Узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его

8/23/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Варфоломея, апостола Перегрина Опольского.

Arcta via est, quae ducit ad vitam: et pauci sunt qui inveniunt eam! (Мф 7,14).

Святой Матфей, видя, что в сегодняшний день святой Варфоломей входит в жизнь вечную, указывает нам путь, которым мы должны идти, следуя за ним, если хотим достичь жизни вечной, и говорит: узок путь, ведущий в жизнь. Если речь идет об этих словах, можем заметить, что Сын Божий указал нам двоякий путь. Один – широкий, ведущий в ад (ср. Мф 7,13). И мы должны его избегать. Второй путь – узок и именно он ведет в царство небесное. Его мы должны стойко держаться.

Так, считается, что первый путь широк, ибо много таких, которые ним идут. Ибо шел ним Люцифер со своим бесконечным воинством, когда был низвергнут с неба. Шли ним Адам и Ева. Тем же самым путем шли также жители Содома, когда три страны и пять городов были погребены со всеми людьми и всем их именьем. Тем самым путем шли также те, кто подвергся истреблению потопом. Потому, что шли ним так много злых духов и такое бесчисленное количество людей, верно говориться, что он широк. Верно также называют его широким, поскольку много таких, которые идут ним сегодня. Ибо ежедневно идут этим путем все евреи, все язычники, все неверующие, а также семь толп христиан, то есть все гордецы, завистники, гневные, развратные, ненасытные, алчные и ленивые. Также из тысячи умирающих, едва одна душа – или только немного больше – спасена. Все другие идут этим путем, и потому справедливо говориться, что он широк.

Второй путь назван узким и есть рядом с ним три тропинки, которыми идут три рода людей в этом мире. Они представлены под видом Товии, ангела и собаки. Товия по распоряжению отца должен был идти в дальний путь. Взял он с собой собаку, а присоединился к нему ангел Господень и шли они вместе этим путем (ср. Тов 5,15-6,1). «Глосса»: Собака символизирует людей плохих, которые ни о чем не заботятся. Так как собаки, эти люди также не чувствуют стыда в том, что им говорят друзья или проповедники. Ибо хотя они и одергивают их и хотят возбудить в них страх, плохие люди всегда делают то, чего хочет природа. Ангел символизирует людей добрых и чистых. В мире немного таких, однако, хоть и редко, можно их встретить. Ты же, если не можешь жить как ангел, по крайней мере живи как человек. Не как собака со своей завистью, не как лев ради своей гордыни, не как волк своим гневом, не как лис с неверностью, но как человек, созданный по образу Божьему. Посему ты, если хочешь идти этим путем к Богу, должен хранить поучения, какие дал своему сыну Товит.

Во-первых, нужно, чтобы ты горячо любил Бога и никогда не выбрасывал Его из своего сердца: ни в заботах, ни в радостях. Когда же придет к тебе какая-нибудь злая мысль, тогда осознай то, что, хотя люди не видят твою мысль, Бог ее видит. Тогда она тотчас тебя оставит. Таким образом ты удержишь Бога в своем сердце. Увещевал также Товит сына, чтобы чтил он матерь: почитай матерь свою…; ибо должен ты помнить… сколько скорбей она имела из-за тебя в жизни своей (ср. Тов 4,3-4). Нужно также давать милостыню убогим. Но как? Правильно, если будешь иметь много, давай щедро, ибо не отвращай очей своих от убогого (ср. Втор 15,9). Поскольку исполнял эту заповедь сам Сын Божий, истинно шел этим узким путем. Ибо воистину узок тот путь, которым шел и прошел Христос: а именно путь через сорокадневный пост и в конце через распятие на кресте. Ибо там был Он так сильно распят и потерял столько крови, что можно было сосчитать все кости Его (ср. Пс 21,18). Ибо надлежало, чтобы Христос пострадал и так вошел в славу свою (ср. Деян 17,3). Воистину, Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр 2,21).

Поэтому святой Варфоломей, торжество которого мы сегодня празднуем, этим узким путем лишившись собственной кожи и израненный многими другими страданиями, вошел в жизнь. А как это случилось, сейчас услышите. Читаем о нем, что, когда он прибыл в Индию, которая лежит на конце света, вошел в храм, где воздавали честь божеству по имени Астарот. В идоле этом находился бес, который говорил, что исцеляет больных. Когда храм наполнился больными, которые, однако, не могли получить никакого ответа от божества, отправились в другой город, где чтили другое божество по имени Берит. И когда спрашивали, почему Астарот не дал им ответа, Берит сказал: «Бог ваш связан огненными цепями и не может ни вздохнуть, ни откликнуться с того часа, как в храм вошел апостол Бога Варфоломей». Тогда его спросили: «А кто этот Варфоломей?» Бес ответил: «Это друг всемогущего Бога и прибыл он в эту страну для того, чтобы уничтожить всех ее богов». А они ответили: «Дай какие-нибудь приметы, по которым мы бы смогли его распознать». Бес же сказал им: «Волосы у него черные, вьющиеся, лицо светлое, большие глаза и длинная борода. Он одет в белый плащ. Уже минуло двадцать шесть лет, как его одеяния не ветшают и не пачкаются. Сто раз в течении дня он молится на коленях, и сто раз ночью. Сопутствуют ему ангелы Божьи, которые никогда не дают ему почувствовать усталость или голод. Он всегда радуется, все знает, говорит на языках всех народов и уже теперь знает, что я с вами разговариваю. Когда будете его искать, покажу его вам, если он того захочет, если же не захочет, вы не сможете его найти. А еще прошу вас, когда найдете его, скажите ему, чтобы не приходил сюда, чтобы его ангелы не сделали со мною то, что сделали с моим товарищем». Когда же они искали его два дня и не нашли, однажды какой-то человек, которого считали одержимым бесом, воскликнул: «Апостол Божий, сжигают меня твои молитвы!» А он сказал: «Замолчи и выйди из него!» И тотчас этот человек был освобожден от беса. Услышав это, царь той страны Птолемей, дочь которого страдала лунатизмом, послал за апостолом, чтобы тот пришел к нему и исцелил его дочь. Когда апостол пришел к ней и нашел ее скованную цепями, так как она кусала тех, кто к ней приближался, приказал ее развязать. А когда слуга не осмеливался к ней подойти, сказал: «Я уже держу связанным того беса, который ею завладел, а ты боишься». И как только ее развязали, она тотчас была освобождена от беса. Апостол же сказал царю: «Если захочешь окреститься, я покажу тебе твоего господина, скованного огненными цепями».

На следующий день злой дух начал кричать: «Несчастные! Перестаньте приносить мне жертвы, чтобы вы не испытали больших страданий, чем я». Апостол тотчас приказал бесу выйти, и сам разбил идол божества. И злой дух тотчас вышел и поразбивал все статуи. Тогда апостол показал народу очень черного негра, которому приказал уйти в пустыню, где до самого судного дня он не будет вредить никому из людей. Потом, по прочтении молитвы, все больные были исцелены. Тогда явился там ангел Господний и в четырех углах храма сотворил крестное знамение, говоря: «Так как я всех вас исцелил, так и этот храм будет очищен от всякой грязи». И посвятил его имени Христа. Тогда царь принял крещение вместе со своей женой и со всем народом. Тогда собрались жрецы и отправились к царскому брату Астрагесу с жалобой на апостола, что утратили они своих богов, а царь был свергнут при помощи чернокнижного искусства. Разгневанный царь сказал апостолу: «Ты ли тот, кто сверг моего брата?» Апостол ему ответил: «Я его не сверг, а обратил». Тогда царь сказал: «Так как ты сделал так, что мой брат оставил своего бога и уверовал в твоего, так и я сделаю, что ты отвергнешь своего Бога и принесешь жертву моему». Апостол сказал ему: «Я связал то божество, которому покланялся твой брат, показал ему его связанным и заставил его разбить свою статую. Если ты сможешь это сделать с моим Богом, тогда сможешь склонить меня к своей вере. Если же я разобью твоих идолов, ты уверуешь в моего Бога!» Когда он еще говорил, царю донесли, что его идол Балдах упал и разбился. Услышав это, царь приказал бить апостола палками и с избитого живьем содрать кожу, а потом обезглавить. И таким образом узким путем Варфоломей вошел в жизнь вечную, которую и нам соблаговолит дать и т.д.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий