Проповедь De sanctis в день святого Войцеха, епископа и мученика Перегрина Опольского.
Изгнание св. Войцеха из Праги
Et vidi alium angelum…, descendentem de caelo amictum nube, et iris in capite ejus, et facies ejus erat ut sol (Откр 10,1).
В этих словах подчеркнуто три правды, касающиеся святого Войцеха: во-первых, его святая жизнь, ибо сказано: И видел я другого Ангела, сходящего с неба, облеченного облаком; во-вторых, его награда, то есть вознаграждение, которое он получил Бога, ибо сказано: на голове его была радуга; в-третьих – благодеяния, которое он для нас выслужил, ибо сказано: и лицо его как солнце.
Когда речь идет о первом, заметь, что ангел обладает чертами, из-за которых Войцех сравнивается с ним. Во-первых, природа ангела – непорочно чиста, ибо он никогда не грешит и не может согрешить. Во-вторых, заданием ангела является исполнение посольства, поэтому название ангел переводится «посланец». Эти две черты можем заметить у Войцеха и потому справедливо называем его ангелом. Первым ангелом был святой Станислав, вторым – святой Войцех. Ибо как эти два ангела своими крыльями осеняли ковчег Господень, так и они своей опекой, своей помощью и своими молитвами хранят и осеняют ковчег Господень, то есть Церковь.
Так, святой Войцех назван ангелом из-за чистоты, которой отличался. Ибо сохранил он непорочную чистоту до самой смерти. Читаем о нем, что, когда он родился, был весьма прекрасен. Его родители, увидев это, хотели святого Войцеха посвятить мирской жизни, но Бог, который хотел, чтобы он стал ангелом, послал на него тяжкую хворь. Родители, опасаясь смерти мальчика, пожертвовали его на алтаре Пресвятой Девы и принесли обет, что это дитя будет жить в чистоте, и он тотчас выздоровел.
Читаем, что, когда был он уже юношей и посещал школу, его товарищи, зная, что он очень скромен, по пути из школы шутки ради толкнули его на какую-то девушку. Когда это случилось, мальчик начал горько плакать, а когда его спросили почему он плачет, он ответил: «Разве могу я не плакать, ведь я утратил целомудрие, которое обещал Пресвятой Деве?» Теперь наверняка немного найдется таких Войцехов!
Свидетельством этой его совершенной чистоты было видение, которое имел некий отшельник. Узрел он, что с неба спустились два белоснежных льняных полотна, которые несли ангелы, и подхватив душу святого Войцеха, вознесли ее в небо. И потому святой Войцех справедливо назван ангелом, ибо, храня целомудрие, вел ангельскую жизнь. Иероним говорит: «Ибо оставаться во плоти, а жить вопреки плоти, это не человеческая жизнь, но ангельская».
Ангелу положено также исполнять посольство. Много имеем тому примеров, что обязанностью ангелов является передавать людям Божьи распоряжения. Так Гавриил был послан к Пресвятой Деве, которая, зачав, родила Сына Божьего. Был он посланником также и тогда, когда должен был родиться Иоанн Креститель. Ангелы также были посланы, чтобы вывести Лота из Содома. Подобно и наш ангел, то есть св. Войцех, пребывая на свете, был Божьим посланником. И особенно тогда, когда вверенный ему народ, обращал на путь добродетели. Ибо когда был он епископом в Праге, видел, что народ его духовно подвержен угрозе, а наиболее по причине трех грехов, которые там распространялись, а именно: разврат, который царил среди духовенства, из-за того, что мужчины имели много жен, и из-за кривд, которые дворяне причиняли убогим, так как хватали их и продавали евреям. Их всех святой Войцех поучал, как они должны жить согласно Божьей воле.
Однажды, когда святой Войцех почивал на своем ложе, явился ему Христос, говоря: «Меня продают евреям, а ты в это время спокойно спишь!» А он, оставив епископское достоинство и народ, который не хотел слушать его наставлений, прибыл в Рим и, вступив в монастырь на Монтекассино, вел там святую жизнь среди тамошних братьев. В монастыре он вынужден был жариться в грязной кухне. Святой Войцех смиренно исполнял свои обязанности, однако он снова был призван на свою кафедру и как истинный посланник Христа начал снова проповедовать своему народу слово Божье. Они же, выгнав его, рассеяли всех его родных: одних убили, а других продали. Войцех, оставив Чехию, отправился в Венгрию, где проповедовал слово Божье и многих обратил.
Наконец, Войцех прибыл в Польшу, где обратил в веру князя Болеслава и большую часть его люда. Далее, отправившись в Пруссию, начал там проповедовать слово Божье, но разгневанные жители той земли, ударами палок хотели выгнать его из своей страны. Наконец, их первосвященник, замахнувшись копьем, поразил Войцеха, а также и другие, бросив в него копья, принесли его в жертву Христу, как мученика. И так действительно святой Войцех был ангелом, ибо до самой смерти имел на своих устах распоряжения Христовы.
Во-вторых, была подчеркнута его награда, то есть вознаграждение, которое получил от Бога, когда было сказано: а на голове его радуга, то есть – венец. Радуга же сложена из трех цветов, а именно: желтого, красного и голубого, что означает тройной венец, который святой Войцех получил от Господа. Венец же принадлежит девам, проповедникам и мученикам, а он, поскольку сохранил целомудрие, был проповедником и мучеником, потому получил от Бога этот тройной венец. Посему справедливо сказано: а не голове его венец.
В-третьих, подчеркнуты были его благодеяния, которые он нам уделяет и которые приготовил для многих, ибо сказано: и лицо его как солнце. О солнце говориться три вещи. Во-первых, солнце своими лучами освещает евреев, язычников и христиан, во-вторых – согревает, в-третьих – животворит. Если бы не было солнца – как говорят ученые природоведы – никто не мог бы жить. И эти три характеристики имело наше солнце, то есть святой Войцех.
Во-первых, солнце освещает. О, сколько же грешников Войцех осветил своим святым примером и своим учение! Воистину, почти всю Польшу и Пруссию.
Солнце также согревает. Подобно и он согревал убогих, которых одевал. Читаем о нем, что свои доходы он разделил на четыре части: одну часть отвел на нужды церкви и ее ремонты, вторую часть – для своих каноников, третью – для убогих, а четвертую – на собственные расходы. Ежедневно также кормил двенадцать убогих, но часто также приказывал приходить к столу иным, которых подкреплял.
Солнце также животворит. Все то, что зимой было как бы мертвым, с приходом лета, когда солнце в полноте пригревает, оживает и расцветает. Так наше солнце, то есть святой Войцех, многих оживил духовно и телесно. Подобно как солнце имеет огромную силу, так и Войцех имел огромную силу творить чудеса.
Читаем, что многим он вернул дар речи. Когда он проезжал через Польшу, прибыл на Поморье и в одной деревне спросил про путь, но поляки, которые его увидели, начали над ним смеяться, не желая показать ему дорогу. Бог покарал их таким образом, что все утратили дар речи. Позднее, когда святой Войцех проповедовал слово Божье и отовсюду люди собирались к нему, прибыли и те, пали к его ногам и горячо просили прощения. Когда Войцех их благословил, тотчас к ним вернулся дар речи.
Читаем также, что, когда святой Войцех был убит, его тело бросили в реку. Какая-то рыба сразу схватила и проглотила его палец. Тотчас снизошел на эту рыбу небесный свет, как сияние свечи. Рыбаки, увидев это, бросились за рыбой и поймав ее, выпотрошили и нашли в ее желудке еще истекающий кровью палец.
Читаем о святом Войцехе, что, когда он пребывал в монастыре возле Рима, на Монтекассино и однажды испил напиток из чаши, принадлежавшей аббату этого монастыря, в результате дьявольских козней, покачнулся и упал, но упал на пол так, что ни чаша не разбилась, ни вино не пролилось.
Прославился он также многими другими чудесами, как при жизни, так и после смерти.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий