Был брак в Кане Галилейской…

1/16/2022, No Comment

Проповедь De tempore во второе воскресение после Богоявления Перегрина Опольского.

Nuptiӕ factӕ sunt in Cana Galilӕӕ (Ин 2,1).

Заметим, что существует троякий род супружества: супружество телесное, то есть мужчины и женщины, которого касается брачный пир в сегодняшней евангелии; супружество духовное, между Богом и душой; и супружество вечное, которое настанет в небесной отчизне.

Если речь идет о первом супружестве, то верные должны его уважать, и тем самым не должно его подвергать опасности нашей безрассудностью. Эти две вещи в сегодняшней евангелии составляют неразрывную цепь. Супружество же достойно похвалы ради огромного значения, которое предает ему Бог.

Во-первых, его значение подчеркивает то, что является оно общиной, которую основал сам Бог. Ибо другие общины основывали святые. Так св. Бернард основал общину серых братьев, св. Бенедикт - общину черных монахов, св. Доминик – орден проповедников и т.д. А супружество установил сам Бог. Воистину, счастливы те, кто имеет столь достойного аббата. Среди семи таинств, таинство супружества является наиважнейшим, ибо было установлено первым.

Во-вторых, значение супружества подчеркивает то, что было оно установлено в наиболее счастливое время, которое когда-либо было, так как перед первородным грехом, то есть до того, как человек согрешил. И это значит, что человек, если захочет, может жить в браке без греха. Поэтому горе тем, кто так не делает!

В-третьих, о значении супружества свидетельствует то, что было оно установлено в более достойном и счастливом месте, чем этот мир, а именно в раю, который, однако нельзя называть местом, а страной. Ибо является он землей царской, которую увы, мы утратили из-за греха прародителей. А то, что установлено оно было в раю, значит, что люди, пребывающие в браке, если будут жить учтиво, могут достичь наиболее прекрасного рая, то есть царства небесного.

В-четвертых, значение супружества подчеркивает и то, что сам Господь признал это состояние счастливым и благим, и особенно святым. Ошибаются те еретики, которые говорят, что никакой человек, живущий в браке не может быть спасен. Этот их взгляд Господь полностью опроверг, когда сам с Матерью и учениками пришел на брачный пир и украсил его чудесным знамением. Посему можно быть уверенным, что, если бы ценности супружества не были бы милы Богу, никогда бы Он не пришел с Матерью и учениками на свадьбу и не удостоил бы их необычайным чудом.

Посему те, кто учтиво пребывает в состоянии законного супружества, должны иметь в себе пять добродетелей. Во-первых, любовь. Но какой должна быть эта любовь? Воистину, чтобы никакая другая женщина не могла быть для тебя столь прекрасной, столь благородной, столь богатой и столь властной, что смог бы полюбить ее более, чем свою жену. Ибо именно это Апостол наказал, говоря: Мужья, любите своих жен (Эф 5,25). Ибо так ты должен любить ее, чтобы никогда не сказал ей злое слово и никогда ее не ударил бы. Но я боюсь, что много таких, которые в трактире, возмутившись во гневе, охотно вступили бы в драку. Но не имеют отваги ударить того, кто их оскорбил, поскольку знают, что тот ответит ему кулаком. Такие то, придя домой, за обиду, которая встретилась им в трактире, отвечают жене. Хватают ее тогда за волосы, таскают из угла в угол. Посему любовь должна быть такой, чтобы ты как словом, так и действием не трактовал жену плохо. Ибо должен ты помнить, что ради тебя она оставила отца и матерь и пошла за тобой. Именно это завещал Бог Адаму, когда было сотворена Ева.

Ты должен её также любить так, чтобы обеспечить для нее все то, что и для себя, т.е. одежду, питание и жилье. Но я опасаюсь, что много таких, кто не оставляет женам никакой свободы в таких делах, все от нее запирают, так что иногда она не может удовлетворить потребности своих детей и не имеет чем заплатить за баню. Не знаю, что в таких случаях посоветовать.

Но расскажу вам пример о привычках белки. Осенью, когда белка чувствует, что приближается зима, начинает искать дупло. Когда его найдет, самец вместе с самкой приносят в дупло орехи и наполняют его запасами на зиму. Когда упадет первый снег и белки ничего не могут найти себе в пищу, самец спешит к дуплу, в котором спрятал орехи, начинает их разгрызать и есть. Тогда прибегает самка, которая также хочет войти в дупло и есть орехи. Но самец никоим образом не позволяет ей войти внутрь. Тогда бедняжка бежит к другому дуплу, но и там самец ее не пускает. Тогда, видя, что он сильнее и не она не сможет его превозмочь, постепенно перемещаясь вниз ствола, снизу царапает коготками и надгрызает зубами, пока не сделается небольшое отверстие, чтобы добраться до орехов. Потом она начинает прислушиваться и когда слышит, что самец грызет орехи вверху, она грызет внизу. Я вас, жены, не учу, даже запрещаю вам делать большие дыры. А жены говорят так: «Молодец наш проповедник, ибо так хорошо говорил, защищая нас от наших мужей». Слушай, хочу сказать тебе нечто иное. Ибо иногда случиться, что жена заслужит одну пощёчину от мужа. Но не более. Но я надеюсь, что тут нет таких жен, которые хотели бы воспротивиться мужьям хоть бы одним словом; всегда делают они то, что мужьям нравится. Есть, однако, жены, которые постоянно идут мужьям наперекор, которые надевают плащ, называемый «vrowencrik» (бабская война). Говорят, что ткань эта более выносливая, чем пурпур. Этим плащом они так хорошо укрываются, что, если муж говорит: «Это бело как снег», она отвечает: «Как уголь».

Второй добродетелью является верность, которая заключается в том, один от другого не отдаляется. А если муж бросит тебя, ты должна пожаловаться своему Отцу, или Его Матери, чтобы обратили его. Так сделала одна жена, с которой поступал недостойно, так как связался с женщиной-блудницей. Так вот, жена та с великой набожностью пожаловалась Пресвятой Деве, говоря: «Вопию к Тебе, Госпожа, ибо эта преступная женщина похитила у меня мужа». И вот вскоре, по произволению Пресвятой Девы, преступная женщина прекратила это злодеяние, подобно, как и муж молившейся жены.

Третей добродетелью является супружеское воздержание, чтобы почтить священные дни.

Четвертая добродетель – это взаимопомощь, то есть чтобы один помогал другому, и чтобы не растратили свою собственность.

Пятая добродетель – это правильное и приличное воспитание детей, чтобы учить их доброму, как это делал Товит со своим сыном. Читаем о нем, что он с детства учил его бояться Бога и воздерживаться от всяческого греха. Не делал этого священник Илий (1Сам 2,22). Когда услышал, что сыновья его совершили грех в храме, ибо спали с женщинами, только легко – как мы узнаем – корил их. Поэтому Бог послал на него и на его сыновей кару. А именно, Илий упал с седалища и сломав шею, умер (1Сам 4,18). Сыновья же его погибли в битве (4,17). Так случится со всеми, которые оставляют вольности своим детям, а потом, когда дети повзрослели, хотели бы наказывать их битьем. Тогда дети уже намного сильнее, чем они и пренебрегают словами родителей. Таких постигнет судьба Илия, ибо упадут с седалища, а именно с такого, на котором должны были бы восседать в небе. Более того, ослепнут, подобно как Илий стал незрячим перед смертью, ибо окажутся в аду, где не будет светить им ни свет Божества, ни Марии – звезды моря, ни святых ангелов.

Духовный же брак заключается между Богом и душой. В этом браке является великое милосердие Бога, который допускает грешную душу к супружеству с Собою. Аллегорией этого является супружество Моисея с эфиопкой, представленное в Книге Чисел (12). Моисей взял в жены эфиопку, но не мог изменить цвет ее кожи. Жена его была черной, незнатного происхождения и отвратной. Моисей символизирует Христа. Заключил Он брак с эфиопкой, то есть с грешной душой, которая в покаянии обратилась к Богу. Была она черна из-за греха, незнатного рода, поскольку была рабыней сатаны, и отвратительна из-за смрада. Но то, чего не мог сделать Моисей, совершил Христос. И делает Он это с каждой душой, которая к нему обращается, ибо из черной делает прекрасную и незапятнанную, из безродной и рабыни делает свободную, из отвратной делает благоухающую, так что может она сказать: мы – Христово благоухание (2Кор 2,15). Которая же душа жаждет сочетаться с Богом в этом духовном браке, должна поступать так, как было написано и аллегорически представлено в Книге Второзакония: Если… увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою, то есть греховные дела,… и снимет с себя пленническую одежду свою, то есть прежние привычки и светские нравы,… и будет она женою твоею (ср. 21,11-13). И ты так делай, если хочешь понравиться Богу.

Существует еще брак вечный. В Книге Откровения читаем: блаженны званые на брачную вечерю Агнца (19,9). Об этой брачной вечере говорит Лука: Когда ты будешь позван на брак (добавь: небесный),… садись на последнее место (14,8-10), а именно ради скромности, чтобы в конце быть возвышенным. Этот брак аллегорически был представлен как помолвка Артаксеркса и Эсфирь (Эсф 2). Артаксеркс переводиться «счастье» и символизирует Христа, который является счастьем, осчастливливающим всех приходящих к нему. Эсфирь переводится как «укрытая» то есть «смиренная». Посему душа, которая жаждет быть возвышена этим небесным Женихом, на земле должна уничижиться. Исидор говорит: «чем больше в собственных очах ты будешь презрен, тем более будешь прекрасен». Если же душа будет горда как люди тщеславные, не будет принята на этот брак. Будем же готовы прибыть на этот брак, ибо Жених уже нас ожидает. Если же мы это упустим, будут затворены перед нами врата небес, так как двери были закрыты пред пятью глупыми девами (ср. Мф 25,10). Чтобы мы все-таки заслужили войти, пусть поможет нам Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий