов и настоящих кающихся» является тому подтверждением. Свидетельства о таковой деятельности находим в Libellus de principiis ordinis Praedicatorum, а также в письмах Иордана к Диане д’Андало. Особенно в Италии росло число мирян, старающихся воспользоваться служением Братьев Проповедников. Болонский канонист Иоанн де Део, в 1247 году говорит о их способе жизни, как о чем-то абсолютно новом: Quae de pulvere nuper surrexerunt. Значительное развитие Ордена Покаяния в Ломбардии шло в паре с этой экспансией и выражалось в богатстве названий, которыми именовали этих мужчин и женщин: Fratres de Paenitentia, fr. de Paenitentia vitae conjugatorum, continentes religiosi viri, pinzocheri. Sorores de Paenitentia, vestitae (talis conventus), mantellatae, beginae (beghinae, beguinae), bizochae, pinzocharae, religiosae mulieres.

Некоторые из этих названий ясны. Mantellata является аллюзией к черному плащу. Плащ такого цвета являлся знаком мирян, связанных с Проповедниками. Название бегинок наиболее распространенное, может обозначать сестер покаяния, а также всякого рода благочестивых женщин, которые согласно уставу или же без него, с обетами или без обетов, в одиночестве или в общине сохраняли целомудрие; происходит оно, наверное, как и название bizocha, от итальянского bigio, то есть серого грубого сукна, служившего одеянием для этих набожных женщин. Если речь идет о pinzochara, значения этого итальянского слова точно не знаем; его повсеместно употребляли как заменное со словом mantellata: instar mantellatarum, sive pinzocherarum ordinis Fratrum Praedicatorum.

В то время как кающиеся мужчины группировались в настоящих братствах согласно образцу из Мемориала 1221-1228 годов, отдававшиеся покаянию вдовы и девы оставались в своих домах, особенно в городах. Тем более замужние женщины. Иногда их допускали к принятию плаща или велона в каком-нибудь монастыре, как например vestitae Sanctae Mariae Novellae во Флоренции. Bizocae fratrum sancti Dominici, о которых слышим в Агосте на Сицилии в 1246 и в 1258, а также Dominae de Paenitentia plateae Sanctae Mariae Novellae во Флоренции, жили совместно в одном из домов расположенных недалеко от монастыря, в церковь которого они часто ходили.

Встречаем также такие группы в Провансе, в Германии, и во Франции, где до 1255 года хроника Ришера де Сенс упоминает об их pusilla habitacula, в которых частично жили девы, а частично matronae viduae continentes, частично обращенные meretrices, дворянки или другие женщины, которые желали вверить себя духовному и орденскому руководству Проповедников. В их церкви они приходили за милостыней и на мессу sicut moris est beguinarum. Вспомним, что св. Доминик в 1215 году, когда основывал первую общину Проповедников в Тулузе в доме Петра Селана, взял на себя опеку над приютом для обращенных блудниц возле ворот Арнауд-Бернард. Дальше на север это женское движение под влиянием епископов и легатов становится более стабилизированным. Во Франции, Голландии и Рейнской области возникают крупные общины бегинок, часто вверенных пастырской опеке Проповедников; появляются даже настоящие ордена, как например Кающиеся св. Марии Магдалины в Германии, основанные в Вормсе в 1224 году, в 1232 приняли устав доминиканок из монастыря св. Сикста. Но и в Германии множество кающихся остающихся в кругу влияния ордена жили в одиночестве или в небольших группах. По мере того, как они начинали отличаться велонами, одеяниями, и даже принесением обетов – от обычных набожных женщин, называемых devotae fratribus – многие Проповедники должны были обходить запреты, находящиеся в Конституциях 1228 года: «Никто с этих пор не станет остригать волосы какой бы то ни было женщине, и давать облачение и допускать к принесению обета (целомудрия)».

продолжение

No Comment

Отправить комментарий